Ya Metrika Fast


English version

Зачем в Кыргызстане меняют парламент и избирательную систему?

Общество — 19 ноября 2025 16:00
0
Изображение 1 для Зачем в Кыргызстане меняют парламент и избирательную систему?

Отмена голосования по партийным спискам еще не означает, что в парламентских выборах не будет интриги и соперничества. Просто разворачиваться оно будет скорее за пределами публичного поля.

Политическая система Кыргызстана стоит на пороге одной из самых глубоких трансформаций в своей истории. Формально ничего особенного не происходит – просто парламент добровольно самораспустился досрочно, назначив на конец ноября новые выборы. По официальной версии, это нужно, чтобы снизить напряжение, разведя по времени парламентскую и президентскую кампании, которые иначе обе пришлись бы на следующий год. И с этим действительно трудно спорить, потому что выборы в Кыргызстане не раз заканчивались тяжелыми кризисами и даже насильственной сменой власти.

Однако реальная задача досрочных выборов, по всей видимости, в том, чтобы дать президенту Садыру Жапарову возможность зачистить политическое поле от оппонентов и окончательно подчинить себе парламент перед выдвижением на второй срок. Причем укреплять позиции Жапарову нужно не столько в борьбе с оппозицией, сколько в соперничестве со своим партнером по правящему тандему, главой Государственного комитета национальной безопасности Камчибеком Ташиевым, которому президент во многом обязан своим приходом к власти.
Ташиев не раз давал понять, что готов сам побороться за пост главы государства. Поэтому предстоящие парламентские выборы превращаются в негласное соревнование между ним и Жапаровым за влияние. Чьи кандидаты возьмут больше мандатов, тот повысит свои шансы на будущее президентство – даже если под ударом окажется их многолетнее партнерство.

Изображение 2 для Зачем в Кыргызстане меняют парламент и избирательную систему?

Отгремевшие революции

Кыргызстан, в отличие от других авторитарных стран Центральной Азии, долгое время считался государством с относительно устоявшейся демократией. По крайней мере, здесь регулярно менялась власть – пусть и через уличные протесты, вещали независимые СМИ, а правозащитные НКО работали без серьезного давления со стороны властей.

Однако после революции 2020 года, которая привела к власти Садыра Жапарова, страна начала быстро двигаться в сторону типичной для региона автократии. В 2021 году новый президент переписал Конституцию, вернув президентскую форму правления вместо недолгой парламентско-президентской.

Затем началось системное ограничение свободы слова: закрывались независимые медиа, а редакции вроде Kloop и Temirov Live, специализировавшиеся на антикоррупционных расследованиях, попали под сильное давление властей – вплоть до арестов журналистов и признания СМИ экстремистскими.

В 2023 году в Кыргызстане ввели реестр «иностранных представителей» – аналог российского закона об «иностранных агентах». В нем обязали регистрироваться все НКО, получающие финансирование из-за рубежа. Формально – для борьбы с коррупцией, на деле – для контроля за деятельностью правозащитных организаций.

Инициированная Жапаровым судебная реформа усилила зависимость судов от исполнительной власти. Через контроль над ротацией судей президент получил возможность назначать лояльных себе людей. При этом если решения суда противоречат «нравственности и морали кыргызского общества», их могут вообще проигнорировать.

Более зависимым от исполнительной власти стал и парламент. В последнем составе, который в сентябре добровольно самораспустился, оставалось лишь несколько депутатов, позволявших себе время от времени критиковать президента, но их влияние было минимальным.
А за несколько месяцев до того, как депутаты сложили мандаты, Жапаров провел очередную реформу избирательного законодательства. Страну разделили на 30 округов, от каждого из которых будут избираться по три депутата. Партийные списки отменили – теперь кандидаты могут выдвигаться только по одномандатным округам или как независимые.

