Зеленая геополитика: как казахстанские ветряки объединили Запад и Китай - Exclusive
Поддержать

Зеленая геополитика: как казахстанские ветряки объединили Запад и Китай

Есть два распространенных взгляда на Казахстан: как на центр «новой большой игры» в геополитической конкуренции за будущее Евразии, либо как на постсоветское сырьевое государство, испытывающее кризис из-за падения цен на нефть. Проект ветровой электростанции «Жанатас» – один из примеров, опровергающих эти устойчивые стереотипы.

Внутренний энергетический рынок Казахстана и «зеленая» повестка

По данным Международного энергетического агентства, в 2020 году Казахстан произвел 110,9 тераватт-часов (ТВт-ч) электроэнергии, а потребление составило 80,1 ТВт-ч. То есть производство энергии было профицитным. Однако, это не еще не говорит об успешности отечественной энергетики.

Во-первых, Казахстан очень зависим от угля – большая часть энергии (67,3%) производится именно на угольных ТЭЦ. Сейчас это топливо считается устаревшим и наносит значительный ущерб экологии.

Во-вторых, в Казахстане плохо налажена система распределения электроэнергии. Резкие скачки спроса и устаревшие электросети все чаще приводят к сбоям и регулярным отключениям электричества. Проблемы возникают также из-за того, что существует значительный дисбаланс спроса на электроэнергию между густонаселенным югом и промышленными регионами, соединить которые оказалось непросто.  

Исторически сложилось, что скачки спроса на электроэнергию в Центральной Азии частично компенсировались за счет Центральноазиатской энергосистемы (ЦАЭС) – советской объединенной системы распределения электроэнергии между Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном. В 2003 году из ЦАЭС вышел Туркменистан, позже в разные периоды выходили и возвращались Таджикистан, Узбекистан и Казахстан. Отчасти это связано с неэффективностью самой сети, отчасти с разными интересами центральноазиатский стран. Поэтому ЦАЭС тоже сложно назвать надежной опорой в случае проблем с электроэнергией.

Отсюда – запрос на развитие альтернативных источников энергии, которые должны помочь преодолеть текущий кризис. Сейчас Казахстан является региональным лидером в Центральной Азии по развитию возобновляемых источников энергии за счет ветроэнергетики, для которой особенно подходят обширные степные территории. Казахстан также является вторым по величине разработчиком таких ресурсов на территории бывшего Советского Союза, уступая лишь Украине, развитие ветроэнергетики которой в последние годы также активно поддерживалось международными финансовыми институтами (хотя данный сектор понес значительные убытки в результате полномасштабного российского вторжения, начавшегося в феврале 2022 года).

В 2022 году власти Казахстана объявили о расширении зеленой программы, которая была начата еще Назарбаевым в 2013 году. Цель – чтобы к 2030 году 15% производства электроэнергии приходилось на возобновляемые источники, а к 2050 году – все 50%. Предполагается, что это поможет решить вышеупомянутые проблемы на рынке электроэнергии, обеспечить достаточное снабжение промышленности и жилых домов по всей стране, а также внести вклад в международную борьбу с изменением климата.

Развитие проекта ВЭС «Жанатас»

Ветряная электростанция расположена в городе Жанатас Жамбылской области. Согласно проекту, запущенному в 2018 году, она должна производить энергию мощностью 100 МВт. Этого достаточно, чтобы обеспечить 6% потребления электроэнергии домохозяйствами Казахстана.

Месторасположение проекта было важно не только с точки зрения его ветрового потенциала, но и с точки зрения внутренних инвестиций. Жанатас исторически считался «моногородом» – активность всего города выстраивалась вокруг предприятия по добыче фосфатов. После распада Советского Союза шахты закрылись, и люди стали уезжать из города. Еще в сентябре 2023 года, казахстанские чиновники признали особую важность развития электроэнергетики для Жанатаса, ссылаясь на то, что город и его окрестности долгое время зависели от импорта электроэнергии из Кыргызстана. Город также сталкивается с проблемами высоких цен на отопление, плохой инфраструктуры здравоохранения и отсутствия экономических перспектив. Поэтому строительство ВЭС должно было также способствовать развитию местной экономики.

Проект был создан в виде совместного предприятия между китайской государственной компанией China Power International Holding и казахстанской Visor Investment Cooperatief, дочерней компанией Visor Group, зарегистрированной в Нидерландах и основанной казахстанским бизнесменом Айданом Карибжановым.

