За что Тунгышбая Аль-Тарази сняли с предвыборной гонки? - Exclusive
Поддержать

За что Тунгышбая Аль-Тарази сняли с предвыборной гонки?

Народный артист Казахстана Тунгышбай Аль-Тарази, выдвинувший свою кандидатуру в мажилис, в числе других кандидатов также был снят с предвыборной гонки. Артист заверяет, что не расстроен, во власть не хотел, просто поддался уговорам. 

– Моя позиция относительно выборов такая – если болеешь за свою страну, нельзя оставаться в стороне, – говорит он. – Ведь, по большому счету, решается судьба родины. Причем так, что впору ставить гамлетовский вопрос – быть или не быть.

Сам я настолько переживаю за свой Казахстан, что даже выдвинул свою кандидатуру в мажилис парламента, но допустил ошибку — при заполнении документов не указал авторское право на проведение театрального фестиваля. Сам-то я отнесся к этому с иронией – так мне и надо, старость – не радость, надо было быть внимательнее. Но мои юристы спохватились и стали искать какие-то статьи в выборном законодательстве и решили, что это не является жестким основанием для снятия с предвыборной гонки. Поэтому, не советуясь со мной, подали в суд, но я, поостыв, не стал ввязываться в склоку, время все равно уже ушло. Но мои доброхоты-юристы уже успели немного подорвать мой имидж, выставив меня как человека, который яростно рвется к власти.

Меня наверняка спросят: если это не так, тогда зачем я вообще решил пойти на выборы? У меня изначально не было таких намерений, но мои фанаты, люди, которые считают меня человеком немолчаливым, говорящим даже тогда, когда лучше было бы промолчать, подумали, что такие, как я, должны там быть. Тем более, что я неоднократно высказывал мысль о том, что не то что сомневаюсь в молодежи, которая рвется в парламент, но считаю, что она должна пройти школу реального производства. В законодательном органе должны сидеть люди, имеющие жизненный и профессиональный опыт. Мне могут возразить, что в предыдущем составе парламента сидели одни старики, облеченные всяческими званиями. Это, конечно, так, но это были большей частью специально подобранные, послушные люди, которые молча соглашались со всеми спущенными сверху директивами. Именно поэтому мы наверняка и пришли к такому историческому коллапсу как Кантар.

Так как я и в театре, и в кино играю ханов, поэтому мне волей-неволей приходится изучать историю по первоисточникам. И я знаю, что рядом с ханом Абылаем сидел Бухар-жырау, который открыто говорил ему о допущенных ошибках. Таким «бухар жырау», если они у нас и были, затыкали рты, или, в лучшем случае, к их выступлениям относились как к «зову Кассандры». Одним из них, а может, и единственным,  кто говорил бывшему первому президенту в лицо правду, был Шерхан Муртаза. Это он сказал в стенах парламента  «Араны ашылған қыран не аңды алады, не аңшының өзін алады» — злой беркут возьмет либо дичь, либо самого охотника. Еще он говорил «Қазаннан қақпақ кетсеиттен ұят кетеді» — если с казана убрать крышку, то собаки потеряют совесть и начнут лизать содержимое казана. Так и получилось, что эти «собаки», те самые 160 человек, «съели» все богатства Казахстана.

Но Шерхана Муртазу тихо отправили на пенсию, оставшиеся же в парламенте академики и доктора наук пели первому лицу государства дифирамбы. Один из них, насколько  я знаю, и внушил Назарбаеву мысль о том, что колхозы и совхозы надо распустить, что и было сделано, после этого аул пошел по миру.

Сейчас я занят тем, что изучаю предвыборные программы кандидатов от разных партии и самовыдвиженцев. Выбирать из великого множества (одних только самовыдвиженцев 600 человек) тоже, оказалось не простым делом. Все вроде хотят положительных перемен в стране и каждый обещает сделать их быстро, что и хорошо, и плохо.

Хорошо – потому, что страна хоть и медленно, но движется вперед. Плохо – как бы опять дров не наломали. У казахов есть пословица «ауру батпандап кіріп, мысқалдап шығады» – болезнь заходит тоннами, выходит граммами. Поэтому быстро навряд ли получиться.  

Сейчас я штудирую программы тех кандидатов, которые хоть словом обмолвились о «колыбели народа» — ауле. Когда видишь, как по ним словно катком прошлись, хочется кричать от боли. И это произошло при молчаливом согласии тех же депутатов. Не хочу вмешиваться в политику республики Беларусь, но завидую им белой завистью. Когда мы там были однажды с гастролями, то я воочию увидел, что село они не просто сохранили, а сделали даже лучше. Я тоже хочу, чтобы дома в казахских аулах были красивыми, люди веселыми и при работе, а не так, чтобы шастали по базарам, чтобы клубы и Дома культуры, которые сейчас превратили в груду цемента, вновь заработали и мы туда, как в былые времена, ездили бы с гастролями.

Сам я плоть от плоти аульный, деревенский. Школьником ходил работать на свекловичные поля. Те деньги, которые там зарабатывал на каникулах, не раз выручали нашу многодетную семью. Многие другие избиратели тоже, думаю, как и я, родом из этой колыбели, откуда идет воспроизводство нации, как говорят демографы.

Поэтому и призываю сейчас не взирать свысока, подобно байроновскому Чайльд Гародольду, как на аул,  так и на сами выборы, а стать участником перемен в стране, обязательно придя на избирательные участки.

Пора расстаться с пессимизмом, который стал нашей давно истлевшей, но такой привычной одеждой. Мы ведь сами все предыдущие 30 лет, игнорируя выборы, позволяли думать и принимать за нас решения, но сейчас «будь что будет, лишь бы был мир, остальное — посмотрим» не пройдет. Никто ведь за нас не будет поднимать страну во весь рост из позы сидящего на корточках человека и заставлять, развернув плечи, смотреть на мир открытыми глазами. 

Иллюстрация на обложке из открытых источников.

Мерей Сугирбаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.