На практике это должно помочь президенту усилить контроль над парламентом. Отслеживать кандидатов в округах гораздо проще, чем общенациональные партийные списки, куда могли проскочить недостаточно лояльные политики. Новая схема фактически исключает возможность попадания в парламент случайных или оппозиционных фигур.

Правда, нелояльные партии все равно зачистили перед выборами. Под удар попала, пожалуй, последняя оппозиционная сила – Социал-демократическая партия, связанная с бывшим президентом Алмазбеком Атамбаевым. Ее лидеров арестовали прошлой осенью, обвинив в подкупе избирателей, а материалы дела засекретили.

Тандем на грани

Тем не менее все это еще не означает, что в парламентских выборах не будет интриги и соперничества. Просто разворачиваться оно будет скорее за пределами публичного поля. Это голосование должно помочь президенту Жапарову обойти своего главного конкурента и одновременно союзника – главу Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Камчибека Ташиева.

Политическое партнерство Жапарова и Ташиева началось еще в 2010-х годах, во времена президентства Атамбаева. Тогда Жапаров возглавлял агентство по туризму, а Ташиев занимал пост министра по чрезвычайным ситуациям. Позже они вместе участвовали в оппозиционных движениях. Их союз был вполне прагматичным: Ташиев, имевший репутацию энергичного, но резкого и не слишком публичного политика, обычно выдвигал на первый план более презентабельного Жапарова.

Во время массовых протестов против фальсификаций на парламентских выборах 2020 года их тандем смог выйти на новый уровень. Тогда Ташиев, возглавлявший оппозиционную партию «Мекенчил», приехал со своими соратниками к колонии № 1 и добился освобождения Жапарова, сидевшего там за участие в протестах 2013 года у рудника Кумтор с требованиями его национализации.

Дальше менее публичный Ташиев уступил народному трибуну Жапарову президентский пост. Образ политического мученика, отсидевшего в тюрьме из-за беззакония прежних властей, делал последнего более подходящей фигурой для роли лидера, способного объединить общество. Ташиев же возглавил силовые структуры, став одним из самых влиятельных людей в стране. С тех пор оба продолжают демонстрировать на публику дружбу и взаимное уважение, но их нарастающее соперничество становится все более очевидным.


Контроль над силовым аппаратом дал Ташиеву почти неограниченные полномочия. Он быстро стал фигурой, сопоставимой по влиянию с президентом. В общественном восприятии власть превратилась в тандем: в письмах и видеообращениях граждане нередко обращаются к обоим дуумвирам одновременно.

Обращаются неслучайно, потому что Ташиев часто вмешивается в дела, выходящие за рамки его компетенции: дает указания министрам, критикует чиновников, комментирует экономические и судебные вопросы. Также он контролирует несколько СМИ, которые исправно освещают его благотворительную активность, помощь многодетным семьям, школам и спортсменам.

Ташиев формирует себе образ честного, справедливого и неподкупного чиновника, который в борьбе с коррупцией не делает исключений ни для кого. Под его критику попадали даже родственники Жапарова – племянник, сват и свояк президента. Все они, по словам Ташиева, были заподозрены в коррупции и задержаны.

Отдавая дань принципам тандема, глава ГКНБ представляет это как свидетельство принципиальности президента, который «не щадит даже родных». Но на деле такие эпизоды скорее подчеркивают влияние самого Ташиева, способного задержать людей из ближайшего президентского окружения.

При этом СМИ, пытавшиеся расследовать коррупционные схемы, к которым может быть причастен сам Ташиев и его родственники, тут же попадали под жесткое давление силовых структур. Нелицеприятные публикации не должны портить образ «народного генерала» – это неофициальное прозвище подчеркивает популярность Ташиева в стране.

Со временем главный силовик осмелел достаточно, чтобы принимать ключевые решения без ведома президента. Например, так это было во время операции против криминальных авторитетов и убийства главного вора в законе Кыргызстана Камчи Кольбаева (в народе – Коля Кыргыз). Тогда Жапаров сам признался, что не был в курсе действий силовиков.

