Зачем России транскаспийский маршрут в Афганистан? - Exclusive
Поддержать

Зачем России транскаспийский маршрут в Афганистан?

Кремль начал открыто обсуждать возможность соединения с Афганистаном по акватории Каспия с использованием портовой и железнодорожной инфраструктуры Туркменистана. Это говорит о стремлении России диверсифицировать пути поставок в Южную Азию, чтобы упредить риск чрезмерной зависимости от той или иной страны-транзитера. Но что это значит для Центральной Азии?

На совместном бизнес-форуме в Казани (Республика Татарстан, РФ) Россия и Афганистан рассмотрели перспективы развития мультимодальных транзитных коридоров «Россия-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан» и «Россия-Каспийское море-Туркменистан-Афганистан».

Это событие вносит ясность в понимание долгосрочного видения Москвы относительно формирования транспортной архитектуры Афганистана. Примечательно, что наряду с сухопутным маршрутом через Казахстан и Узбекистан российская сторона начала открыто обсуждать возможность соединения с Афганистаном по акватории Каспия с использованием портовой и железнодорожной инфраструктуры Туркменистана. Такой подход сигнализирует о стремлении России диверсифицировать пути поставок в Южную Азию, чтобы упредить риск чрезмерной зависимости от той или иной страны-транзитера.

Идея наладить мультимодальные перевозки по оси Север-Юг через Афганистан возникла с подачи Узбекистана. В 2022 году Ташкент предложил запустить межрегиональный маршрут Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан, протяженностью 5532 км. Спустя год стороны подписали меморандум о его реализации. С тех пор Россия демонстрирует заметную активность на трансафганском треке и уже заявила о своем участии в подготовке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта строительства Трансафганской железной дороги.

Как известно, Узбекистан продвигает концепт Кабульского коридора, предполагающий прокладку железнодорожных путей от Мазари-Шарифа (Афганистан) до Пешавара (Пакистан). Работы планировалось начать осенью 2021 года. Однако из-за неожиданной смены власти в Афганистане процесс был приостановлен, а затем снова возобновлен. Между тем, в 2024 году Туркменистан в партнерстве с Казахстаном представил альтернативный вариант Трансафганской железной дороги по маршруту Торгунди-Герат-Кандагар-Спин-Булдак с выходом на пакистанские порты в Индийском океане. Россия, судя по всему, заинтересована в функционировании обоих коридоров – как Кабульского, так и Кандагарского.

В сентябре 2024 года Туркменистан приступил к закладке первого участка железной дороги Торгунди-Герат (115 км), которую планируется продлить до границы Пакистана через Кандагар. Часть затрат на реализацию проекта в размере $500 млн возьмет на себя Казахстан.

Талибы по результатам февральского визита в Ташкент заявили, что договорились с узбекской стороной о строительстве железной дороги Мазари-Шариф-Герат, хотя профильное ведомство Узбекистана эту информацию не подтвердило. Подчеркнем, что один из двух маршрутов, который судя по сообщениям Минтранса России, был согласован для подготовки ТЭО Трансафганской железной дороги, как раз берет начало от города Мазари-Шариф, соединяя афганский Герат, Диларам, Кандагар с приграничным городом Чаман в Пакистане. Из всего этого следует, что правительство «Талибан» намерено превратить Герат в главный транзитный хаб страны, который предоставлял бы таким крупным грузоотправителям, как Россия возможность соединяться с разными ветвями Трансафганской железной дороги – западной через Кандагар или восточной через Кабул. Стыковка маршрутов, вероятно, позволит Афганистану привлечь в свою сторону больше транзитных грузов, что, помимо экономической выгоды, принесет местному правительству немалые геополитические дивиденды. Однако этот план может вызвать конфликт интересов государств Центральной Азии, вовлеченных в трансафганские коммуникации.

Торговый маршрут через Каспийское море в Афганистан, наверняка, будет раздражать Ташкент, прилагающий огромные усилия для строительства железной дороги Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар, которая по идее должна завершить процесс создания прямого железнодорожного сообщения между Восточной Азией, Евразией и полуостровом Индостан.

Эффективность любого транспортного коридора зависит от грузовой базы. В случае запуска мультимодального маршрута Россия-Каспийское море-Туркменистан-Афганистан значительный объем поставок с севера на юг может быть переориентирован на морской путь в силу его дешевизны и колоссальной грузоподъемности морских судов. Независимо от того, каким транспортом и через какую центральноазисткую страну будут направляться транзитные потоки в Афганистан, Кабульскому коридору придется конкурировать за их перевозку, что станет для региона серьезным вызовом.

Наргиза Умарова

Старший научный сотрудник Института перспективных международных исследований УМЭД, аналитик ННУ «Bilim karvoni», Узбекистан




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *