Зачем чиновникам сняли формальный запрет на предпринимательство?
На финише года казахстанский сенат исполнил, наконец, решение Конституционного суда, принятое еще в июне 2023 года. Тогда стражи Конституции постановили: « Признать статью 13 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» не соответствующей пункту 4 статьи 26 и пункту 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан в части установления ограничения права на свободу предпринимательской деятельности лиц, приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций… Правительству Республики Казахстан не позднее шести месяцев после опубликования настоящего нормативного постановления внести в Мажилис Парламента Республики Казахстан проект закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан, регулирующие вопросы антикоррупционных ограничений для государственных служащих и лиц, приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, с учетом правовых позиций Конституционного Суда Республики Казахстан, изложенных в настоящем нормативном постановлении».
Сразу же после того, как сенат рассмотрел предложенные законодательные новеллы в двух чтениях, в соцсетях и в медиа пошли разговоры: дескать, появилась еще одна лазейка для легализации «государевыми людьми» нажитого непосильным трудом. Возможно, коллег ввело в заблуждение само название нового законодательного акта – «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исполнения решений Конституционного суда Республики Казахстан и возврата государству незаконно приобретенных активов». Само по себе упоминание «незаконных активов» после превращения комитета по их возврату в комитет «по защите инвесторов» позволяло подозревать власть в открытии очередной легальной «прачечной».
Однако, руководитель пресс-службы сената Данияр Рамазанов растолковал новеллу: «Данный месседж является недостоверным и не соответствующим действительности. Речь в законе идет о приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций». Прессек добавил: среди счастливчиков, получивших право совмещать казенный и частный интерес, окажутся исключительно «управленцы в государственных учреждениях, не являющихся госорганами, и государственных предприятиях (в том числе школах, больницах); работники Государственной корпорации «Правительство для граждан»; лица, осуществляющие технический и авторский надзор на автомобильных дорогах».
Для чего это делается? Самый очевидный ответ: для восстановления гражданина РК и индивидуального предпринимателя Бельгибаева А. А. в его конституционном праве совмещать руководство коммунальным государственным предприятием (то есть, госслужбу) с владением частной парковкой. Это, заметим в скобках, едва ли не первый случай, когда стражи Конституции вынесли вердикт в пользу конкретного человека.

С другой стороны, как надеются власти, пример этого гражданина станет прецедентом для десятков тысяч ему подобных по всей стране. Иначе говоря, целая армия «государевых людей» пополнит ряды МСБ, которые рискуют существенно поредеть после вступления в силу с 1 января нового Налогового кодекса.
Однако, надежды на массовый приток действующих чиновников в ряды «добросовестных» предпринимателей могут оказаться сильно преувеличенными. И прежде всего – из-за высокой вероятности так называемого «конфликта интересов». Именно эта угроза «спутать частную шерсть с государственной» заставляет абсолютное большинство государств цивилизованного мира сохранять запрет на совмещение власти и бизнеса в той или иной форме. Мы же, как у нас водится, идем своим путем.
Предположим, завтра условный директор средней школы или колледжа откроет частную пекарню и после служения отечеству на ниве просвещения станет выпекать булки. Формально эти две сферы его деятельности никак не соприкасаются. Но фактически он, используя «завязки» в местном управлении образования, вполне может «уговорить» чиновников заключить договор о поставках в столовые школ и колледжей продукции именно его пекарни. Что это, если не тот самый «конфликт интересов» – да еще и с явным коррупционным подтекстом? А это уже – повод для пристального интереса со стороны Антикоррупционной службы КНБ. Со всеми, как говорится, вытекающими.
И подобная участь, скорее всего, может ждать любого чиновника средней руки, пожелавшего «подработать» на поприще предпринимательства. Тех же, кого минует угроза «присесть» на нары, начнут под разными предлогами «тормозить» в карьерном росте – дескать, тебе зачем, если у тебя есть «дело»? Так что, им ради собственного спокойствия выгоднее не ходить «в частники», а сидеть на госокладе, обделывая свои дела в тени. Чем они, собственно, с успехом занимаются…
Что касается «головки» правительства и топов квазигоссектора, им законное право заниматься бизнесом просто ни к чему. Во-первых. их «служение Отечеству» и без того завидно кормит. Зарплаты многих министров сопоставимы с окладами руководителей квазигоссектора, они себя любимых регулярно премируют, а «квазигосы» и вовсе астрономические бонусы получают. При таких доходах даже крупный бизнес покажется малым.
И хотя для этих птиц высокого полета авторы законопроекта сохранили запрет заниматься бизнесом ради соблюдения «государственных интересов», топ-менеджеры крупных квазигоскомпаний давно доказали: самый доходный бизнес – неформальные связи в истеблишменте и близость к государственным ресурсам.
Так что, новопринятый закон рискует не достичь ни одной из своих целей – не поменяются неформальные правила игры (написанные «кровью» так называемой низовой коррупции), не увеличится приток налогов в казну, – поскольку не случится массового пополнения «поголовья» МСБ.
Разве что министрам и «госТОПам» разрешат сдавать в аренду свои квартиры, пока они пользуются служебным жильем. Впрочем, им и сейчас ничего не мешает делать это, переписав «кровные» квадратные метры на родственников и свойственников. А теперь – спасибо законодателям! – даже «шифроваться» не придется. Тогда зачем нашим правительственным мужам такой «утешительный приз»? Неужто кто-то всерьез надеется, что приобретенный на суровом рынке арендного жилья «предпринимательский опыт» позволит нашим молодым министрам-небожителям проникнуться заботами «простого» предпринимателя и перестать, наконец, совать МСБ палки в колеса?
Будь это возможно, мы уже завтра проснулись бы совсем в другой стране…



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.