English version

Зангезурский коридор: сорок километров, в которых сошлись интересы всего мира

Политика — 4 августа 2025 14:00
12

Мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией, которое они могут подписать в ближайшее время, может запустить перевозку грузов через Зангезурский коридор, что на 40% сократит время транзита по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ).

Многолетнее военно-политическое противостояние между Азербайджаном и Арменией, похоже, скоро закончится. Главы двух государств 10 июля этого года провели двустороннюю встречу в Абу-Даби. И хотя мирное соглашение еще не подписано, происходящие события, в том числе визит премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Турцию, его заявления по поводу будущих взаимоотношений с соседней страной, желание США участвовать в налаживании экономических связей между сторонами, свидетельствуют о скором завершении процесса мирного урегулирования конфликта.

Зенгезур и Карабах

Зангезурский коридор – проект транспортного маршрута через Армению, который должен соединить Азербайджан с его эксклавом – Нахичеванской автономной республикой (НАР), граничащей с Турцией и Ираном. Транспортный коридор планируется проложить через Сюникскую область Армении (азербайджанское название – Зангезур). Протяженность маршрута – около 40 км. Проект включает в себя создание автомобильной и железнодорожной магистралей.

Сейчас сообщение Баку с автономией осуществляется в основном по воздуху, или же через территорию соседнего Ирана. Существовавшая в советское время наземная связь была разрушена после начала карабахского конфликта в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века.

Напомним, что в 1991 году, населенная в основном этническими армянами Нагорно-Карабахская автономная область, при поддержке Армении заявила о выходе из состава Азербайджанской ССР, и создании «Нагорно-Карабахской республики». При этом новое образование не было признано официально ни одной из стран ООН, в том числе самой Арменией.

В сентябре 2020 года Азербайджан с помощью вооруженных сил вернул под свой контроль часть земель вокруг Нагорного Карабаха. А два года спустя, осенью 2023 года провел еще одну военную операцию и окончательно заставил капитулировать сепаратистов, что привело к ликвидации непризнанной Нагорно-Карабахской республики с января 2024 года.

В случае открытия, Зангезурский коридор может стать частью ТМТМ или Среднего коридора, как его еще называют. В 2024 году пресс-служба мажилиса Казахстана сообщала, что сроки прохождения транзитных грузов из Китая в Европу составляют 19-23 дня, из них по территории Казахстана – 6 дней, грузопоток – 6 млн тонн. Перевозка грузов через Зангезурский коридор позволит увеличить ежегодную пропускную способность маршрута на 10-12 млн тонн, а время транзита сократить до 40%.

Кто «за», а кто «против»?

Зангезурский коридор – идея Азербайджана. Маршрут обеспечит прямое наземное сообщение между основной частью страны и НАР. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявлял о неизбежности его открытия. В 2021 году он сказал, что коридор будет открыт вне зависимости от желания Еревана и угрожал решить вопрос строительства транспортного маршрута «при помощи силы». Однако МИД страны исключил «силовой вариант». Одним из требований Баку является обеспечение беспрепятственного движения по коридору людей и грузов без таможенного контроля со стороны Армении. Планы Азербайджана поддерживает Турция.

Армения против концепции Зангезурского коридора, предлагаемой азербайджанской стороной. Она опасается, что транспортный маршрут отрежет страну от границы с Ираном и приведет к потере Сюникской области.

Ереван предлагает проект «Перекресток мира», предполагающий расширение связей между Арменией, Турцией, Азербайджаном, Грузией и Ираном путем ремонта и строительства транспортной, а также энергетической инфраструктуры. Одним из основных принципов проекта является распространение на эту инфраструктуру суверенитета и юрисдикции той страны, через территорию которой она проходит.

Иран также против строительства Зангезурского коридора и рассматривает его как угрозу своим национальным интересам и региональному влиянию. Тегеран опасается, что новый коридор еще больше отдалит его от всего Южного Кавказа. Он также не хочет потерять свою транзитную роль в регионе и опасается, что усиление позиций Турции и Азербайджана на северной границе может спровоцировать рост сепаратизма в иранском Южном Азербайджане. При этом Иран поддерживает альтернативный маршрут через свою территорию, так называемый, Аразский коридор.