То, что Пекин будет играть ведущую роль в реализации проекта, было ясно с самого начала. Азиатский международный инвестиционный банк (АМИБ) объявил о предоставлении кредита в размере 46,7 миллионов долларов – это чуть больше одной трети от общей сметы (130 миллионов долларов).

Однако спонсоры проекта «Жанатас» уже в то время вели переговоры с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Условия финансирования зеленой энергетики со стороны ЕБРР считаются льготными и зачастую более выгодными, чем частное рыночное финансирование. Участники рынка отмечали, что достижение соглашения о финансировании с обеих сторон считалось не только весьма амбициозным, но и маловероятным. Тем не менее, в июле 2020 года, в разгар пандемии COVID-19, ЕБРР объявил, что тоже окажет поддержку проекту, предоставив заем в размере 10,8 миллиардов тенге.

Влияние Китая и китайских компаний на проект было, конечно, более значительным: промышленный и коммерческий банк Китая также оказал поддержку, турбины были закуплены у китайской компании Envision, а сама разработка проекта контролировалась китайскими фирмами наряду с некоторыми казахстанскими подрядчиками. Финансирование проекта также было поддержано соглашением о покупке электроэнергии от правительства Казахстана, условия которого не разглашаются (это стандартная практика в энергетической отрасли).

Строительство «Ветровой электростанция Жанатас» было завершено в июне 2021 года. Незадолго до завершения проекта АМИБ и ЕБРР подписали новую программу софинансирования. Таким образом, ВЭС «Жанатас» стал крупным проектом, доказавшим, что, невзирая на геополитическое соперничество между США и Китаем, сотрудничество все еще возможно в тех случаях, когда пересекаются взаимные интересы.

После успешной реализации проекта ВЭС в Жанатасе его владельцы заявили о возобновлении плана по строительству ветряной электростанции «Шоклар», расположенной в 600 километрах от Жанатаса. ЕБРР и АМИБ обязались профинансировать и этот проект.

Впрочем, итоговая эффективность «Жанатаса» пока вызывает сомнения. Местные СМИ утверждают, что после запуска ветряной электростанции, область по-прежнему испытывает нехватку электроэнергии. Это может говорить о том, большая часть электроэнергии перенаправляется на старые промышленные проекты Жанатаса. В этом есть определенный смысл, поскольку поддержка местной промышленности позволяет сохранить занятость в регионе, а прямые выгоды от ветроэнергетики сразу после строительства относительно невелики. Тем не менее, еще предстоит выяснить, насколько распределение энергии соответствует реальным запросам местных жителей.  

Политические уроки

Строительство ВЭС в Жанатасе позволяет предположить, что экологические вызовы могут оказаться выше геополитического соперничества и стать основанием для формирования нового статус-кво, в котором Запад и Китай способны на сотрудничество.   

Сейчас случаи сотрудничества встречаются крайне редко, в том числе в Центральной Азии. Запад рассматривает китайский проект «Один пояс – один путь», как пример «дипломатии долговой ловушки», направленной на увеличение зависимости стран третьего мира от Пекина и усиление его политического влияния. Китай, в свою очередь, утверждает, что влияние Запада в регионе направлено на приведение к власти подконтрольных правительств. Так, во время январских протестов 2022 года Си Цзиньпин обвинил Запад в стремлении разжечь «цветную революцию» в Казахстане – в точности копируя риторику Владимира Путина. Можно констатировать, что пока области общих интересов упускаются из виду.

Ключевой урок этой истории заключается в том, что сотрудничество между финансовыми институтами развития, поддерживаемыми Западом и Китаем, возможно даже в стране, которую часто считают эпицентром «новой Большой игры». Вряд ли ВЭС в Жанатасе изменит общую ситуацию соперничества между Западом (в первую очередь США) и Китаем, но подчеркнет, что далеко не всегда это соперничество в их интересах. Кроме того, западные политики должны учитывать, что развитие возобновляемой энергетики в Казахстане без Китая вряд ли возможно – китайские турбины для ветряков (и многие другие технологии) намного рентабельнее для Казахстана, а географическая близость упрощает логистику.  

Максимилиан Хесс, научный сотрудник по странам Центральной Азии в рамках Евразийской программы Института внешнеполитических исследований, основатель лондонской фирмы Enmetena Advisory, специализирующейся на политических рисках. Исследование было проведено в рамках инициативы The OXUS Society for Central Asian Affairs (США) – The Kazakhstan Futures Programme (январь-сентябрь 2023) при финансовой поддержке посольства США в Казахстане.

Полная версия.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *