Захотят ли туристы вернуться в Казахстан?
Exclusive.kz начинает цикл материалов «Окно возможностей Казахстана». В рамках проекта мы будем публиковать текстовые и видеоматериалы, посвящённые потенциально сильным сторонам страны, которые следует развивать. Основная наша идея – показать влияние событий в регионе и мире на ситуацию в Казахстане и то, как Казахстан может повлиять на ситуацию в мире. Первый материал спецпроекта «Окно возможностей» посвящён туризму.
В последнее время в Казахстане много говорят об отрасли туризма как о новой нефти и одной из точек роста экономики, называя её драйвером роста, якорем для МСБ, мультипликатором занятости. И действительно, цифры, связанные с данной отраслью, впечатляют: в 2024 году нашу страну посетили 15,3 миллиона иностранных гостей, из которых 10,4 миллиона оставались здесь более суток. Средняя продолжительность их визита составила четыре дня, а расходы – от 1200 до 1500 долларов.
Основными странами происхождения иностранных туристов стали Китай (655 000 человек), Индия (146 000), Турция (130 000), Германия (92 000) и Южная Корея (40 000). Особенно заметен рост числа туристов из Китая – на 78% по сравнению с предыдущим годом. Всё благодаря упрощению визового режима.
Растёт также и внутренний туризм: по официальным данным, в 2024 году 10,5 млн казахстанцев посещали достопримечательности других городов и регионов страны. Это на 900 тысяч больше, чем годом ранее.
В целом, сектор туризма сейчас обеспечивает 2,5% ВВП и занятость для более чем полумиллиона человек. С каждым годом этот показатель растёт. И потому отрасли всё же пытаются уделить внимание – инвестиции в основной капитал для улучшения состояния туризма достигли в 2024 году 947,5 миллиарда тенге. Как раз накануне состоялось заседание правительства, на котором обсуждалась тема «Создание благоприятных условий пребывания туристов в Казахстане».
– Мы должны создать условия для повышения привлекательности Казахстана как страны с дружественным отношением к иностранным туристам. Необходимо обеспечить благоприятные условия для туристов начиная от прибытия, по всему маршруту пребывания и до момента отбытия, – объявил премьер-министр Олжас Бектенов, напомнив также о соответствующем поручении президента.
Министр туризма Ербол Мырзабосынов в своём докладе отметил, что «Казахстан за последние годы стал более открытой страной для иностранных туристов», и добавил, что благоприятные условия должны создаваться на каждом этапе пути туриста: от аэропорта до отеля, ресторана и туристических объектов.
Но возникает вопрос: а что именно сейчас видит турист на этих этапах?
Сейчас мы опишем типичный путь прибывшего в Казахстан туриста, иллюстрирующий печальную действительность состояния отрасли. Важно: наша цель – не показать такими описаниями, как в стране всё плохо, а указать на существующие проблемы, которые предстоит решать. Мы намеренно в этом описании утрируем, объединяя все проблемы, с которыми туристы могут столкнуться, но не отрицаем, что многие из них можно избежать. Всё это – всего лишь воля случая.
Итак, Агнешка из Варшавы прилетает в Алматы ночью. Полёт длительный, – прямых рейсов из её города нет, приходится сначала лететь в ОАЭ и там ожидать длительную пересадку. В итоге рейс прибывает в 2:30, если лететь через город Шарджа, или в 4:05, если через Дубай.
После таких длительных перелётов туристу хочется скорее передохнуть в отеле, и затем уже утром с новыми силами начать путешествовать. Но вот первая проблема: в то время, когда она прибывает в город, общественного транспорта от аэропорта до центра города, где располагаются гостиницы, нет – автобусы ходят только днём. В результате необходимо вызывать такси. Однако, – даже если Агнешка предварительно и узнала о существовании местного приложения для вызова такси, – и роуминг, и Wi-Fi в аэропорту работают крайне нестабильно. По итогу воспользоваться услугами приложения ей не удаётся.
Агнешка подходит за помощью к местным таксистам, – а те сразу задирают цену в 10 раз и, к тому же, – даже несмотря на высокую стоимость проезда, – везут её не спокойно в одиночку, а набранной ими случайной компанией из других прибывших в страну людей. К тому же, Агнешка хочет дополнительно узнать у таксиста что-то о городе, но он суров и совсем не говорит по-английски.
Оказавшись в отеле, Агнешка сталкивается с длительной регистрацией, заполняемой вручную, и отсутствием справочной информации о городе. Более того, она узнаёт, что отель назван «четырёхзвёздочным», но включённых завтраков в нём нет, а душ и вовсе сломан и неизвестно когда будет починен.
Затем несколько дней Агнешка проводит в Алматы. Сам город производит у неё двойственное впечатление. С одной стороны – всё красиво, зелёные улицы, горы на горизонте, уютные кофейни, рестораны с национальной кухней, современный центр с модными бутиками. С другой – почти полное отсутствие туристической навигации. Указателей на английском практически нигде нет. Описания экспозиций в музеях часто доступны только на казахском и русском, экскурсии на английском – редкость. Более того, основной общественный транспорт оказывается для туристов недоступным, – ведь для проезда на автобусах необходимо специально заводить карту ONAY и оплатить проезд напрямую иностранной картой нельзя.
Да, конечно, отдельные заведения и люди стараются помочь – молодые бариста владеют базовым английском и подскажут, куда пойти, официанты расскажут, что следует попробовать, – но системной поддержки добиться сложно. Город интересный, но чтобы его понять, нужно либо заранее всё изучить, либо тратить много времени на ходу.
На третий день поездки Агнешка едет в Чарынский каньон – одно из самых известных природных мест Казахстана. Гида она находила через Instagram, ведь, к сожалению, официальных сайтов с проверенными маршрутами мало, агрегаторов с отзывами практически нет. Вот только оплата тура – лишь за наличность или переводом на карту. Всё «в чёрную»: без реальных чеков и без медстрахования жизни туриста.
Машина, на которой Агнешку и других туристов доводят до Чарына, – обычный внедорожник. Кондиционер, несмотря на летнюю жару, работает слабо. По пути – одна остановка у магазина в селе. У входа в каньон – шлагбаум, оплату на экопосту принимают в основном наличными, терминал работает не всегда, чек дают неохотно. Ни один из сотрудников не говорит по-английски.
Навигация есть только в начале маршрута. По тропе – несколько беседок, одна точка с питьевой водой, металлические туалеты, запах которых ощущается на расстоянии. Связь в ущелье пропадает через 10-15 минут пути. Медпункта и тревожной кнопки нет.
Вид – потрясающий, но весь сервис – минимально базовый и не рассчитан на иностранца. Агнешка всё время держит в голове, что в случае возможной травмы или перегрева ей здесь, возможно, будет некому помочь.
На другой день Агнешка поднимается через канатную дорогу на Медео и Шымбулак. Тут уже чувствуется другой уровень: да, всё работает, есть кассы и кафе. Но автобус, который везёт до канатки, ходит весьма редко и в его салоне душно. К тому же, вновь непонятно, как оплачивать проезд без карты ONAY, – приходится беспокоить других пассажиров или ехать «зайцем». И вновь – информации на английском и внятной навигации, куда возможно пойти, чтоб не только смотреть на одну точку (вид сверху на город) почти нет. Людей много, в том числе местных, есть к кому обратиться, но турист всё равно чувствует себя потерянным.
Через неделю после прибытия Агнешка уезжает. Впечатлений много, фотографии красивые. Но главный вывод, который она сделала: страна – красивая, однако к туристу здесь никто не готов. Вернуться в Казахстан и посетить другие города Агнешка так и не решилась…
Всё, с чем столкнулась Агнешка из нашей истории, – системные проблемы, которые давно описаны в отраслевых отчётах: плохая связанность, отсутствие стандартов, дефицит англоговорящих сотрудников, слабая навигация, неудобная регистрация, нерабочие цифровые инструменты.
Так, по данным министерства туризма, в стране зарегистрированы 402 гида, но только четверть из них сертифицированы. Остальные – в серой зоне. Неизвестно, сколько ещё гидов вообще никак не зарегистрированы. Известно, что в отдалённых от Алматы и Астаны регионах, таких как как Туркестан и Мангистау, почти никто из представителей организаций, представляющих туруслуги, не говорит по-английски.
Санитарная инфраструктура в туробъектах до сих пор практически отсутствует. По данным профильного министерства, в туристических зонах Казахстана требуется как минимум 292 санитарно-гигиенических узла. На деле – к 2023 году (когда были озвучены последние данные по этому поводу) было установлено только 53 таких объекта. То есть менее пятой части от потребности.
При этом субсидии на обслуживание в том же году получили 87 объектов. Это значит, что государство перечислило деньги акиматам на содержание туалетов, часть которых либо просто сейчас не работает, либо даже не подключена к инфраструктуре. Например, в Актау, – городе с большим туристическим потенциалом, – был скандал по поводу того, что из пяти модульных туалетов, установленных на 87 миллионов тенге, четыре так и не были введены в эксплуатацию.
Что касается мест размещения туристов, в крупных городах, – Алматы, Астане, Шымкенте, – есть отели всех категорий: от международных сетей до небольших бутик-гостиниц. Многие из них действительно соответствуют заявленному уровню, особенно в верхнем ценовом сегменте.
Но в средней и нижней ценовой категории турист сталкивается с проблемой: «три звезды» или «четыре звезды» часто указываются без официальной сертификации, поскольку классификация в Казахстане не является обязательной.
