Зачем Москва навязывала немцам автономию в Казахстане - Exclusive
Поддержать

Зачем Москва навязывала немцам автономию в Казахстане

Версия о возможном участии Динмухамеда Кунаева или лиц, связанных с ним, в декабрьских событиях 1986 года, давно витает в обществе. В качестве отправной точки для этого историки предлагают обратиться к событиям июня 1979 года, когда рассматривался вопрос о создании немецкой автономии в Казахстане.

Письма трудящихся

Динмухамед Кунаев, как известно, много сделал для сохранения территориальной целостности страны. Показательными с этой точки зрения стали события 1979 года, связанные с попытками союзного руководства учредить на севере Казахстана немецкую автономию.

Документальных свидетельств о тех событиях немного. Большая часть из доступного – это интерпретация воспоминаний Кунаева, либо свидетельства, имеющие прямое отношение опять-таки к нему самому. В его изложении история с попыткой образования немецкой автономии выглядит не как несущее определенную информативность событие, но почти как веселый, местами детективный анекдот.

 Решение о воссоздании автономии советским немцам было принято на самом высоком уровне – Политбюро ЦК КПСС, а инициатором его принятия был всесильный на тот момент председатель КГБ Юрий Андропов. Кунаев писал в своих воспоминаниях: «Но не успели просохнуть чернила на документе, как в ЦК Компартии Казахстана посыпались письма и телеграммы, в том числе и от лиц немецкой национальности с мотивировками не торопиться с образованием автономии в Казахстане, поскольку советские немцы намерены были воссоздать свою автономию в Поволжье. Вспоминаю, что одним из инициаторов приостановления решения Политбюро был Браун, впоследствии руководитель Акмолинской области, сам по себе человек толковый и знающий. Вот, вкратце, такая история приключилась с немецкой автономией».

Любопытно и упоминание о способах давления на позицию руководства – как союзного, так и республиканского уровня. В обоих случаях имела место хорошо организованная имитация массового выражения общественного мнения. В первом случае – в адрес союзного партийного руководства с просьбами создать немецкую автономию в Казахстане, во втором – в адрес уже республиканского руководства – не допустить ее создания.

Имея полное представление о степени свободы в позднебрежневском Советском Союзе и особой «щепетильности» советских руководителей в национальном вопросе, нетрудно допустить, что к «посыпавшимся письмам и телеграммам не торопиться с образованием автономии в Казахстане» был причастен сам тогдашний первый руководитель Казахстана, лукаво замалчивавший в мемуарах свое активное участие в этом.

Судя по доступной информации, воссоздать немецкую автономию предполагалось из пяти районов, входивших в состав тогдашних Целиноградской, Карагандинской, Кокшетауской и Павлодарской областей. Его административным центром должен был стать Ерементау – родина батыра Богенбая, героя казахско-джунгарских войн первой половины XVIII века.

Территория будущей автономии должна была составить около 46 тыс. кв км, а население – 202 тыс. человек. Немцев там проживало примерно 30 тыс. человек или 15% от этого количества, но в перспективе ожидалось увеличение их численности за счет массового переселения немцев из разных районов Казахстана и Советского Союза. Руководителем будущей области должен был стать первый секретарь Краснознаменского райкома партии Целиноградской области Андрей Браун. Он был известен за пределами Казахстана, его связывали близкие отношения с Николаем Кручиной, долгое время занимавшего пост первого секретаря Целиноградского обкома КП Казахстана, а с 1983 года и до своей трагической гибели в августе 1991 года – управляющего делами ЦК КПСС.

О позиции представителей местного казахского и немецкого населения на это событие лучше всего сказано в информационной справке, отправленной в ЦК КПСС за подписью первого секретаря ЦК КП Казахстана Динмухамеда Кунаева 22 июня 1979 года через несколько дней после выступления жителей Целинограда, Кокчетава и Караганды, направленного против правительственного решения о создании немецкой автономной области на территории северного Казахстана. Трудно допустить, что это было просто совпадение.

 На мой взгляд, эта справка «О высказываниях среди населения по поводу предлагаемой организации Немецкой области в составе Казахской ССР», – крайне важный документ, отражавший как фактическую сторону вопроса о воссоздании немецкой автономии в северных регионах Казахстана, так и позицию и даже действия самого первого секретаря ЦК КП Казахстана. Она начинается с характеристики высказываний представителей различных национальностей республики по этому поводу.

Единственное мнение «за» принадлежало фельдшеру Вагнеру, заявлявшему, что «Если создадут автономную область на нашей территории, то мы, немцы, сделаем в этой степи цветущий край. В немецкие школы направим своих детей, пока они не дошли до полного обрусения».