Выгодно всем, кроме Ирана и России

Между тем, в создании нового транспортного маршрута заинтересованы и страны Европейского союза (ЕС). Благодаря ему экономия затрат на энергию в ЕС может достичь $20-30 млрд к 2030 году. При этом, чтобы гарантировать условия сделки, США предлагают Азербайджану и Армении подписать соглашение, рассчитанное на 100 лет, и отдать Зангезурский коридор в аренду частной американской компании, по примеру Панамского канала, находившегося под управлением Соединенных Штатов с 1914 по 1999 год.

Вашингтон хочет диверсифицировать поставки энергоносителей в Европу, сняв ее зависимость от России, параллельно снизив влияние Москвы, Пекина и Тегерана на важный транзитный регион. При этом доверие к России как гаранту безопасности на Южном Кавказе уже подорвано. Несмотря на присутствие российских миротворцев, Москва не вмешалась, когда Азербайджан восстановил контроль над Нагорным Карабахом. Это было воспринято в Ереване как предательство, подрывающее веру в российские гарантии безопасности и стимулирующее поворот Армении на Запад. Армения весной этого года приняла закон о вступлении страны в Евросоюз, и подписала хартию с США о стратегическом партнерстве.

Всемирный банк считает, что к 2027 году Зангезурский коридор может обеспечить объем торговли от 50 до $100 млрд в год. Это может произойти благодаря значительному улучшению логистики. Расходы на инфраструктуру за 5-10 лет оцениваются в $3-5 млрд. Oxford Economics прогнозирует ежегодную экономию на логистике в $20-30 млрд. Центр анализа и коммуникации экономических реформ прогнозирует, что коридор увеличит общий экспорт Азербайджана более чем на $700 млн, а ненефтяной ВВП на 2% в год (ВВП Азербайджана в 2024 году – $74,32 млрд).

Сейчас главная проблема заключается в том, что Азербайджан требует беспрепятственного коридора, в то время как Армения категорически против этого. Предложение США об «аренде» представляет собой выход из этого тупика, предлагая Баку гарантии безопасности и одновременно позволяя Еревану сохранять номинальный суверенитет.

Проекты мирного соглашения от марта 2025 года знаменовали собой значительный прогресс, окончательный вариант положений о взаимном территориальном признании, делимитации границ и неприменении силы. Однако они зашли в тупик в вопросах транспортных гарантий и доступа к анклавам – именно этот вопрос предлагается решить при участии США.

В результате открытия Зангезурского коридора Иран может потерять до 20-30% транзитного грузопотока, в том числе от транспортировки турецких товаров в Центральную Азию. Россия за ближайшие 10 лет может потерять $10-20 млрд дохода и 10-15% своей доли на энергетическом рынке Европы.

Китай, являющийся бенефициаром ТМТМ, хочет повысить эффективность «Одного пояса и одного пути» на $20-30 млрд к 2030 году за счёт улучшения транспортных маршрутов. Однако ему вряд ли понравится, если одну из ветвей Среднего коридора будут контролировать США.

Новый коридор может превратить Турцию в важнейший энергетический узел с прямым доступом к государствам Центральной Азии, что потенциально принесет ей до $15 млрд годового дохода от транзита к 2030 году. Турецкие компании в Восточной Анатолии ожидают трехкратный рост экспортного потенциала – со $160 млн до $500 млн в год – в случае открытия Зангезура.

Армения также против какой-либо аренды или передачи территориального контроля. «Армения не обсуждала и не обсуждает передачу контроля над своей суверенной территорией какой-либо третьей стороне», заявила пресс-секретарь премьер-министра Назели Багдасарян. Но потенциальный доступ к $2,5 млрд из фондов развития ЕС может создать для Армении весомые стимулы для компромисса. При этом еще в 2021 году министр экономики Армении Ваан Керобян заявлял, что разблокировка коммуникаций между Арменией, Турцией и Азербайджаном позволит в течение двух лет увеличить ВВП Армении на 30%. (ВВП Армении в 2024 году – $25,8 млрд)

Глава Центра стратегических исследований Кавказа профессор Хасан Октай говорит, что Армения предложила подписать мирное соглашение без предварительных условий. Турция поддержала такую позицию, и считает, что без этого невозможно добиться стабильности на Южном Кавказе.

