Жана Казахстан: рейтинги верховенства закона продолжают падать - Exclusive
Поддержать

Жана Казахстан: рейтинги верховенства закона продолжают падать

В оценках верховенства права в нашей стране очень много противоречий. По одним, очень важным компонентам, Казахстан относится к аутсайдерам. Например, в Казахстане все еще силен произвол государства и нарушаются фундаментальные права граждан. Но есть и успехи, мнимые или действительные: обеспечение порядка и безопасности, рост качества уголовного и гражданского правосудия.

Всемирный проект правосудия (WJP) – международная организация гражданского общества – ежегодно публикует Индекс верховенства права.

Приверженность верховенству закона оценивается с использованием 47 показателей, сгруппированных по восьми темам: ограничения полномочий государства, отсутствие коррупции, открытость государства, соблюдение основных прав гражданина, порядок и безопасность, правоприменение нормативных актов, гражданское правосудие и уголовное правосудие.

Рейтинги и баллы Индекса построены на основе более чем 400 переменных, полученных из двух новых источников данных: (i) общего опроса населения и (ii) мнения местных экспертов в области гражданского и коммерческого права, уголовного права, трудового права и общественного здравоохранения.

Казахстан присутствует в Индексе верховенства права. И здесь, как водится, есть две новости: хорошая и плохая.

Хорошая новость заключается в том, что значения Индекса для Казахстана устойчиво растут, хотя и не очень быстро. Плохая новость – казахстанский индекс ниже среднемировых. (диаграмма 1).

Возможно, что на росте Индекса для Казахстана сказываются не столько реальные улучшения, а ожидания положительного влияния реформ, объявленных главой государства. Основанием для такой гипотезы служит анализ отдельных компонент, составляющих Индекс.

Диаграмма 1

Говоря о Казахстане, компоненты можно разбить на четыре условные группы: значительно хуже среднемировых, умеренно хуже, незначительно хуже и лучше среднемировых.

Компоненты Индекса сильно хуже среднемировых

Диаграмма 2

Казахстан является аутсайдером по ограничению полномочий государства (диаграмма 2). Отсутствие реального общественного контроля открывает большие возможности для произвола, что мы можем наблюдать почти каждый день. Произвол явно не благоприятен для частных инвестиций, разработки и внедрения инноваций. Это серьезный долгосрочный сдерживающий фактор экономического развития. Правда, в последние три года обозначилась тенденция на рост этого индекса, что дает некоторую надежду на улучшение дел.

Соблюдение основных прав граждан, во всяком случае пока, никакого оптимизма не внушают (снова диаграмма 2) – тенденция к ухудшению довольно отчетливая. Опасность заключается в том, что у населения копятся обиды и недовольство, которые могут неожиданно вырваться наружу, как и случилось в январе 2022 г.

Индексы умеренно хуже среднемировых значений

Диаграмма 3

Открытость государства отражает в какой мере Власть информирует своих граждан о том, что происходит в стране в действительности. Чем более открыто государство, тем сильнее обратная связь между Обществом и Властью. Власть получает возможность узнать реальное, а не декларативное, отношение к своей политике со стороны Общества.

Значение Индекса открытости государства после 2018 г. снизилось (диаграмма 3). Но справедливости ради, необходимо отметить, в 2023 г. он вырос по сравнению с предыдущим годом. В целом, можно говорить об информационной закрытости государства, когда многие решения принимаются келейно. Казахстанское общество плохо информировано о том, что делает или собирается делать Власть. Но и Власть лишена знаний о том, как Общество относится к ее действиям.

Индекс коррупции в Казахстане растет, хотя по-прежнему меньше среднемировых значений (диаграмма 3). И да, после 2021 г. его значение слегка упало. Казахстан новый, а проблемы с коррупцией старые. Это значит, что  реальных результатов борьбы с ней не видно.

Индексы незначительно хуже среднемировых значений

Диаграмма 4

В Казахстане принимается много законов и, возможно, некоторые из них вполне приемлемого качества, но вот с обеспечением их исполнения дела обстоят не очень хорошо. Индекс соблюдения законодательства рос до 2018 г., а потом упал и к максимальным значениям не вернулся, оставаясь хуже среднемировых (диаграмма 4). Все в соответствие с известным афоризмом: «Строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения». Причем не особо стремятся исполнять все – и Власть, и Общество. Это отражается на качестве законов – зачем стараться, если заранее известно, что исполнятся он будет как придется.

Чем выше качество уголовного судопроизводства, тем ниже вероятность судебной ошибки, тем меньше произвола при вынесении приговора. У Казахстана Индекс качества уголовного судопроизводства растет (диаграмма 4), что, если оценки WJP адекватно отражают действительность, не может не порадовать. Но, разумеется, требуется дополнительный анализ объективности этого Индекса.

Индексы лучше среднемировых значений

Порядок и безопасность важны для граждан – чувство защищенности обеспечивает социальную стабильность, является одним из краеугольных камней личностного развития. В Казахстане Индекс порядка и безопасности выше среднемировых значений на протяжении всего периода наблюдений (диаграмма 5). Это несколько противоречит нашим ощущениям, особенно на фоне событий января 2022 г. и последних случаев бытового насилия, вызвавших бурную реакцию в нашем Обществе.

Но, с другой стороны, Индекс формируется не просто так, а на основе опросов и экспертных оценок. Требуется более детальный анализ. Тем не менее, если Индекс адекватно отражает положение дел с порядком и безопасностью в стране, то можно говорить об определенных успехах, хотя есть куда еще расти.

Диаграмма 5

Качество гражданского судопроизводства оказывает сильное влияние на формирование атмосферы доверия внутри Общества, с чем у нас дела обстоят не очень хорошо. На той же диаграмме 5 видно, что качество гражданского судопроизводства в Казахстане растет. Если это действительно так, то наша страна стоит на верном пути.

Проводимые в стране реформы мало касаются сферы Верховенства права. Даже если где-то есть успехи, то пока не будет положен предел произволу государства, закрытости от Общества, то о серьезных успехах в экономическом и социальном развитии говорить не приходится.

Жарас Ахметов




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. О неизбежности наказания я слышал 50 лет назад, а воз и ныне там. Зато воровство чиновников возросло в 1000 раз. А коррупция кажется стала тотальной.

  2. […] обзор по месту Казахстана в WJP (смотрите по ссылке: Жана Казахстан: рейтинги верховенства закона продолжа…). Верховенство закона в этом проекте состоит из 8 […]