Но большая же часть высказываний представителей немецкой общины Казахстана была связана с требованиями воссоздать немецкую автономию в Поволжье и, желательно, в виде республики. Это мнение выражали гражадне Вельц, Верник, Доберштейн. Гинц из Целиноградской области, пресвитер общины из города Текели Талды-Курганской области Никкель. Гражданка Вебер, работница завода «Бытэлектроприбор» из Алма-Аты вообще не видела своего будущего в советской стране, намериваясь эмигрировать в ФРГ при первой возможности.

 «Кому нужна эта пустыня, надо скорее выезжать в ФРГ, пока не истек срок договора между СССР и Западной Германией о выезде немцев за границу, а то после создания автономной области вообще не будут давать разрешения на выезд», – выражал общее мнение этой группы лиц немецкой национальности механик автозаправочной станции из Каскелена Алма-Атинской области некто Шевальс.

Нет сомнения, что все приведенные высказывания принадлежали конкретным людям, но здесь важна их тенденциозная подборка и скрывающаяся за этими словами позиция составителя информационной записки. А она, на мой взгляд, очевидна и исходит из сочувствия к немцам, ставшим заложниками в большой игре. Желание фельдшера Вагнера избежать обрусения детей, приведенное в справке-письме Кунаева, вовсе не кажется странным и случайным.

Диссидентские настроения

Вторая половина 70-х годов прошлого века – это время усиления внутри СССР диссидентского движения. Одним из самых мощных и организованных, благодаря поддержке ФРГ, было движение советских немцев за возвращение на историческую родину, чему советская власть, не заинтересованная в миграции из страны почти двух миллионов дисциплинированных и исполнительных граждан, всячески пыталась помешать. Тенденциозная подборка обращений немцев-казахстанцев с просьбой создать автономную республику в Поволжье, также, как и ситуация с проблемой эмиграции немцев в ФРГ, Динмухамеду Кунаеву была прекрасно известна. Вот лишь некоторые документальные свидетельства постоянной «заботы» и внимания властей Казахстана к гражданам немецкой национальности:

Из секретной информации Карагандинского обкома компартии Казахстана ЦК

от 14 апреля 1975 года о ходе выполнения задачи, постановлений бюро ЦК КП Казахстана от 16 апреля 1974 года в рамках такого документов как «Об усилении идейно-воспитательной работы среди граждан немецкой национальности» и от 22 апреля 1974 года «О мерах по улучшению работы среди граждан немецкой национальности»:

«…В целях разоблачения провокационной деятельности стала активнее использоваться печать, телевидение и радио. В областных газетах «Индустриальная Караганда» и «Орталык Казахстан» опубликована публицистическая статья «С чужого голоса», разоблачающая провокационную деятельность экстремиста Э.В. Дейберта.

Карагандинская студия телевидения подготовила двухчасовой документальный фильм, разоблачающий взгляды экстремиста Э. Абеля, осужденного народным судом.

Вместе с тем, проводимая партийными организациями разъяснительная работа еще не достаточно оказывает влияния на повышение идейно-политического уровня трудящихся немецкой национальности».

18 августа 1973 в городе Иссыке Алма-Атинской области перед зданием городской администрации состоялась демонстрация протеста, в которой приняли участия более ста человек. 25 сентября ее организаторы Иоган Фертиг, Виктор Вернер, Виктор Клинк, Давид Паустьян и Валентин Клинк были арестованы. Виктор Вернер и Иоган Фертиг были приговорены к трем годам, Давид Паустьян, Виктор и Валентин Клинк к двум годам тюремного заключения.

Из информации Алма-Атинского обкома партии в ЦК КП Казахстана.

«14 апреля 1975 г. Секретно. …Следует отметить, что экстремисты еще не прекратили своей деятельности, а продолжают ее, они только изменили формы и методы этой работы, избегают открытых и массовых выступлений, пытаются оказывать индивидуальное влияние на менее устойчивых людей. Стараются активизировать свою деятельность и проповедники различных баптистских сект, особенно евангелических христиан-баптистов. Разъяснительная работа и предупредительные меры со стороны соответствующих советских и административных органов пока не дают ощутимых результатов. Это объясняется тем, что как инициаторы экстремизма, так и все проповедники, озлоблены и враждебно настроены ко всем нашим мероприятиям. Эти – люди, находившиеся на службе у немецко-фашистского командования, будучи на оккупированной территории, занимались пособничеством оккупационным войскам, в свое время они привлекались органами советской власти к судебной ответственности за их пособнические действия и антисоветские выступления. Сейчас экстремисты и проповедники ориентируются на работу среди тех лиц немецкой национальности, которые в годы Великой Отечественной войны находились на оккупированной территории, а таких лиц, в силу сложившихся обстоятельств, в Алма-Атинской области много. Много у нас и таких, кто имеет родственников в ФРГ и постоянно поддерживает с ними переписку. Есть в области 33 человека, являющихся пенсионерами ФРГ за своих родственников, воевавших против СССР и погибших в дни войны.