По мнению эксперта, Россия, стремящаяся сохранить свое влияние в регионе, обеспокоена тем, что помимо войны в Украине, на повестку может выйти еще и кавказский кризис. С российской стороны возможны различные шаги для срыва подписания мирного соглашения, включая попытку государственного переворота в Армении, чтобы смести действующую власть.

Через год в Армении состоятся выборы. Если до этого времени трехсторонний мир не будет подписан, шансы Пашиняна на победу в выборах уменьшатся. В случае его поражения к власти может прийти реваншистская сила, что вновь откроет путь к конфликту между Арменией и Азербайджаном, предупреждает профессор.

ТМТМ, протяженность которого составляет около 11 тыс. км, связывает Китай и Центральную Азию со странами Европы через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию, давая возможность транспортировать грузы в обход территории России. Если откроется Зангезурский коридор, то транзит грузов проследует и через Армению.

Казахстан заинтересован в развитии Среднего коридора не только как транзитная страна, зарабатывающая на перевозке грузов из Китая. Республика и сама экспортирует свои товары по этому маршруту – нефть, нефтепродукты, минеральные удобрения, цветные металлы, уран и другое. Открытие нового маршрута не повлияет на сроки транспортировки нефти, которая идет по действующему трубопроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан» – 1,4 млн тонн в 2024 году, с поэтапным увеличением до 2,2 млн тонн в год, но может поспособствовать значительному сокращению сроков перевозки остальных товаров, отправляемых железнодорожным или автомобильным транспортом.


Дулат Тасымов

Поделиться публикацией
Комментариев: 12

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.

  1. Аноним: 06.08.2025 в 11:38

    Без РФ будет Мир!Везде!

  2. Аноним: 06.08.2025 в 09:43

    Азербайджану можно было бы обменять с Арменией какие-то свои территории взамен на Зангезурского коридора всего-то 40 километров

  3. Аноним: 05.08.2025 в 11:51

    Армяне сами себе отдаляют путь к хорошей жизни-непонятно чем они думают

  4. Аноним: 05.08.2025 в 10:18

    Выкрутят руки Пашиняну, сдаст и эту позицию..

  5. Аноним: 05.08.2025 в 10:04

    Нахачеванская автономная республикп находитсямежду Ираном и Арменией
    тоесть за пределами Азербайджана.Как Калининград,который находится в прибалтеке.

  6. Аноним: 05.08.2025 в 06:59

    Нахичевань не находиться на территории Армении!

  7. Шахин: 05.08.2025 в 01:40

    Что значит , Нахичеванская Автономная Республика которая находится на территории, Армении? С ума выжили совсем?

  8. Алла: 04.08.2025 в 23:03

    Так как это территория РА необходимо поставить КПП!!!! А потом есть опасность всякого рода пакостей вплоть до теракта на территории Сюника. Это опасная «игра»

  9. Вахид Исмаилов: 04.08.2025 в 21:09

    Нахичеванская автономная республика которая находится на территории Армении… Уважаемый Дулат муаллим. Скорректируйте текст.

  10. Аноним: 04.08.2025 в 21:04

    …который должен соединить Азербайджан с его эксклавом- Нахичеванской автономной республики ,который НАХОДИТСЯ(???) на территории Армении… Уважаемый Дулат муаллим скорректируйте текст. Пожалуйста.

  11. Елена Абальянинова: 04.08.2025 в 15:28

    Это верное решение!

  12. Ержан: 04.08.2025 в 14:40

    Контроль над Зангезурским коридором должен быть у Китая, он имеет влияние и на Иран и на РФ, кроме того, он сам сможет использовать этот маршрут для транзита своих грузов. Другие силы только создадут напряжение