Япония – Центральная Азия: еще одна попытка перезагрузки - Exclusive
Поддержать

Япония – Центральная Азия: еще одна попытка перезагрузки

Предстоящие дни в Астане будут жаркими. Помимо консультативной встречи глав государств Центральной Азии 9-12 августа практически одновременно ожидается региональное турне премьер-министра Японии и первый саммит глав государств «Центральная Азия + Япония». Похоже, Токио намерен сбалансировать присутствие Китая и России в Центральной Азии.

Это будет еще одна встреча в формате «С5+1», где Япония объявит о пакете экономической помощи и выступит с предложениями по развитию Центральной Азии, в частности, в сфере декарбонизации. Токио также намерен способствовать развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), соединяющего Центральную Азию с Европой через Каспийское море.

Похоже, что Токио, терпеливо ждавший, когда Центральная Азия перейдет от деклараций к действиям в стремлении создать единый рынок, поверил в то, что регион готов к кооперации. Центральная Азия возвращается в сферу внешнеполитических приоритетов Японии даже несмотря на сохранение инвестиционных и политических рисков.

Кстати, именно Япония предложила формат «С5+1»в 2004 году. Токио надеялся создать некий аналог АСЕАН и даже АСЕАН плюс С5, но наши страны тогда еще не были к этому готовы.

Но и сегодня едва ли японцы смогут встроится в сложную цепочку взаимозависимостей Россия-Китай-Центральная Азия. Поэтому они прагматично намерены поддерживать любые проекты, которые нацелены на экономическую независимость региона. В частности, это Средний коридор, который получил второе дыхание после вторжения России в Украину.

Но на самом деле, Япония всегда активно поддерживала развитие транспортной инфраструктуры. В 2017 году японская компания Nippon Express подписала меморандум с Казахстанской железной дорогой для увеличения сухопутного потока перевозок между Японией, Южной Кореей, Центральной Азией, Кавказом и Европой. Тогда этот проект полностью не заработал, но сейчас стал снова актуален, поскольку страны Центральной Азии и Кавказа нуждаются в цифровизации и модернизации транспортной логистики, где опыт Японии может оказаться максимально полезным.

Сырье в обмен на инновации

Как бы то ни было, присутствие Японии в регионе растет, хотя и остается крайне низким. По официальным данным, товарооборот между Казахстаном и Японией в 2023 году составил около 2,1 миллиарда долларов. Экспорт Казахстана в Японию составляет 600 миллионов долларов, импорт – полтора миллиарда долларов. Общий объём инвестиций Японии в Казахстан превышает 7,8 миллиарда долларов. Основные экспортные товары РК в Японию: ферросплавы (87%), нефть сырая (10%), алюминий (1%), тантал (1%). Основные импортируемые товары из Японии в РК: автомобили (65%), грузовой транспорт (4%), строительная техника (4%), автошины (3%), медицинское оборудование (2%).

По данным Национального банка РК, Япония является 10-м крупнейшим иностранным инвестором Казахстана по валовому притоку ПИИ с объемом инвестиций более 7,7 млрд. долл. США с 1993 г. Приток ПИИ из Японии за 2022 г. – 333,7 млн. долл (+40%), а за 3 квартала 2023 г. – 294,8 млн. долл (+30%). Но количество предприятий с участием японского капитала за последние годы упало на треть. Если десять лет назад их было 30, то сегодня это 21 компания совместной формы собственности.

Япония не богата горнорудными ресурсами и ищет возможности стабильного снабжения минеральными ресурсами для поддержания своего статуса индустриальной державы. Она уже является одним из важных партнеров Казахстана в сфере добычи урана, а японская нефтегазовая компания Inpex давно является одной из участниц Кашаганского проекта. Все эти годы она искала также возможности войти в горнодобывающую отрасль.

Еще одна сфера интересов – редкоземельные металлы. Инцидент в 2010 году с участием японской береговой охраны и китайского рыболовного судна привел к обострению отношений между двумя странами. Он совпал с радикальным уменьшением поставок редкоземельных металлов из Китая в Японию, учитывая, что на долю Поднебесной приходится 70% мирового производства редкоземельных металлов. Такое снижение в конечном итоге привело к усилению экономических отношений между Казахстаном и Японией и подписанию соглашения о совместной разведке и использовании минерально-сырьевых ресурсов. Это соглашение заключено в рамках предыдущих корпоративных контрактов, таких как подписанное в Японии соглашение между Kansai Electric Power Company (KEPCO) с Казатомпромом и договора между Itochu и Казатомпром по разработке урановых месторождений.