Особенно трудная ситуация с отелями в регионах. Казалось бы, гостиницы и гостевые дома есть, но стандарты условия жилья в них не выровнена. Часть объектов построена или отремонтирована недавно и выглядит прилично. Но есть и старые здания без элементарной шумоизоляции и с устаревшей сантехникой. На Booking или аналогичных платформах размещены далеко не все. Отзывы в мессенджерах или на Instagram-страницах часто оказываются единственным ориентиром. Официальных механизмов контроля за уровнем сервиса нет. Вопрос даже не в том, что условия плохие, – а в том, что турист никогда не знает, чего ожидать.
Помимо этого, цифровая система учёта туристов eQonaq до сих пор, хоть и формально внедрена, не интегрирована ни с МВД, ни с сервисами бронирования. Туристам она бесполезна. Для развития туризма в 2019 года также была создана платформа Kazakhstan.travel, – но в итоге и она стала лишь красивой витриной без сервиса, которая практически не обновляется и не учитывает отзывы тех людей, для которых платформа была предназначена.
В то же время, решения существующих проблем не требуют изобретения велосипеда – только выставления управленческих приоритетов. Большинство решений реализуемы быстро, с умеренными затратами, если отказаться от имитации реформ в пользу реальных действий. Укажем буквально несколько тех, что реально улучшат опыт туриста, – хотя на самом деле этих шагов может быть гораздо больше.
Во-первых, все международные аэропорты должны быть обеспечены круглосуточным общественным транспортом до центра города. Это не требует миллиардных инвестиций – достаточно организации маршрутов через договоры с компаниями, занимающимися пассажирскими перевозками.
Во-вторых, в аэропорту должна работать информационная стойка с англоязычным персоналом, готовым предоставить туристу всю необходимую для путешествия информацию (а не просто повесить где-нибудь QR-код и подарить на прилёте шоколадку с флагом страны, как нынче хвастается министр Мырзабосынов).
В-третьих, нужна инфраструктура вдоль маршрутов, а не возле объектов. Национальные парки, такие как Алтын-Эмель, Чарын, Катон-Карагай, должны быть оснащены туалетами, питьевой водой, указателями. Вместо «визит-центров в чистом поле» – сеть доступных точек по ходу маршрута. Финансирование на эти цели может быть организовано либо за счёт направленных субвенций акиматам, либо через концессионную модель с частными операторами.
В-четвёртых, стоит наконец задуматься о безопасности на маршрутах. Например, путём регистрации маршрута в приложении с передачей в МЧС, как реализовано в Кыргызстане. Каждые несколько км на туробъектах должны быть утеплённые укрытия с аптечками и картами возможных маршрутов.
В-пятых, единая цифровая платформа (которая, повторим, и так уже существует, отдельно выделять средства на её новую разработку не нужно) должна поддерживаться и объединять бронирование, транспорт, маршруты, тревожную кнопку, обратную связь. Kazakhstan.travel нуждается в API, привязке к реальному времени, возможности жалоб и рекомендаций.
Как могло бы быть, если бы Казахстан тщательней подготовился к туристам?
Агнешка прилетает из Варшавы в Алматы. Все изначальные условия те же самые: ночные рейсы, усталость, чужая страна, первый визит. Но теперь прямо на выходе из зала прилёта – стойка «KazRoute»: там – англоязычный волонтёр, туристическая сим-карта, карта маршрутов. Автобус в центр уходит через 20 минут после прилёта без завышения цен.
В отеле всё чётко: регистрация прошла за минуту через eQonaq по скану паспорта, администратор говорит по-английски, в номере – список маршрутов, доступных даже без экскурсовода, – с информацией о навигации по городу и временем в пути, а также доступная информация о скачивании удобного единого приложения для туристов.
Тур в Чарын – куплен онлайн. Автобус современный, с остановками у туалета и продуктовой лавки с местными продуктами. Гид – сертифицированный, прошёл курс. На месте – навигация, холодная питьевая вода, возможность насладиться в тени. На обратном пути – ужин с домашними казахскими блюдами у юрты.
На другой день – поездка в горы. Станция отправления до канатки – как мини-вокзал с регулярными маршрутами без длительного ожидания. На тропах есть волонтёры, готовые помочь каждому, – например, студенты на практике со знанием английского.
При возвращении – отзыв в приложении, сохранённый маршрут, возможность поделиться впечатлениями. Агнешка пишет: «Я приеду снова. И приведу друзей». И в следующий визит посещает другие города страны, не менее интересные, чем Алматы.
Цифры могут расти. Турпоток можно увеличивать. Но если на каждом этапе турист сталкивается с тем, что государство о нём не подумало – он не вернётся. Туризм в Казахстане может быть сильной отраслью. Но для этого нужно не больше проектов, а меньше имитации. Не больше вложений на миллиарды тенге, а больше создания качественных условий для посещения маршрутов, которые действительно приведут туристов к новым впечатлениям.
Комментариев пока нет