Зангезурский коридор: сорок километров, в которых сошлись интересы всего мира
Мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией, которое они могут подписать в ближайшее время, может запустить перевозку грузов через Зангезурский коридор, что на 40% сократит время транзита по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ).
Многолетнее военно-политическое противостояние между Азербайджаном и Арменией, похоже, скоро закончится. Главы двух государств 10 июля этого года провели двустороннюю встречу в Абу-Даби. И хотя мирное соглашение еще не подписано, происходящие события, в том числе визит премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Турцию, его заявления по поводу будущих взаимоотношений с соседней страной, желание США участвовать в налаживании экономических связей между сторонами, свидетельствуют о скором завершении процесса мирного урегулирования конфликта.
Зенгезур и Карабах
Зангезурский коридор – проект транспортного маршрута через Армению, который должен соединить Азербайджан с его эксклавом – Нахичеванской автономной республикой (НАР), граничащей с Турцией и Ираном. Транспортный коридор планируется проложить через Сюникскую область Армении (азербайджанское название – Зангезур). Протяженность маршрута – около 40 км. Проект включает в себя создание автомобильной и железнодорожной магистралей.
Сейчас сообщение Баку с автономией осуществляется в основном по воздуху, или же через территорию соседнего Ирана. Существовавшая в советское время наземная связь была разрушена после начала карабахского конфликта в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века.
Напомним, что в 1991 году, населенная в основном этническими армянами Нагорно-Карабахская автономная область, при поддержке Армении заявила о выходе из состава Азербайджанской ССР, и создании «Нагорно-Карабахской республики». При этом новое образование не было признано официально ни одной из стран ООН, в том числе самой Арменией.
В сентябре 2020 года Азербайджан с помощью вооруженных сил вернул под свой контроль часть земель вокруг Нагорного Карабаха. А два года спустя, осенью 2023 года провел еще одну военную операцию и окончательно заставил капитулировать сепаратистов, что привело к ликвидации непризнанной Нагорно-Карабахской республики с января 2024 года.
В случае открытия, Зангезурский коридор может стать частью ТМТМ или Среднего коридора, как его еще называют. В 2024 году пресс-служба мажилиса Казахстана сообщала, что сроки прохождения транзитных грузов из Китая в Европу составляют 19-23 дня, из них по территории Казахстана – 6 дней, грузопоток – 6 млн тонн. Перевозка грузов через Зангезурский коридор позволит увеличить ежегодную пропускную способность маршрута на 10-12 млн тонн, а время транзита сократить до 40%.
Кто «за», а кто «против»?
Зангезурский коридор – идея Азербайджана. Маршрут обеспечит прямое наземное сообщение между основной частью страны и НАР. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявлял о неизбежности его открытия. В 2021 году он сказал, что коридор будет открыт вне зависимости от желания Еревана и угрожал решить вопрос строительства транспортного маршрута «при помощи силы». Однако МИД страны исключил «силовой вариант». Одним из требований Баку является обеспечение беспрепятственного движения по коридору людей и грузов без таможенного контроля со стороны Армении. Планы Азербайджана поддерживает Турция.
Армения против концепции Зангезурского коридора, предлагаемой азербайджанской стороной. Она опасается, что транспортный маршрут отрежет страну от границы с Ираном и приведет к потере Сюникской области.
Ереван предлагает проект «Перекресток мира», предполагающий расширение связей между Арменией, Турцией, Азербайджаном, Грузией и Ираном путем ремонта и строительства транспортной, а также энергетической инфраструктуры. Одним из основных принципов проекта является распространение на эту инфраструктуру суверенитета и юрисдикции той страны, через территорию которой она проходит.
Иран также против строительства Зангезурского коридора и рассматривает его как угрозу своим национальным интересам и региональному влиянию. Тегеран опасается, что новый коридор еще больше отдалит его от всего Южного Кавказа. Он также не хочет потерять свою транзитную роль в регионе и опасается, что усиление позиций Турции и Азербайджана на северной границе может спровоцировать рост сепаратизма в иранском Южном Азербайджане. При этом Иран поддерживает альтернативный маршрут через свою территорию, так называемый, Аразский коридор.
Выгодно всем, кроме Ирана и России
Между тем, в создании нового транспортного маршрута заинтересованы и страны Европейского союза (ЕС). Благодаря ему экономия затрат на энергию в ЕС может достичь $20-30 млрд к 2030 году. При этом, чтобы гарантировать условия сделки, США предлагают Азербайджану и Армении подписать соглашение, рассчитанное на 100 лет, и отдать Зангезурский коридор в аренду частной американской компании, по примеру Панамского канала, находившегося под управлением Соединенных Штатов с 1914 по 1999 год.
Вашингтон хочет диверсифицировать поставки энергоносителей в Европу, сняв ее зависимость от России, параллельно снизив влияние Москвы, Пекина и Тегерана на важный транзитный регион. При этом доверие к России как гаранту безопасности на Южном Кавказе уже подорвано. Несмотря на присутствие российских миротворцев, Москва не вмешалась, когда Азербайджан восстановил контроль над Нагорным Карабахом. Это было воспринято в Ереване как предательство, подрывающее веру в российские гарантии безопасности и стимулирующее поворот Армении на Запад. Армения весной этого года приняла закон о вступлении страны в Евросоюз, и подписала хартию с США о стратегическом партнерстве.
