Жана Казахстан: Совок подкрался незаметно - Exclusive
Поддержать

Жана Казахстан: Совок подкрался незаметно

Казахстан сегодня живет примерно в СССР образца 1989 года. Зарождение и ход экономического кризиса повторяются монотонно. Ставка назарбаевской элиты на несменяемость власти, «кумовской» капитализм в сочетании с контрпродуктивным государственным капитализмом и институционализацией коррупции не только подорвала долгосрочный экономический рост и развитие страны, но и привела Казахстан к тому, с чего закончился СССР. На политическом небосклоне уже показалась огромная тень надвигающейся экономической катастрофы, которая отчетливо проглядывается сквозь инофрмационный шум, активные политтехнологии, референдумы, реформаторские инициативы Президента и прочее. Пока нефтяная труба работает и нехватки валюты в стране особо не ощущается, наши власти пребывают в относительном комфорте и самоуспокоении. Но правда в том, что от нефти мы зависим настолько, что когда ее вдруг не станет, закончится и казахстанская экономика в ее нынешнем качестве. И политическая система в ее нынешнем качестве и составе скорее всего тоже «выключится». Разумеется при условии сохранения текущей экономической модели. СССР развалился, в т.ч., из-за нехватки валюты, без которой советские предприятия не могли перекрывать свою неэффективность или закупать критически важное оборудование, не говоря обо всем остальном. И у Жана Казахстан, если не перейти от политтехнологий к реальным реформам, конец будет, примерно, таким же. Сравнение экономических моделей позднего СССР и нынешнего Казахстана, позволяют увидеть сходства и приблизительные контуры надвигающейся катастрофы.

Природа экономического кризиса и его ход в СССР пока, почти хрестоматийно, повторяется казахстанской экономической моделью. Те же сверхтраты и сверхинвестиции безответственными и не эффективными национальными компаниями, министерствами, акиматами, и прочими государственными организациями. Причем, размеры национальных компаний в Казахстане и их участие в экономике, пропорционально совпадает с масштабами подменявших собой рынок, коррумпированных, не эффективных, раздутых государственных управляющих предприятий, заводов и фабрик в СССР. Наблюдается тот же чрезмерный уровень общественного потребления, существенно превышающий уровень производства. Мы, подобно позднему СССР, финансируем дефициты бюджетов государства и государственных компаний, в основном, нефтяными деньгами, через трансферты из Национального Фонда (финансирование бюджетного дефицита) и международными займами. Этот дефицит и представляет тот самый «излишек» потребления, к которому общество уже привыкло, но, который, мы на самом деле не можем себе позволить. Казахстан давно живет не по средствам, в долг, перед будущими поколениями и иностранными кредиторами.

Структура экономики Казахстана также повторяет контуры экономики позднего СССР. Крупные, коррумпированные и неэффективные государственные компании Казахстана дополняются частниками, работающими на государственном заказе. Кооперативы СССР, возникшие в период правления Горбачева – это те же казахстанские предприятия, «подсевшие» на государственный заказ. Разница казахстанских частников с совесткими кооперативами в том, что кооперативы покупали у государства по фиксированным ценам и продавали в рынок. А казахстанские ИП и ТОО покупают на рынке и продают, по зафиксированным в контрактах ценам, государству. Ни то, ни другое, нельзя назвать полноценными рыночными компаниями. Никто не говорит об отмене госзаказа. Это вполне рыночный и необходимый в экономике механизм. Проблема в том, что, по различным оценкам, от половины до 2/3 предприятий МСБ в Казахстане, в той или иной степени, зависит от государственного заказа. То есть, подавляющее большинство казахстанским предпринимателей – это компании, у которых атрофированы возможности к креативу, инновациям и рыночной конкуренции. Государственный заказ – это чаще всего перепродажа государству товара, либо услуги. Он, зачастую, не связан с технологическими изысканиями, технологическим прорывом, либо жесткой рыночной конкуренцией. Предприятия, специализирующиеся на исполнении государственного заказа – это, как правило, квазирыночные субъекты, чьими конкурентными «преимуществами», зачастую, выступают: дешевая цена поставщика, «правильные» знакомства и коррупционная рента. У них отсутствует рыночная «мускулатура», необходимая для появления конкурентоспособных и высокотехнологичных компаний.

Система сдерживания цен в Казахстане отличается от СССР только по форме, но суть та же. В Советском Союзе цены фиксировались, в результате чего экономика накапливала неэффективность. Утюг, на производство которого предприятие тратило условно 100 рублей, нельзя было продавать дороже 70 рублей. В Казахстане сдерживание инфляции происходит опосредованно, через сдерживание роста курса иностранной валюты. Учитывая, что около 90% готовой продукции в Казахстане – импорт, резкое удорожание доллара может спровоцировать существенный рост уровня цен. И если СССР через фиксацию цен «сжигал» эффективность и конкурентоспособность государственных предприятий, одновременно оттягивая грядущую гиперинфляцию, то мы, выбрасывая миллиарды нефтедолларов на поддержку курса тенге, также «сжигаем» будущее казахстанской экономики, и оттягиваем гиперинфляцию. «Сжигаем» валюту, которая в условиях эффективной экономической модели могла бы финансировать технологии, образование, передовую медицину, перспективные казахстанские стартапы и прочее. Вместо этого валюта «сгорает» в «печи» зарегулированной, напичканной контрпродуктивным госсектором, критически зависимой от долларового импорта, разбалансированной и абсолютно неэффективной назарбаевской экономики. В условиях сложившейся в стране разбалансированной экономической модели, маршрут движения валюты весьма примитивен. После интервенций НБ РК или продажи на KASE экспортерами, валюта попадает на рынок, и затем, чаще всего, уходит на приобретение импорта для удовлетворения обещественного потребления или становится средством сбережения и обращения внутри страны.  

Сегодняшние хаотичные попытки политической элиты: «зазывать» в страну иностранные инвестиции, реинкарнировать МСБ, привести «в чувства» через ограниченные реформы и «народные» IPO неэффективные, громоздкие и потребляющие огромные ресурсы национальные компании и холдинги, – не дадут никакого эффекта при сохранении существующего политического статуса-кво. Отсутствие реформ политической системы не даст сдвинуть с мертвой точки необходимые экономические реформы, провести деолигополизацию ключевых экономических секторов, приватизацию избыточной государственной собственности, дерегулировать финансовый и фондовый рынок.

И пока власти придумывают «экономический велосипед», пытаясь законсервировать действующую политическую модель, страна семимильными шагами приближается к экономической «пропасти», безвозвратно теряя время, деньги, и, самое главное – человеческий капитал.

Рахимбек Абрахманов

Центр политэкономических исследований




3 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *