English version

Яд «белого золота» Центральной Азии

Культурная среда — 25 октября 2023 14:00
6 -1

Национальная идея как национальная трагедия – об этом совместная выставка казахстанской Aspan Gallery и узбекистанской 139 Documentary Center в Алматы.

Слово «PАХТА» в названии выставки сначала было не прочесть. Пакста, рахта? Нет, это на узбекском языке (на латинице) так пишется слово «пахта» – хлопок. Мақта по-казахски. Именно эта сельскохозяйственная культура стала для Узбекистана судьбоносной. У каждой страны-выходца из СССР есть свои травмы, которые до сих пор переосмысляются. Для Казахстана это гибель кочевой цивилиации и ашаршылык. Для Узбекистана – культивация хлопка. И выставка, которая открылась в начале октября в Aspan gallery, рассказывает и показывет, какие афтершоки от культивации хлопка узбекское общество испытывает до сих пор.

На выставке представлены работы девяти узбекских современных художников в разных техниках.
Кураторы – Яна Харашо и Тимур Карпов. Впервые выставку провели в Ташкенте в 2022 году в мультдисциплинарном пространстве «139 Documentary Center», а собирали ее организаторы в течение двух лет. За границей Узбекистана выставка экспонируется впервые.

Изображение 1 для Яд «белого золота» Центральной Азии
Куратор выставки Тимур Карпов около работы Александра Федорова Cotton Bomb

«”PАХТА” – первая выставка в Казахстане, посвященная теме хлопка в интерпретации современных авторов, рефлексирующих о значении хлопка как сельхозкультуры, полностью изменившей быт, контекст и ландшафт всей Центральной Азии, – говорит куратор Тимур Карпов. – Сто лет культивации хлопка на непригодных для этого землях вододефицитного региона привели впоследствии к самой масштабной экологической катастрофе – высыханию Аральского моря».

К слову, Тимур не первый год изучает проблему наследия культивации хлопка. Несколько лет он посвятил мониторингу хлопковых полей Узбекистана – для выявления принудительного труда, в том числе и детского. За это время он много раз преследовался властями, испытав на себе все карательные методы авторитарного режима, в том числе и пытки. И вот в 2022 году в Ташкенте стало возможным проведение такой выставки. По словам Карпова, власти выставку не запрещали и не закрывали, но куратор из спецслужб (такое практикуется в соседней стране) все-таки присматривал за организаторами. «Да, у нас есть куратор из спецслужб, но его работа наблюдательная, можно даже сказать – исследовательская. И это все, что сейчас идет со стороны властей, они нам не мешают и не помогают. И этот статус-кво позволяет нам работать и делать проекты, связанные с памятью и травмой», – сказал он.

Изображение 2 для Яд «белого золота» Центральной Азии
Диляра Каипова. «Большой хлопковый путь»

Для Узбекистана культивация хлопка сложная и многослойная тема, где замешаны не только вопросы колонизации/деколонизации, но и экологии, и манипуляции массовым сознанием, и гендерного неравенства. Миф о «белом золоте Узбекистана» стал паттерном не только визульным, в созданных людьми объектах (от мозаики на зданиях до узоров на бытовых предметах), но и был прочно внедрен в сознание не одного поколения узбекистанцев и с помощью пропоганды стал символом узбекской идентичности и национального достоинства.

И эта выставка-исследование видится как попытка работать с памятью и травмой, попыткой поддержать деколониальный дискурс в обществе, попыткой использовать триггер как повод говорить, и, наконец, попыткой разрушить годами романтизированный образ. «Авторы экспозиции пытаются разобраться, чем является ассоциация «Узбекистан – хлопок» для общества и культуры сегодня, насколько повсеместны символы, созданные советской пропагандой, как глубоко они проникли в окружающую нас повседневность, как трансформировали ее и какое значение имеют сегодня», – говорится в пресс-релизе к выставке.

Три работы на выствке посвящены незаконному использованию детского труда. Более ста лет, с конца XIX века и по 2015 год (!) Узбекистан практиковал принудительный детский труд на хлопковых полях. Дети работали наравне со взрослыми и жили в условиях голода и антисанитарии на полях. Несколько поколений людей на собственном опыте знают, что такое сбор хлопка, потому что почти каждый ребенком работал на хлопковом поле.