Все это порождает все больше вопросов о реальном соотношении сил в правящем тандеме. Способен ли Ташиев сохранить популярность без поддержки Жапарова и сможет ли Жапаров удержаться у власти без опоры на силовой ресурс Ташиева?

Каждый раз, когда появляются слухи о расколе, Жапаров и Ташиев демонстрируют показную дружбу, но такие показательные выступления выглядят все менее убедительно. Жапаров открыто говорит о планах пойти на второй президентский срок, а Ташиев заявляет о готовности взять на себя ответственность за управление страной. Пока сложно сказать, как сложились бы президентские выборы, если бы они оба решили баллотироваться. Зато уже сейчас они могут попробовать силы на выборах в парламент.

Парламент как алиби

На первый взгляд, борьба за места в парламенте потеряла в Кыргызстане всякий смысл – все важные решения все равно принимают президент и силовики. Депутаты последнего созыва сами постоянно подчеркивали свою лояльность главе государства, а Ташиев не раз пренебрежительно отчитывал парламентариев и обвинял некоторых из них в сокрытии судимости или коррупции. В итоге еще до самороспуска часть депутатов предпочли добровольно сдать мандаты, опасаясь давления Ташиева.

Тем не менее парламент остается важной частью системы власти: в нем утверждаются ключевые законы, вводится режим чрезвычайного положения, назначаются министры, принимается бюджет. Поэтому неудивительно, что для Жапарова оказалось важно укрепить свои позиции в этом институте накануне попытки переизбраться на второй срок.

Именно президент, по всей видимости, инициировал досрочный самороспуск парламента, в то время как его дуумвир Ташиев, наоборот, заявлял, что не видит необходимости в таком шаге. Дело в том, что большинство депутатов уходящего состава были обязаны своими мандатами не Жапарову, а Ташиеву. Предыдущие парламентские выборы 2021 года проходили почти сразу после смены власти, и только что вышедший из тюрьмы Жапаров тогда еще не успел полноценно включиться в партийную работу. Зато Ташиев играл ведущую роль и фактически контролировал процесс.

Сейчас Жапаров с помощью избирательной реформы получил возможность исправить прошлые упущения и добавить в депутатские ряды своих людей. Переход к выборам по округам снижает роль партийного аппарата, где традиционно сильным было влияние Ташиева. Однако это еще не гарантирует президенту успеха – значительная часть кандидатов хоть и вынуждены теперь выдвигаться в округах, а не по партийным спискам, все равно тесно связаны с партиями «Мекенчил», «Ишеним» и «Ынтымак», которые входят в правящую коалицию и тяготеют скорее к Ташиеву. К тому же потенциальные кандидаты все равно должны пройти фильтр ГКНБ, а значит, его глава сохраняет достаточно возможностей, чтобы отсеять неприемлемые для себя фигуры.

Пока сложно предсказать, какими будут итоги этих выборов. Предвыборной атмосферы в стране почти не чувствуется. С отменой общенациональных партийных списков избирательная кампания распалась на многочисленные и сравнительно небольшие округа, где конкурирует почти пять сотен отдельных кандидатов – большинство без внятной программы и понятной политической аффилиации. Неудивительно, что это лишь усиливает в кыргызском обществе восприятие парламента как маловажного института, который не способен повлиять на улучшение их повседневной жизни.

После голосования эксперты готовятся определять победителя между Жапаровым и Ташиевым в зависимости от того, кого среди депутатов окажется больше: выходцев из северных областей страны (тогда победил Жапаров) или из южных (Ташиев). То есть кыргызская политика вместо конкуренции политических программ и идей опять скатывается к незатейливому противостоянию региональных кланов. В прошлом это уже не раз приводило к взрывам общественного недовольства, массовым протестам и смене власти на улицах. И пока непохоже, чтобы нынешнее руководство было готово предложить стране выход из этого цикла.

Галия Ибрагимова

Источник здесь.


Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.