Зачем «Казахтелеком» промаркировал детское питание как обувь - Exclusive
Поддержать

Зачем «Казахтелеком» промаркировал детское питание как обувь

Осенью этого года в Казахстане случился очередной скандал, связанный с маркировкой товаров. Exclusive.kz вместе с экспертами рассказывает, как детская вода «Агуша» показала лазейку для продажи контрафакта и почему это в очередной раз говорит о несостоятельности закона о маркировках.

Все началось с того, что руководитель Ассоциации аптек Казахстана Талгат Омаров решил проверить через приложение Naqty Onim для сканирования цифровых кодов (Data Matrix, PDF-417, линейных штрих-кодов) на упаковке товаров маркировку детского питания, а именно – российскую воду «Агуша» и соки этой же марки.


— Я раньше проверял Data Matrix-коды только на лекарственных средствах, а тут случайно навел сканер на детские воды и сок и обнаружил на них штрих-коды… обуви!  – рассказывает он. — Зашел в несколько других аптек и увидел то же самое. Сказать, что мы были очень сильно удивлены, будет слишком мягко. Мы были потрясены! И теперь у меня лично даже фантазии не хватает, чтобы понять, какой был умысел у Единого оператора маркировки – АО «Казахтелеком», который генерирует такие Data Matrix-коды.   

Получается, что если штрих-коды от обуви оказались на детских соках и водах, то, значит, заверения министерства торговли и интеграции о том, что благодаря маркировке в Казахстан больше не завозится контрафактная продукция, в частности обувь, являются дезинформацией населения. Ведь если такие Data Matrix-коды имеются на других товарах тоже, то это явное доказательство того, что внедряющий маркировку орган (АО «Казахтелеком») не готов к тому, что требует от них правительство, а потому, возможно, подает ему неверные цифры. А, может, боюсь даже произносить вслух, — Единый оператор перепродает марки?

В поисках ответа на вопрос – намеренным или ненамеренным является несоответствие маркировки и товара, — мы, представители аптечного бизнеса, через руководство НПП «Атамекен» направили в соответствующие ведомства запросы с требованием провести служебное расследование и прояснить ситуацию. Ведь среди наших клиентов наверняка найдутся те, кто, проверив продукт на достоверность и обнаружив несоответствие штрих-кодов, придет устраивать скандал продавцу. Но мы покупаем товары у официальных дистрибьюторов тех же соков и вод «Агуша».

18 октября текущего года руководство Ассоциации аптекарей Казахстана получило ответ на свое обращение от и.о. заместителя председателя Комитет медицинского и фармацевтического контроля Минздрава РК Еркебулана Байтубаева, где он сообщил им следующее:

«Министерством здравоохранения Республики Казахстан при проведении анализа регуляторного воздействия (далее — АРВ) по введению обязательной маркировки и прослеживаемости лекарственных средств были использованы данные аналитического агентства Института развития индустрии здравоохранения Кореи (KHIDI) в СНГ. При этом указывалось, что объем теневого рынка лекарственных средств в Казахстане составляет 10–12%, что по предоставленной информации данное агентство впоследствии опровергло. Тем не менее, Единый Оператор АО «Казахтелеком» подчеркивает, что указанные цифры были взяты из статьи KHIDI CIS, посвященной «Обзору фармацевтического рынка Казахстана» за 2019 год (25–26 страница). Также аналогичные данные об объеме теневого рынка в 12% были опубликованы в статье делового еженедельника «Курсив» в 2020 году в рамках материала под заголовком «Маркировка. Эволюционная прозрачность рынков». На основании вышеизложенного, Комитет считает необоснованными утверждения о недостоверности данных, представленных в проведенном АРВ. В случае несогласия с принятым решением Вы вправе обжаловать его в соответствии со статьей 91 Административного процедурно-процессуального Кодекса Республики Казахстан».