Всемирный банк считает, что к 2027 году Зангезурский коридор может обеспечить объем торговли от 50 до $100 млрд в год. Это может произойти благодаря значительному улучшению логистики. Расходы на инфраструктуру за 5-10 лет оцениваются в $3-5 млрд. Oxford Economics прогнозирует ежегодную экономию на логистике в $20-30 млрд. Центр анализа и коммуникации экономических реформ прогнозирует, что коридор увеличит общий экспорт Азербайджана более чем на $700 млн, а ненефтяной ВВП на 2% в год (ВВП Азербайджана в 2024 году – $74,32 млрд).
Сейчас главная проблема заключается в том, что Азербайджан требует беспрепятственного коридора, в то время как Армения категорически против этого. Предложение США об «аренде» представляет собой выход из этого тупика, предлагая Баку гарантии безопасности и одновременно позволяя Еревану сохранять номинальный суверенитет.
Проекты мирного соглашения от марта 2025 года знаменовали собой значительный прогресс, окончательный вариант положений о взаимном территориальном признании, делимитации границ и неприменении силы. Однако они зашли в тупик в вопросах транспортных гарантий и доступа к анклавам – именно этот вопрос предлагается решить при участии США.
В результате открытия Зангезурского коридора Иран может потерять до 20-30% транзитного грузопотока, в том числе от транспортировки турецких товаров в Центральную Азию. Россия за ближайшие 10 лет может потерять $10-20 млрд дохода и 10-15% своей доли на энергетическом рынке Европы.
Китай, являющийся бенефициаром ТМТМ, хочет повысить эффективность «Одного пояса и одного пути» на $20-30 млрд к 2030 году за счёт улучшения транспортных маршрутов. Однако ему вряд ли понравится, если одну из ветвей Среднего коридора будут контролировать США.
Новый коридор может превратить Турцию в важнейший энергетический узел с прямым доступом к государствам Центральной Азии, что потенциально принесет ей до $15 млрд годового дохода от транзита к 2030 году. Турецкие компании в Восточной Анатолии ожидают трехкратный рост экспортного потенциала – со $160 млн до $500 млн в год – в случае открытия Зангезура.
Армения также против какой-либо аренды или передачи территориального контроля. «Армения не обсуждала и не обсуждает передачу контроля над своей суверенной территорией какой-либо третьей стороне», заявила пресс-секретарь премьер-министра Назели Багдасарян. Но потенциальный доступ к $2,5 млрд из фондов развития ЕС может создать для Армении весомые стимулы для компромисса. При этом еще в 2021 году министр экономики Армении Ваан Керобян заявлял, что разблокировка коммуникаций между Арменией, Турцией и Азербайджаном позволит в течение двух лет увеличить ВВП Армении на 30%. (ВВП Армении в 2024 году – $25,8 млрд)
Глава Центра стратегических исследований Кавказа профессор Хасан Октай говорит, что Армения предложила подписать мирное соглашение без предварительных условий. Турция поддержала такую позицию, и считает, что без этого невозможно добиться стабильности на Южном Кавказе.
По мнению эксперта, Россия, стремящаяся сохранить свое влияние в регионе, обеспокоена тем, что помимо войны в Украине, на повестку может выйти еще и кавказский кризис. С российской стороны возможны различные шаги для срыва подписания мирного соглашения, включая попытку государственного переворота в Армении, чтобы смести действующую власть.
Через год в Армении состоятся выборы. Если до этого времени трехсторонний мир не будет подписан, шансы Пашиняна на победу в выборах уменьшатся. В случае его поражения к власти может прийти реваншистская сила, что вновь откроет путь к конфликту между Арменией и Азербайджаном, предупреждает профессор.
ТМТМ, протяженность которого составляет около 11 тыс. км, связывает Китай и Центральную Азию со странами Европы через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию, давая возможность транспортировать грузы в обход территории России. Если откроется Зангезурский коридор, то транзит грузов проследует и через Армению.
Казахстан заинтересован в развитии Среднего коридора не только как транзитная страна, зарабатывающая на перевозке грузов из Китая. Республика и сама экспортирует свои товары по этому маршруту – нефть, нефтепродукты, минеральные удобрения, цветные металлы, уран и другое. Открытие нового маршрута не повлияет на сроки транспортировки нефти, которая идет по действующему трубопроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан» – 1,4 млн тонн в 2024 году, с поэтапным увеличением до 2,2 млн тонн в год, но может поспособствовать значительному сокращению сроков перевозки остальных товаров, отправляемых железнодорожным или автомобильным транспортом.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.
Без РФ будет Мир!Везде!
Азербайджану можно было бы обменять с Арменией какие-то свои территории взамен на Зангезурского коридора всего-то 40 километров
Армяне сами себе отдаляют путь к хорошей жизни-непонятно чем они думают
Выкрутят руки Пашиняну, сдаст и эту позицию..
Нахачеванская автономная республикп находитсямежду Ираном и Арменией
тоесть за пределами Азербайджана.Как Калининград,который находится в прибалтеке.
Нахичевань не находиться на территории Армении!
Что значит , Нахичеванская Автономная Республика которая находится на территории, Армении? С ума выжили совсем?
Так как это территория РА необходимо поставить КПП!!!! А потом есть опасность всякого рода пакостей вплоть до теракта на территории Сюника. Это опасная «игра»
Нахичеванская автономная республика которая находится на территории Армении… Уважаемый Дулат муаллим. Скорректируйте текст.
…который должен соединить Азербайджан с его эксклавом- Нахичеванской автономной республики ,который НАХОДИТСЯ(???) на территории Армении… Уважаемый Дулат муаллим скорректируйте текст. Пожалуйста.
Это верное решение!
Контроль над Зангезурским коридором должен быть у Китая, он имеет влияние и на Иран и на РФ, кроме того, он сам сможет использовать этот маршрут для транзита своих грузов. Другие силы только создадут напряжение