Зачем напрягаться, если нефть: инновационное дно
В отчете Глобального инновационного индекса, представляющем собой оценки деятельности в области инноваций более 130 стран и экономик мира, в 2024 году Казахстан занял 78 место среди 133 стран. Это значит, что государственные инвестиции в НИОКР являются неэффективными, а предпринимателям это не интересно. Следовательно, Казахстан обречен на деградацию.
Рядом с Казахстаном в индексе на 77 месте Барбадос, на 79 месте Ямайка. На первом месте Швейцария с 67.5 баллов; на последнем – Ангола с 10.7 балла.
Реальные значения ВВП на душу населения превышают модельные на 62.6%. Можно предположить, что высокие цены на нефть и инвестиционная активность государства компенсируют дефицит инновационности.
Добиться высоких значений экономического роста в течение относительно короткого промежутка времени довольно просто – для этого достаточно осуществить масштабные инвестиции в основной капитал. Но если речь идет об устойчивом экономическом росте, то без внедрения инноваций не обойтись.
На диаграмме 1 отображена связь между уровнем инновационности экономики и среднегодовым приростом ВВП.
Диаграмма 1

[По горизонтальной оси отложены средние значения Глобального инновационного индекса за 2011–2024 годы включительно. Чем больше значение индекса, тем выше уровень инновационности экономики.
По вертикальной оси отложен среднегодовой прирост ВВП на душу населения в тот же период. Прирост – разница между ВВП душу населения текущего и прошлого года.
Корреляция между показателями 0.85 для 135 стран].
С разработкой инноваций у Казахстана получше, чем с их внедрением – 72 и 83 место соответственно. При всем при том, уровень инновационности в нашей стране имеет выраженную тенденцию к снижению (диаграмма 2).
Диаграмма 2

Вряд ли стоит ожидать дальнейшего снижения индекса, разве что совсем незначительного – Казахстан уже достиг своего дна. Весь вопрос в том, есть ли предпосылки к улучшению состояния дел с инновационностью или Казахстан обречен колебаться вокруг уже достигнутых значений? В среднесрочной перспективе (ориентировочно через 20 лет, но может и значительно раньше) цены на нефть станут низкими, возможности поддерживать инвестиционную активность исчерпаются, и тогда Казахстан войдет период экономической деградации.
Недостаточное финансирование
Одним из главных факторов, влияющих на инновационность экономики, является финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). На диаграмме 3 хорошо видна связь между уровнем инновационности и расходами на НИОКР.
Обращает на себя внимание, что больше 2% ВВП на НИОКР тратят либеральные демократии, Сингапур и Китай.
Диаграмма 3

[По горизонтальной оси отложены средние значения расходов на НИОКР в % от ВВП за 2011–2024 годы включительно.
По вертикальной оси отложены средние значение Глобального инновационного индекса за тот же период.
Корреляция между показателями 0.862 для 119 стран].
У Казахстана после 2009 г. расходы на НИОКР не превышают 0.2% от ВВП (диаграмма 4).
Диаграмма 4

Позволю себе привести обширную выдержку из последнего, за 2024 г., Национального доклада по науке, издаваемого Министерством науки и высшего образования и Национальной Академии наук при президенте Республики Казахстан.
«Наукоёмкость ВВП в 2023 году в Казахстане составила 0,14% и, по данным Института статистики ЮНЕСКО, по этому показателю он занимает одно из последних мест среди стран мира.
В целом, общая картина по источникам финансирования демонстрирует процесс вытеснения (подчеркнуто мной – Ж.А.) государством все других источников. Так, если три года назад доля бюджетных средств составляла в среднем 65%, то в 2023 году она уже составила 83,4%.
Исследовав связь источников финансирования и результативность НИОКР, аналитики Института статистики ЮНЕСКО пришли к выводу, что увеличение государственного финансирования ведет, во-первых, к неэффективному использованию ресурсов; во-вторых, говорит о том, что стратегические цели в области НИОКР являются либо неактуальными, либо малопривлекательными для предпринимателей.
Для понимания сложившейся ситуации в финансировании научных исследований в казахстанской науке необходимо проанализировать степень интегрированности сферы НИОКР в экономическую систему. Экономисты предлагают выделить три основных типа взаимоотношений сферы НИОКР и экономики страны:
а) знания и инновации выступают составной частью экономики страны;
б) знания и инновации обладают некой самостоятельностью, автономией, но в то же время наблюдается достаточное применение их результатов в хозяйственной деятельности страны;
в) знания и инновации отделены от экономики.
Взаимодействие науки и экономики в Казахстане относится к третьему типу, т.е. знания и инновации отделены от экономики (подчеркнуто мной – Ж.А.)».
Режимная коррупция
Режимная коррупция является частным проявлением коррупции вообще. Она отражает уровень злоупотребления политическими деятелями своего положения для извлечения личной или политической выгоды.
Режимная коррупция оказывает значительное негативное влияние на инновационность экономики, в чем можно убедиться, посмотрев на диаграмму 5.
Диаграмма 5

[По горизонтальной оси отложены средние значения логарифма индекса режимной коррупции за 2011–2024 годы включительно. Чем больше значение индекса, тем выше уровень режимной коррупции.
По вертикальной оси отложены средние значение Глобального инновационного индекса за тот же период
Корреляция между показателями 0.798 для 145 стран].
Уровень режимной коррупции в Казахстане высокий и превышает средние показатели по миру (диаграмма 6).
Диаграмма 6

Интерес представляет связь между уровнем режимной коррупции и консолидации личной власти в Казахстане (диаграмма 7).
Диаграмма 7

Мы видим выраженную связь между этими показателями. Корреляция между ними составляет 0.882. Три наблюдения, выбивающиеся из закономерности – это 2022, 2023 и 2024 годы. Исходя из этого, можно предположить, что низкие значения индекса режимной коррупции, скорее, аванс экспертного сообщества преобразованиям, мнимым или действительным, в нашей стране, а не отражение реальных успехов на ниве борьбы с коррупцией.
Таким образом, для отечественных предпринимателей инвестиции в разработку и внедрение инноваций являются неактуальными или малопривлекательными. Одна из важных причин – высокий уровень режимной коррупции, дестимулирующий инновации. Государственные инвестиции в НИОКР являются неэффективными и проблемы не решают.
Пока сохраняется такое положение дел, Казахстан обречен на экономическую, культурную и общественно-политическую деградацию, которая наступит в не столь отдаленном будущем.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.