Ювелирная поэма о любви - Exclusive
Поддержать

Ювелирная поэма о любви

Наши предки создали такие великолепные украшения, потому что восхищались женщинами, считает коллекционер Азар Акимбек.

«Рядом с этими украшениями Cartier и Swarovski отдыхают», – сказал на открытии выставки Азат Акимбек. Экспозиция за его спиной подтверждала слова коллекционера: казахские, узбекские, туркменские, таджикские, кыргызские, азербайджанские, каракалпакские изделия, созданные нашими ювелирами 100-200 лет назад, и сегодня поражают воображение.

В Алматы, в Центральном Государственном музее Республики Казахстан, открылась выставка «Ювелирные украшения народов Центральной Азии и Кавказа XVIII – начала XX вв» из коллекции князя Азата Акимбека. Это официальное название выставки и родовой титул коллекционера: самый высокий минарет в Китае носит имя его предка, правителя Турфана Имина-ходжи (иногда пишут – Эмина). «Наиболее впечатляющее архитектурное сооружение Турфана», как отмечают в путеводителях, было построено в 1777 году и достигает в высоту 44 метров. Но самое удивительное – кладка: без кисти и красок, самоцветов и глазури, одними только кирпичами мастера XVIII века создали больше 10 разных орнаментов. Сказка.

Первая выставка его пра-пра-пра… внука Азата Акимбека состоялась ровно через 200 лет после завершения постройки минарета Имина – в 1977 году. Это было в Алматы, в государственном музее искусств имени А.Кастеева (в середине 1950-х часть семьи Азата, спасаясь от репрессий, эмигрировала из Китая в СССР). До этой выставки его знали как художника-чеканщика, после нее – узнали как коллекционера.

В Советском Союзе собирать народное прикладное искусство могли только фанатики. Азат таким был и остается. В отличие от большинства современных казахстанских коллекционеров, кто сформировал свои собрания уже в рыночное время и с большими деньгами, он начинал еще при социализме и почти без средств. Ездил по аулам, знакомился со стариками, заводил с ними долгие разговоры, в ходе которых выяснялось: да, где-то в доме есть старый вышитый жайнамаз (молитвенный коврик); или ковер с тенгрианскими солярными знаками, что в СССР называли «свастикой»; или старинный медный кувшин – кумган.

Он часто вспоминает историю одного такого кувшина. К тому времени его уже знали в аулах, и один симпатичный уйгурский дедушка, смущаясь, пригласил Азата к себе: «У меня есть то, что ты ищешь, балам, но мне неудобно тебе говорить, куда они его закинули, негодяи». Неудобно – потому что старинный кувшин оказался на дне выгребной ямы деревянного деревенского туалета, откуда городской художник его и вытащил при помощи полутораметрового крюка, собственноручно сделанного им из проволоки. Дедушка был счастлив. Зарезал барана, велел накрыть дастархан. Продиктовал Азату имена всех своих предков до седьмого колена. «Пусть, когда кувшин будет в музее, люди прочтут, кому он принадлежал».

Коллекционер не сказал, можно ли увидеть этот кувшин на его новой выставке – но это и не так важно. За каждым экспонатом коллекции Азата Акимбека, выставленной сегодня в музее – своя история. 200 уникальных изделий: немного посуды и одежды, конечно, картины – разнообразить экспозицию, и несколько десятков украшений. Это, одно из последних собраний Акимбека, посвящается женщинам. Вопреки сегодняшнему «тренду» в наших странах – указать женщине, где ее место, знаток не только центральноазиатского антиквариата, но вообще нашей истории и культуры считает, что отношение к ханум, әйел, qadın на Востоке всегда было трепетным.

«Великие поэты и мыслители, такие как Омар Хайям, Хафиз, Низами, Саади, Алишер Навои создали выдающиеся творения любовной лирики, посвященные нашим женщинам, нашим прабабушкам, – сказал Азат Акимбек на открытии выставки. – И это было задолго до Петрарки и Шекспира. А поэмы о любви «Герип и Санам», «Тахир и Зухра», «Козы Корпеш и Баян Сулу» наши предки знали наизусть».

Украшения, представленные на выставке, появились лет на 500 позже, чем, скажем, легенда о Козы Корпеше и Баян Сулу, но ювелиры-зергеры XVIII-XIX вв. испытывали при их создании те же чувства, что и в свое время – поэты и сказители, считает Азат Акимбек. Только восхищаясь женщиной, можно было сделать такие шедевры.

Ониржиек. Великолепное нагрудное украшение из Западного Казахстана с потрясающей по своей четкости композицией – несколько крупных пластин соединяются между собой цепями, и на каждой пластине – медальоны со вставками из камня, сложный узор из зерни и т.д. и т.п.

Тиллакош. Узбекская «диадема» (за неимением точного слова), одно из самых красивых свадебных украшений в Центральной Азии.

Гульяка. Туркменская брошь. Название переводится буквально как «цветок на ворот». На выставке Азата Акимбека представлена вместе с «яка» – накладным воротом платья.

Чачвак (по-казахски «шашкап»). Сногсшибательное украшение для волос родом из Восточного Туркестана. Наглядное свидетельство того, что наши прабабушки тоже владели искусством женских уловок, а мастера-ювелиры им в этом помогали: благодаря этому украшению можно было создать иллюзию волос густых и длинных.

Бойтумар, казахская амулетница XIX века, на которой даже сохранилась эмаль.

И – алка, казахское свадебное ожерелье XIX века, один из главных сюрпризов этой выставки. Привезенное из Баян-Ульгейского района Монголии, оно совершенно не похоже на знакомые нам казахские нагрудные украшения.

Но и такие были в нашем прикладном искусстве и нашей истории, и об этом надо помнить и знать – считает Азат Акимбек. И это тоже отличает его от многих современных казахстанских коллекционеров: так же, как когда-то Павел Третьяков в России или Гертруда Вандербильт-Уитни в Соединенных Штатах Америки, он собирает не просто так, а с идеей. Сначала это была идея – не дать исчезнуть древнему уйгурскому прикладному искусству. Потом он понял, что может и должен собирать предметы старины глубокой со всей Центральной Азии. Потом появилась идея сохранения прикладного искусства тюркских народов. Так, постепенно, формировалась его коллекция: не для оформления интерьера, не для ни с чем не сравнимого чувства обладания единственной в своем роде вещью, а для того, чтобы однажды, рано или поздно, стать музейной. Чтобы ее увидели все.

Конечно, лучше бы рано, чем поздно.

За 45 лет, что прошли со дня открытия первой выставки из собрания Азата Акимбека, много писали о том, что этому собранию необходимо свое достойное пространство. Говорили о музее уйгурского прикладного искусства (и был бы он первым в мире), о музее уйгурского современного искусства (такого тоже нет), о музее казахского народно-прикладного искусства, о музеях наград, клинкового оружия, древних рукописей (все это есть в коллекции Азата Акимбека), но пока ничего не сбылось.

Может, потому, что этот музей должен быть другим? Может, однажды в Алматы появится пространство, которое так и будет называться – музей Азата Акимбека. Как Третьяковская галерея в Москве. Потому что за каждым экспонатом из его коллекции – не только история этой вещи, произведения, изделия, но и история Азата Акимбека. Как бедный алматинский художник вез в пригородном советском автобусе кувшин, выловленный им в выгребной яме деревенского туалета. Кто еще из наших коллекционеров мог сделать такое? Никто.

Фото автора

Гульнар Танкаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.