Запад ускоряет собственный упадок
Более двух лет назад Россия начала полномасштабное вторжение в Украину, и с тех пор Запад отчаянно ищет способы наказать Россию, не нанеся при этом ущерб самому себе. В целом эти попытки провалились.
Пока что даже беспрецедентные санкции не смогли пустить под откос экономику России, а уж тем более заставить Кремль изменить поведение. Вместо этого Россия перешла к военной экономике: теперь она производит почти в три раза больше боеприпасов, чем страны НАТО, и больше ракет, чем она производила до начала войны.
Во многих странах Запада, напротив, наблюдается стагнация экономики, и не в последнюю очередь это объясняется их отказом от дешевых российских энергоносителей и переходом на более дорогие поставки из других регионов. Великобритания официально находится в рецессии, а в еврозоне рост экономики остановился в третьем квартале 2022 года, когда резко подскочили цены на газ, и это вынудило Европейский центральный банк начать повышать процентные ставки для обуздания безудержной инфляции. Повышение цен на топливо привело к превращению Германии, ранее экономического мотора Европы, в развитую страну с наихудшими экономическими показателями.
Экономика Европы оказалась не единственной жертвой западных санкций против России. Доллар США, уже страдавший от «скрытой эрозии» до начала Украинской войны, явно утратил часть глобального влияния, причём даже на нефтяных рынках, поскольку страны мира ищут альтернативы доллару после решения Запада превратить финансы в оружие. В то же время увеличение закупок золота центральными банками Китая, Турции, Индии, Казахстана и стран Восточной Европы на фоне возросшей геополитической неопределенности способствовало рекордному росту цен.
Стремление Еврокомиссии конфисковать прибыль, генерируемую замороженными активами российского центробанка, усилит эти тенденции. Поскольку центробанки занимают центральное место в мировой финансовой системе, их активы исторически считаются неприкосновенными. Однако активы России (более двух третей этих активов находятся в клиринговом центре Euroclear в Брюсселе) были заморожены правительствами западных стран в одностороннем порядке, без решения Международного суда ООН или Совета Безопасности ООН, как того требует международное право.
Сегодня, когда «усталость от Украины» ослабляет западную поддержку идеи оказания дальнейшей военной и финансовой помощи, Еврокомиссия хочет начать использовать накопленные проценты по замороженным российским активам, которые достигают 3,25 млрд в год. В рамках выдвинутого предложения основная часть этих доходов будет использоваться через Европейский фонд мира (EPF), который возмещает расходы стран ЕС на поставки оружия Украине, а оставшаяся часть пойдет в центральный бюджет ЕС, откуда будет направлена на укрепление военно-промышленного потенциала Украины.
Однако этот шаг вряд ли поможет изменить ход Украинской войны. В реальности Украине гораздо больше, чем оружие и деньги, нужны новые рекруты для пополнения рядов её истощенных и измотанных войск. А здесь варианты действий ограничены: даже драконовские методы призыва в армию не могут компенсировать растущую нехватку солдат.
А вот что может произойти в случае конфискации прибылей России, так это появление опасного прецедента в международном праве и нанесение удара по репутации Европы как защитника мирового порядка, основанного на правилах. Предложенный Комиссией «правовой путь» является просто неприкрытой юридической войной. Кроме того, это будет сигнал для других стран, что их средства не находятся в безопасности на Западе. Это будет стимулировать их активней искать альтернативы западным финансовым учреждениям и валютам. Если эта тенденция сохранится, западный арсенал финансовых санкций будет значительно ослаблен. Уже сейчас постоянное применением Западом санкций стало снижать их эффективность.
Западные санкции не только не меняют поведение правительств стран, против которых они вводятся (будь это Россия, Иран, Мьянма или Сирия), но и практически во всех случаях способствуют продвижению коммерческих и стратегических интересов Китая. Более того, ни одна страна не получила столько выгод от российского нападения на Украину (и от реакции Запада на это нападение), сколько получил Китай.
Помимо расширения международного использования юаня, западные санкции против России дали Китаю шанс получать больше дешёвого российского сырья – нефти, газа и зерна. Эти товары транспортируются по безопасным сухопутным маршрутам, и поэтому, скорее всего, будут поставляться в страну даже в случае войны с Западом, что смягчает острые тревоги Китая, строящего планы в отношении Тайваня.
С 2020 года Китай более чем удвоил свой арсенал ядерного оружия, и он расширяет обычные вооружённые силы быстрее, чем любая другая страна со времён Второй мировой войны. Однако Запад настолько поглощён идеей наказания России, что Китай сумел избежать даже серьёзного внимания, не говоря уже о каком-либо отпоре. Например, президент США Джо Байден пытается «управлять соперничеством» с Китаем, делая акцент на дипломатии, а не сдерживании. В его последнем бюджете развитие ключевого потенциала в Индо-Тихоокеанском регионе удручающим образом недофинансируется, и даже снижаются цели по производству подводных лодок типа «Вирджиния»: с двух в год до всего лишь одной. Стоит ли удивляться, что Китай негласно смазывает военную машину Кремля. С точки зрения Китая, чем дольше внимание Запада будет отвлечено, тем лучше.
Не стоит заблуждаться: от Китая исходит намного более серьёзная угроза интересам Запада и основанному на правилах мировому порядку, чем от России. Планы России в целом ограничиваются соседними странами, а Китай стремится занять место Америки в качестве господствующей мировой державы. И у него могут найтись средства для этого: размеры населения и экономики Китая примерно в десять раз больше, чем у России, и Китай тратит на армию примерно в четыре раза больше, чем Россия.
Западу, на долю которого приходится лишь 12% мирового населения, не стоит недооценивать потенциальные последствия политики, которая одновременно способствует агрессивному подъёму Китая и отчуждению остальных стран мира. Если Запад не откажется от политики стратегического перенапряжения в отношениях с Россией и не сосредоточит внимание на своем подлинном враге – Китае, тогда он, скорее всего, утратит своё глобальное превосходство, включая контроль над международной финансовой архитектурой.
Copyright: Project Syndicate, 2024. www.project-syndicate.org
1 Комментарий
Ну ни как этот Запад не хочет от догмы о ценности челоческой жизни отказываться. Поэтому и «проигрывает» тем странам,где душа людская ни в грош не ценится. По логике одного слабоумного диктатора,если прокатило во 2 мировую,то и сейчас получится (не зря же он войну с Украиной пытается представить как народную,опять же по аналогии со Сталиным). Только в данном случае у поражения и победы,вкус будет одинаковый,человеческой крови. И если смотреть в перспективе,а не как в очередной многоходовочке ,это то за что ещё долго будут расплачиваться будущие поколения,при любом исходе.