— В переводе на понятный всем язык ответ, полученный нами от Комитета медицинского и фармацевтического контроля Минздрава РК,  означает, что госорганам, определяющим политику государства в сфере обращения лекарственных средств, можно ссылаться на неизученные и непроверенные данные, найденные на просторах интернета, — считает Талгат Омаров. — Я, конечно, глубоко сомневаюсь в том, что на данную проблему обратят внимание и все же возьму на себя смелость говорить от лица всех аптекарей Казахстана: мы осуждаем действия властей по вопросам, касающимся маркировки лекарственных средств. И так как согласно Конституции ответственность госорганов определяет президент РК, то мы требуем от него, как гаранта незыблемости норм Основного закона, привлечения к ответственности руководство Минздрава, которое оперирует непроверенными данными. 

Комментарий представителя обувного бизнеса Казахстана, независимого юриста Айнур Кайдаровой:

—  Все данные по статистике в отношении теневой экономики формируются и предоставляются по месту требования именно государственными органами. На основании полученных от них сведении правительственные структуры формируют свои стратегические задачи и планы, а также дают прогнозы на будущие периоды. Таким образом, никто не вправе формировать какую-либо статистику, либо данные по теневой экономике, не получив подтвержденные сведения от уполномоченных государственных органов. Следовательно, деловой еженедельник «Курсив», на который ссылается Минздрав, публикуя статью об объеме теневого рынка в сфере лекарственных средств в Казахстане, должен был опираться на данные уполномоченных госорганов по статистике,  а также отраслевых органов – Комитета государственных доходов РК (таможня и налоги), а  в части лекарств – на Минздрав, который проводит проверки, в том числе на предмет легальности происхождения лекарств, их регистрации, соответствия указанным штрих-кодам и т.д. Но в описываемом случае все происходит  с точностью наоборот: Минздрав РК, чтобы обосновать необходимость введения маркировки в Казахстане,  решил сослаться на деловой еженедельник «Курсив» и Институт развития индустрии здравоохранения Кореи (KHIDI) в СНГ. Говоря проще, орган, который курирует оборот и маркировку лекарственных средств на рынке Казахстана, отвечая на письмо представителя аптечного бизнеса, не должен был ссылаться на сомнительные источники. Проводимые им учет и проверка, напомню еще раз, служат основанием для составления статистических данных по нелегальному обороту лекарственных средств.

Что касается сообщения Единого оператора (АО «Казахтелеком») об опровержении им ролика, где на детских воде и соках обнаружены штрих-коды обуви, но при этом он тут же утверждает, что исправил ошибки, на которые ему было указано, то это вообще выглядит очень странно. Что же тогда им было опровергнуто 9 октября, если он (оператор) подтвердил свою ошибку и исправил ее?

Относительно описанного выше ляпа со штрих-кодами могу сказать следующее.  Информационная система маркировки и прослеживаемости товаров (ИС МПТ), якобы разработанная Единым оператором маркировки (АО «Казахтелеком»),  и Национальная  система маркировки и прослеживания товаров в России «Честный знак», оператором которой является  компания ЦРПТ (совместное предприятие Алишера Усманова, «Ростеха» и Александра Галицкого),  – это, скорее всего, одна и та же информационная платформа. Поэтому я предполагаю, что если в системе на детских соках «Агуша» всплывает слово «обувь», то, возможно, они (россияне и их казахстанские партнеры в лице нашего Единого оператора АО «Казахтелеком») продают (продавали) одни и те же номера марок в ходе маркировки разным предпринимателям, специализирующимся на разных категориях товаров. То есть если в России под ней проходит именно сок, то у нас – обувь.

Мерей Сугирбаева




4 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Почему такое безобразие творится,почему должны мучатся аптеки а Казахтелеком наживаться,ведь все услуги платные,,скко можно усложнять нам нашу работу,когда нас услышат

  2. Бардак везде!!!!все делается для обогащения своих карманов и для гнобления МСБ… долой маркировку!!!