Учитывая эти обстоятельства, партийные организации области принимают все меры к тому, чтобы усилить свое внимание на граждан немецкой национальности, обезвредить тлетворную деятельность проповедников и экстремистов, изолировать их от основной массы населения…».

Из этого же документа становится понятно, почему именно на территории Целиноградской области планировалось создание немецкой автономии: «Организаторская и политическая работа партийных организаций проводится с учетом национального состава населения. Так, в области проживает около 100 тысяч советских граждан немецкой национальности, что составляет почти 13 процентов всего населения».

Немцы против автономии

Обращает на себя внимание упоминание в секретном сообщении «о событиях в Целинограде» Андрея Брауна, которому в планах Политбюро ЦК КПСС отводилась роль главы предполагаемой немецкой автономии. Со слов Динмухамеда Кунаева, Браун, находясь в должности первого секретаря Краснознаменского райкома партии Целиноградской области, говорил: «На мой взгляд, автономию создавать не надо, тем более в Казахстане. Мы живем единой интернациональной семьей. В нашем районе проживают 40 национальностей, в том числе казахи и немцы. Живем дружно, местное население относится хорошо, никаких вопросов не возникает».

 С его мнением была согласна и депутат Верховного Совета СССР немка Наталия Геллерт из того Краснознаменского района Целиноградской области. «Я хорошо знаю настроение наших немцев. Никто не хочет автономии в составе Казахстана. Это республика – интернациональная, нам здесь легко жить и работать. Вопросы автономии поднимает кучка немцев, особенно из Поволжья. Живут они в основном в Караганде, но – это не основная масса. Мы просим у нас не создавать автономных границ».

Далее Динмухамед Кунаев обращает внимание центрального руководства на то, что: «В свое время в ЦК КПСС и ЦК Компартии Казахстана поступали многочисленные письма и заявления граждан уйгурской национальности, проживающих на территории республики, с требованием предоставить им автономию. Эти настроения начали проявляться вновь в связи с предполагаемой организацией немецкой автономной области».

По его словам, К. Зульфикаров, художник-оформитель приложения «Иени Хаят» к международной газете «Коммунизм туги» на уйгурском языке, издающийся в Алма-Ате, сказал: «В Казахстане образуется двадцатая область, и будет она называться немецкой автономией, а вот уйгуры как были декханами, так ими и останутся. А ведь немцы скомпрометировали себя в период Великой Отечественной войны, многие из них сотрудничали с фашистами. Несмотря на это, им организуют самостоятельную область. Мы же, уйгуры, как терпели притеснения, так и будем жить, не имея ни родины, ни своей автономии».

Первый секретарь ЦК КП Казахстана сообщал в центр, что «представители коренной, казахской национальности выражают свое беспокойство и неприятие любых автономистских инициатив на территории Казахстана. В Казахстане живут не только немцы. «Есть поляки, корейцы, китайцы, представители других национальностей, – заявила студентка Целиноградского медицинского института тов. Нугерова. – Что же будет, если и они потребуют автономию? Разорвут республику на части и разбегутся по «национальным квартирам».

Директор средней школы № 3 из города Иртышска Павлодарской области т. Ильясов сказал, что после публикации Указа об образовании этой области он уедет работать в другое место, так как «под немцами жить не собирается», а преподаватель школы-интерната № 1 из Павлодара т. Кошгарова заявила: «Выдумают тоже. В Казахстане и так много хозяев».

 Последнее высказывание просто ошеломляет своей смелостью и дерзостью. Под «многими хозяевами», очевидно, подразумевались русские и евреи, к которым теперь еще, по мнению педагога Кошгаровой, дополнительно московские власти вознамерились добавить и немцев. Совершенно понятно, что без личной заинтересованности самого Динмухамеда Кунаева это высказывание не могло здесь появиться. Оно, по всей видимости, отражало уже какие-то личные представления казахстанского руководителя о складывавшейся ситуации.

«Шофер Валихановского районного объединения Госкомсельхозтехники Кокчетавской области т. А. Хамзин заявил, что «если эти слухи подтвердятся, я с семьей перееду в другой район. Думаю, что моему примеру последуют многие» – продолжал далее информировать членов ЦК КПСС их высокопоставленный товарищ и соратник из Казахстана. – А. Коспанов, шофер санэпидстанции из этого же района, сказал: «Я глубоко возмущен этими вестями. Я здесь вырос, это моя родина. И никуда отсюда не поеду. Нам надо как-то бороться, чтобы не допустить создания автономной области». Председатель комитета ДОСААФ района т. Садвакасов в своем высказывании уже более категоричен: «В день провозглашения немецкой автономии необходимо прекратить работу в организациях и учреждениях».