Изображение 3 для Яд «белого золота» Центральной Азии
Анна Иванова. «Дети собирают хлопок»

Этот вопрос поднимают Диляра Каипова («Пахтакор»), Анна Иванова («Дети собирают хлопок») и Александр Федоров (Cotton Bomb).

Изображение 4 для Яд «белого золота» Центральной Азии
Работа Умиды Ахмедовой

Умида Ахмедова («Пахта») представила часть своего визуального исследования идеологизации хлопка со времен СССР как символа будущего благополучия и процветания страны. На картографии Наби Агзамова видно, как нарушался водный баланс всего Центрально-Азиатского региона, что и и привело к экологической катастрофе – высыханию Аральского моря. Мало того, на поля с воздуха распыляли пестициды для сброса листьев, и эта химия останется в почве и воде навсегда.

Изображение 5 для Яд «белого золота» Центральной Азии
Наби Агзамов. Divided Waters: Disrupting the Sea

Вячеслав Ахунов смешивает советские символы (хлопок) и символы западного мира (пепси и кока-кола) в один орнамент и ставит вопрос о том, как одно заменяет другое, но травма остается, хотя она может и видоизменяться, приспособившись к текущему времени и конъюнктуре.

Изображение 6 для Яд «белого золота» Центральной Азии
Работы Вячеслава Ахунова

Еще одна работа Анны Ивановой («Хлопкоуборочный комбайн») затрагивает тему гендерного перекоса на хлопковых полях. По словам Тимура Карпова, до 75% рабочей силы на хлопковых полях составляли женщины. Надо отметить, что сбор хлопка это тяжелый физический труд, прибавьте к этому нечеловечские условия проживания. Но советская пропаганда на все вопросы имела свои ответы. В культ была возведена личность хлопкоробки, комбайнерки Турсынай Ахуновой, о которой слагали песни и поэмы, по ней «равняли» женщин страны и готовили их принять счастье на хлопковых полях. Но почему-то только мужчины могли сделать карьеру на хлопке и подняться вверх на социальном лифте, что они с успехом и делали, становясь биг-боссами.

Изображение 7 для Яд «белого золота» Центральной Азии
Анна Иванова. «Хлопкоуборочный комбайн»

«Монокультуре, хлопку подчинили миллионы людских жизней, ради хлопковой независимости СССР, сделав его культовым продуктом в сознании узбекистанцев», – написал Вячеслав Ахунов в своей книге «Консервы и консервация, пастеризация и стерилизация в домашних условиях».

Тем временем на сегодня доход от сбора хлопка в Узбекистане составляет $1 млрд, а переводы от трудовых мигрантов – $1,5. Выходит, что годами вдалбливаемый в головы узбекистанцев миф о «белом золоте», который преподносили и романтизировали на протяжении многих лет, не привел страну к процветанию и уж точно не дал людям обещанного счастья.

Выставка продлится до января 2024 года.

Фото автора


Гаухар Сатпаева

Поделиться публикацией
Комментариев: 6

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.

  1. Серго: 27.10.2023 в 13:25

    Айдар, какое ты убожество!
    Мелкопакостный, кто ты такой?, пыль космическая, на былую и великую страну рот открывать.
    Да, были перекосы, а сейчас в свободных республиках их поболее.
    И на хлопке ваши чинуши и наживались, дело Гдляна поищи. Как они разворошили ваш узбеко паучник.

  2. Султанша: 27.10.2023 в 11:52

    Яд ,,белого золота,, Центральной Азии — согласна на 100%

  3. Зоя: 27.10.2023 в 07:21

    С 8 по 10 класс возили на хлопок.В 10 классе продержали с сентября по декабрь.Поэтому экзамены сдавали не 8 ,а 4 предмета.

  4. Аноним: 26.10.2023 в 21:19

    Пахта хлопок пишется на латинском У́збекском алфавите буквой h если эти публикасты этого не знали из нашей страны хотябы для начало выучилибы гос У́збекский язык!

  5. Sasha: 26.10.2023 в 19:14

    Кто блин эту тему поднимает. Ну было такое время а сейчас его нет вы что думаете такого случая или исползования детского труда или народ нету настоящее время в других странах да в самой штатах до сих пор используется принудителный труд в провинциях они же молчать не делают выставки прикладного искусство

  6. Айдар: 26.10.2023 в 10:22

    Мы тоже собирали хлопок в детстве, но в Киргизии. Первый раз отправили в 5 классе. СССР ЭТО УБОГАЯ И ОТСТАЛАЯ СТРАНА