Зачем президент Конго приезжал в Казахстан
2-3 августа в Казахстане проходил официальный визит президента Республики Конго Дени Сассу-Нгессо. Это событие кажется экзотичным, особенно учитывая, что в этой стране даже нет диппредставительства Казахстана. Тем не менее встреча Токаева с лидером Конго обусловлена вполне прагматичными расчетами, и главный из них – использовать африканскую страну в логистических целях.
Хотя дипломатические отношения с Конго были установлены в 1999 году, реального сотрудничества между странами не было. Торговые отношения нестабильны и колеблются от полного равнодушия до ситуативной торговли. Так, по данным Министерства иностранных дел, товарооборот между Казахстаном и Конго в 2023 году составил всего $14,7 тысяч, большую долю которого составил экспорт — $14,5 тысяч. В свою очередь Казахстан в прошлом году купил у Конго кофе за 200 долларов. Вот и все экономические отношения. Причем в 2022 году ситуация была обратной — в структуре товарооборота ($15,5 тыс) большую часть занимал импорт $14,8 тыс, тогда как экспорт составил $700.
Нефть и другие природные ресурсы
Изменения начались еще в конце прошлого года — Токаев провел встречу с Сассу-Нгессо в Дубае во время климатической конференции COP-28. А в начале июня Казахстан посетила личный представитель президента Конго Франсуаза Жоли. Помимо встреч с Токаевым и представителями государственных ведомств, она вместе с генеральным директором Национальной нефтяной компании Конго (SNPC) Майксентом Омингой встретилась с главой «КазМунайГаза» Асхатом Хасеновым. Именно тогда был заложен один из основных векторов будущего сотрудничества — инвестиции Казахстана в нефтегазовую отрасль Конго. 11 июня КМГ и SNPC договорились проработать соглашения о сотрудничестве, а 2 августа его уже подписали.
Республика Конго находится на третьем месте по объему добычи нефти среди африканских стран, расположенных к югу от Сахары, и 30 место в мире (по данным ОПЕК за 2022 год). Производство нефти здесь достигает около 300 тысяч баррелей в день. Нефтяные доходы составляют — 55% ВВП, 85% экспорта и более 70% бюджета страны.
РК богата и другими ресурсами — газом, цинком, медью, железной рудой, фосфоритами. Несмотря на это, по данным ООН, Конго входит в число бедных стран с крупной задолженностью (внешний госдолг в % от ВВП по итогам 2023 года составил 40,1%). По информации Всемирного банка, каждый второй конголезец проживает на сумму менее $2,15 в день.
Причина такой печальной ситуации прозаична — значительную долю в добывающей промышленности составляют иностранные (в первую очередь западные) компании. Например, в нефтедобыче доминируют французская TotalEnergies (TotalEnergies Congo), итальянская Eni (Eni Congo) и американская Chevron. В свою очередь президент и чиновники получают от этих компаний откаты, а власть удерживают силой. Ничего не напоминает?
Хотя в этом плане Казахстан все-таки отстает от своего нового экономического партнера — у нас не все так плохо, да и президент был у власти всего 20 лет, а не 40 как Дени Сассу-Нгессо. Более того, сейчас Казахстан сам будет выступать в роли инвестора — наконец нашелся кто-то в более слабом положении. Было заявлено широкое сотрудничество в энергетической сфере, где, как отметил министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев, речь идет в первую очередь о привлечении казахстанских инвестиций. Пока известно только о планах КазМунайГаза об инвестициях в конголезские нефтяные месторождения. Также Казахстан планирует вкладываться в разработку месторождений и других полезных ископаемых, которых в Конго достаточно.
Логистический центр
Вообще в Центральной и Западной Африке у Казахстана довольно серьезные экономические интересы. И сконцентрированы они в основном на добыче редких металлов. Среди наиболее крупных партнеров еще одно Конго — Демократическая Республика Конго. Это две разные страны: РК была раньше колонией Франции, а ДРК — колонией Бельгии. Товарооборот с ДР Конго в 2023 году составил 15 миллионов долларов и почти полностью состоял из импорта. На эту страну приходится 80% запасов колтана — редкого минерала, который используется почти во всех электронных устройствах. При этом один из четырех заводов, которые занимаются его переработкой, находится в Усть-Каменогорске (Ульбинский металлургический завод).
Другие важные направления импорта — Гана (в 2023 году импорт составил $32,5 миллионов), Сьерра-Лионе ($14 миллионов), Габон ($11 миллионов).
Важность Республики Конго в том, что она соседствует сразу с несколькими торговыми партнерами Казахстана, а также имеет порт Пуэнт-Нуар, который Токаев назвал «ключом к воротам в регион Центральной Африки». В этом главный интерес Казахстана в отношениях с Конго — возможность добиться большей эффективности в транспортировки необходимых ей товаров. Особенно, учитывая усиливающуюся политическую нестабильность в регионе и мире в целом, что ставит под угрозу существующие торговые пути.
Кстати, в прошлом году состоялась похожая встреча — Казахстан посетил президент африканской страны Того. Это небольшое государство также имеет стратегическое расположение, выход к морю и развитый товарооборот со всеми странами Западной Африки. Есть и еще одно сходство во встречах Токаева с президентами Конго и Того. В обоих случаях обсуждали поставки зерна в африканские страны, поскольку из-за войны в Украине нарушились традиционные цепочки поставки.
Впрочем, с Дени Сассу-Нгессо обсуждалось также и возможное военное сотрудничество. Он даже посетил один из заводов, производящих казахстанскую бронетехнику. Министр промышленности и строительства Казахстана Канат Шарлапаев подчеркнул, что «мы приветствуем кооперацию в военно-промышленном комплексе и оборонном секторе». Так что, возможно, мы еще услышим о расширении сотрудничества Казахстана и Конго.
Комментариев пока нет