Кроме того, на недавно прошедшем бизнес-форуме на платформе «Атамекен» был подписан ряд меморандумов. Среди них о совместных исследованиях и разработкам новых приложений с использованием спутников для мониторинга стихийных бедствий и инфраструктуры; о взаимопонимании между ТОО “UranEnergo” и Sumitomo Corporation Power & Mobility and Furukawa Electric Power Systems; о взаимопонимании между АО НК «КазМунайГаз» и TOO «Иокогава Электрик Казахстан» и о сотрудничестве между Внешнеторговой палатой Казахстана и Японо-Казахстанском комитетом по экономическому сотрудничеству.

Но похоже, что Токио все же нацелен на практический результат. Накануне визита премьер-министра Японии англоязычный ресурс Japan Times пишет, что премьер-министр Японии Фумио Кисида во время своего визита в Центральную Азию встретится с лидерами стран региона и объявит о пакете экономической помощи Токио.

 «Токио намерен укрепить отношения с регионом, где Китай и Россия обладают большим влиянием, посредством помощи в устойчивом экономическом развитии», – сообщает Japan Times. Япония выступит с предложениями в сфере декарбонизации. В частности, технологии и кредиты Токио могут быть использованы для переработки природного газа. Страна восходящего солнца выразит готовность принять на работу квалифицированных специалистов из стран Центральной Азии.

 «Центральная Азия – ключевой геополитический регион между Восточной Азией и Европой, богатый природными ресурсами, такими как газ. В последние годы Китай расширяет там своё экономическое влияние, а Соединённые Штаты и Европейский союз также стремятся укрепить связи с регионом», – говорится в статье.

Газета отмечает, что Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, бывшие советские республики, имеют тесные отношения с Россией в сфере безопасности, но после вторжения России в Украину стараются дистанцироваться от Москвы.

В этом альянсе, судя по всему, появится новый актор – Азербайджан, который буквально недавно заявил о том, что намерен подписать с Казахстаном межправительственное соглашение о стратегическом партнерстве в энергосфере.

Казахстанско-азербайджанский тандем, если он состоится, может сыграть решающую роль в развитии сухопутных транспортных маршрутов между двумя частями континента. Рост объема грузов, проходящих через Каспийское море, сталкивается с серьезными проблемами, но обе страны могут их решить, если действительно начнут действовать.

Украинский фактор

В 2024 году помощь Японии украинскому режиму составит порядка 12 миллиардов долларов. Более того, по данным японской прессы, на саммите «Большой семерки», который пройдет с 13 по 15 июня в Италии, планируется подписать с Украиной соглашение в области безопасности на 10 лет. По этому соглашению Токио будет оказывать поддержку Киеву в военной сфере, а также предоставлять нелетательное оружие и оборудование.

Таким образом, поддержка Украины и санкций против России практически на нет свела шансы заключения мирного договора Японии с Россией по Курильским островам. Токио также занимает, мягко говоря, недружелюбную позицию в отношении Тайваня, вызывая раздражение Пекина.

Все эти факторы, несмотря на симпатию центральноазиатов к Стране восходящего солнца, ставят под сомнение все меморандумы и соглашения, которые будут подписаны в ближайшие дни в Астане. Наши восточные и северные соседи отнесутся к этому очень неоднозначно.

Буквально вчера представитель МИД РФ Захарова обвинила Японию в попытках нанести ущерб связям стран Центральной Азии с РФ. Она заявила, что Япония через внедрение в Центральную Азию наносит ущерб системе связей с Россией.

«Неоднократно отмечали, что за попытками Японии внедриться в Центральную Азию, удаленную от нее на тысячи километров, видим не экономический интерес, а продиктованное установками демадминистрации в Вашингтоне стремление нанести ущерб формировавшейся на протяжении десятилетий системе хозяйственных связей стран этого региона с РФ», – добавила она.

Захарова отмечает, что также наблюдается стремление «подтянуть» их (центральноазиатские страны) к западной идеологии «порядка, основанного на правилах», который имеет антироссийский и антикитайский подтекст.

Максат Нурпеисов




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *