Замечательные люди и персональные ангелы Айжан Беккуловой - Exclusive
Поддержать

Замечательные люди и персональные ангелы Айжан Беккуловой

В Алматы, в Государственном музее искусств имени Кастеева идет персональная выставка с гениальным названием – «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных людей»). Гениальным – потому что этой короткой фразой автор, Кавалер ордена «Кұрмет», председатель Союза ремесленников Республики Казахстан, известная художница Айжан Беккулова дает точное описание не только своей персональной выставки, но и своей жизни – жизни в окружении замечательных людей.

«Мне всегда везло на встречи с особенными людьми, – признается Айжан Беккулова в своем приветственном слове в каталоге ее выставки, – именно они играют определяющую роль в твоем отношении к миру и твоей собственной жизни. Именно люди удивляют, восхищают, меняют мироощущение. Они учат и советуют, они спрашивают твое мнение и сами делятся своими мыслями. Я везучий человек, встречала и продолжаю встречать многих замечательных людей, которые воодушевляют меня, с кем мне интересно, и кто своим позитивом дает заряд жить и творить».

У этого процесса есть обратная сторона: Айжан Беккулова, этот «сгусток творческой энергии», как назвали ее во время открытия выставки, сама всю жизнь заряжает людей на творчество, порой – неожиданно для них самих. Так женщины в самых отдаленных аулах после знакомства и тренингов Айжан начинают создавать не обычные текеметы с привычными орнаментами, а по-настоящему коллекционные ковры, которым место в музее – музее прикладного искусства Казахстана, о котором давно мечтает председатель Союза ремесленников РК. Так мастера-зергеры делают для себя открытия в казахском ювелирном деле и начинают понимать его (и свое!) место в мировом современном прикладном искусстве. Так вышивальщики, дизайнеры национальной одежды, ткачи, мастера войлока вдруг обнаруживают, что можно совмещать несочетаемое, использовать нетрадиционные материалы в традиционных изделиях, и наоборот – взять наш привычный войлок и сделать из него нечто необычное, например… лошадку.

Целый табун таких лошадок сегодня можно увидеть на выставке «ЖЗЛ». А еще – собаку тазы, созданную из корпуса старой швейной машинки. Выполненные из керамики символы таблицы Менделеева. Великолепных цветных балбалов. Огромный головной убор казахской невесты – саукеле, с хрустальными подвесками с австрийской люстры. И, конечно, гобелены, сырмаки, скульптуры и другие работы, выполненные в неожиданных, как скромно сказано в каталоге выставки «ЖЗЛ» – смешанных техниках. В одном из самых эффектных залов музея имени Кастеева – том, где стены глубокого зеленого цвета, а под потолком закреплен шанырак, в ретроспективе представлены работы Айжан Беккуловой и результаты ее коллабораций с другими мастерами и художниками – теми самыми замечательными людьми, с которыми ее свела жизнь.

Модное слово «коллаборация» в случае с Айжан Беккуловой и ее коллегами, художниками и мастерами, означает по-настоящему креативный процесс, со-творчество, когда идея Айжан «по дороге» получает развитие, обрастает деталями и подробностями, и в итоге мы видим произведение, у которого на самом деле два, а то и три автора, и «узнаются» талант и индивидуальность каждого. Это Айжан сумела увидеть в старой швейной машинке идеальное тело казахской борзой – тазы, а прекрасный мастер, кузнец и ювелир (а хочется написать – художник по металлу) Абдулла Наурызбаев добился того, что теперь это видят все зрители выставки.

Как написала искусствовед Камилла Ли:

«Образ тазы реконструирован с большим вниманием ко всем признакам породы. Точно соблюдены пропорции собаки, будто находящейся в стойке,…фигура, изящная форма головы с большими ушами и пучками волос (из специально скрученной проволоки), напряженно поднятый хвост с колечком на конце и торчащими волосками – все вместе складывается в цельный, убедительный образ. Здесь даже ощущается характер и физическая сила этого создания, ставшего национальным символом Казахстана».

Очень интересна инсталляция «Соғым» – те самые войлочные лошади.

«…Пятьдесят цветных и белых войлочных лошадок идут справа налево, то есть из настоящего в прошлое – на заклание, выполняя древнюю ритуально-кулинарную традицию кочевников», – так описывает ее Камилла Ли.

Самое интересное – «Соғым» расположен точно по центру, под шанырком. Это от него начинают движение по выставке посетители, идя по часовой стрелке или против нее, они все равно снова возвращаются под шанырак. И снова смотрят на те же экспонаты – но уже с другой стороны. И в этом волшебство бесконечно разнообразных работ Айжан Беккуловой и ее соавторов, от скульптуры «Солнцеголовое божество» до дверей, созданных  ею вместе с Абдуллой Наурызбаевым: с разных сторон они раскрываются по-разному и по-новому. Очень тонко и явно с любовью созданная экспозиция (большое спасибо куратору выставки Анжелике Акилбековой) дает возможность увидеть это. Как и почувствовать удивительную энергетику не только работ, но и самой Айжан Беккуловой – и, конечно, ее замечательных соавторов.

«Моя персональная выставка – это огромная благодарность людям, тем, кто дарил мне свое внимание, общение, энергетику, кто вызывает у меня не только позитивные чувства, но и желание творить… – пишет в каталоге художница. – Спасибо тем, кто выступил со мной в творческой коллаборации. Не берусь перечислять здесь ваши имена, вас много, и есть опасение кого-то упустить. Поэтому скажу только: ВЫ ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ!!!».

  • Какая у вас самая любимая работа? – спросила я Айжан Беккулову.
  • Вот эта, – сказала художница, подходя к небольшой скульптуре. – Она называется «Ангел спросоня». У писателя Джонатана Кэрролла есть повесть «Дитя в небе», и там герой, взрослый человек, оказывается в трудной ситуации, и вспоминает, что у него в детстве был друг, невидимый для окружающих, ангел по имени Спросоня. И этот ангел его сопровождал всю жизнь и помогал ему, но никто не видел этого ангела. Мне очень нравится этот образ, такой милый и хороший, образ ангела, который сопровождает любого человека. У каждого есть свой ангел. Просто не каждый его видит…        

Персональная выставка Айжан Беккуловой «Жизнь замечательных людей» в Государственном музее искусства имени А.Кастеева продлится до 5-го ноября 2024 года.

Фото автора

Гульнар Танкаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.