Как видно из содержания высказываний некоторых представителей казахской национальности, проживавших в районах предполагаемого создания немецкой автономии, просматривались проявления прямого недовольства и желания что-либо предпринять в знак протеста.

Представитель славянского этноса т. Комионская (судя по фамилии, украинка или белоруска) из Целинограда заявила: «Казахов понять можно, особенно, сейчас, когда по телевидению идет 20-серийный фильм «Великая Отечественная». Ведь многие из них погибли в войну. А эти немцы жили для себя и никто их не ущемлял. Слухи об автономии разжигают нездоровые страсти».

После этого первый секретарь ЦК КП Казахстана дал в справке за своей подписью в центр (Москву) подробное описание событий в Целинограде 16 и 19 июня 1979 года, отразивших протестные настроения патриотически настроенных казахстанцев: «16 июня в 10 часов утра свыше 300 студентов г. Целинограда, преимущественно казахской национальности, вышли на центральную площадь с лозунгами: «Да здравствует интернационализм; да здравствует дружба народов; да здравствует Конституция СССР; слава КПСС». Наряду с этими были лозунги: «Нет – немецкой автономии; Казахстан един и неделим».

19 июня с.г. более 250 человек собрались у здания Целиноградского обкома партии и обратились с просьбой разъяснить им вопрос, связанный с созданием Немецкой автономной области. Перед ними выступил первый секретарь обкома партии т. Морозов Н.Е., который дал ответы по существу на все вопросы. Собравшиеся выразили удовлетворение разъяснением и оставили письмо, под которым стояло более 220 подписей. «Весть о том, – говорится в этом письме, – что на территории Казахстана образовывается немецкая национальная автономная область, глубоко возмущает народ и вызывает недовольство среди коренных жителей. Народ многонациональной Казахской ССР, в составе свыше 100 национальностей, воплощающий в жизнь идеи великого В.И. Ленина под руководством созданной им Коммунистической партии, в течение полувекового периода живет в дружбе и активно участвует в строительстве коммунистического общества. Народ за этот период не знает никаких проявлений ущемления прав какой-либо нации и считает становление на путь национально-территориальной автономии, на исторически сложившейся территории Казахстана нецелесообразным как с экономической, так и политической точки зрения.

В связи с этим народ протестует против образования немецкой национальной автономной области на территории Казахстана и просит Верховный Совет Казахской ССР удовлетворить просьбу»…

В ЦК Компартии Казахстана также поступают письма от граждан других национальностей, проживающих в республике, в которых они спрашивают, насколько будет целесообразным образование Немецкой автономной области. Этот вопрос затрагивается в письмах родственникам и друзьям, приходящих в Алма-Ату из других городов республики. Представляется в порядке информации».

Столь подробное цитирование документа необходимо и обязательно для того, чтобы понять, что оно не просто передает внешнюю картину происходившего 16 и 19 июня 1979 года в Целинограде, но и раскрывает суть события, представляет мнения простых казахстанцев по этому сложному вопросу и позицию самого автора этого послания – Динмухамеда Кунаева.

В противопоставлении с фрагментом из мемуаров документ, представленный в ЦК КПСС 22 июня 1979 года, выглядит важнейшим и подробнейшим свидетельством произошедшего и, несмотря на распространенные мнения, прекрасно отражает позицию первого секретаря ЦК КП Казахстана на создание немецкой автономии на территории Казахстана. Упомянутое участие в целиноградских событиях летом 1979 года ближайшего соратника Динмухамеда Кунаева Николая Морозова в этом смысле также может быть совсем не случайным, а частью хорошо продуманного плана.

Андрей Браун и другой очевидец тех событий, писатель Алдан Смаил в своих воспоминаниях утверждали, что в обеих демонстрациях – от 16 и 19 июня – принимали участие, как минимум, сотни человек. Это была не только молодежь, но и ветераны войны и женщины.

Здесь можно проследить явные параллели с событиями Желтоксана. Ведь лозунги и призывы целиноградских демонстрантов носили не менее провокационный и дерзкий по отношению к союзным властям и его карательно-репрессивным структурам характер. Это, пусть и косвенно, указывает на возможное участие Динмухамеда Кунаева или лиц, связанных с ним, в декабрьских событиях 1986 года. Какие мотивы им двигали – это предстоит еще исследовать.

Константин Черепанов, ведущий научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова, кандидат исторических наук

P.S. В ближайшие дни Константин Черепанов расскажет о том, как Москва в 1986-м отомстила за срыв своих планов в 1979-м.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *