Жана Казахстан в Концепции развития финансового сектора не обнаружен - Exclusive
Поддержать

Жана Казахстан в Концепции развития финансового сектора не обнаружен

Недавно утвержденная Концепция снова пошла по пути старых провальных госпрограмм. Как всегда, в документе нет критического анализа, почему были провалены плановые результаты прошлой концепции, утвержденной в 2014 году. Поскольку в документе нет нормальной оценки ключевых проблем, то и нет предложений по реальным реформам в финансовом секторе.

«Концепция развития финансового сектора до 2030 года»  была утверждена Указом президента в конце сентября этого года. Как говорилось в пояснительной записке к проекту указа, этот стратегический документ был разработан в соответствии с поручением президента на расширенном заседании правительства РК 24 января 2020 года. То есть, Агентству по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) понадобилось более двух с половиной лет, чтобы разработать этот очень важный и нужный для страны документ, но в нем так и не обнаружено решения реальных проблем финансового сектора, а так называемые «новые» меры  практически не отличаются от старых, утвержденных в 2014 году.

Напомним, в августе 2014 года была утверждена первоначальная «Концепция развития финансового сектора до 2030 года». Во время финансового кризиса 2008-2009 в Казахстане финансовая система страны очень сильно пострадала и до 2014 года никакого особого прогресса в ней не было видно и поэтому было решено пересмотреть подходы по ее развитию. В Послании президента 2014 года было поручено подготовить программу развития финансового сектора в целях реализации стратегии «Казахстан – 2050», как «самый важный документ 1-го этапа реализации цели вхождения в ряды 30 развитых государств мира».

Но после утверждения старой Концепции прошло ровно 8 лет, а ситуация в финансовой системе так и не стала лучше несмотря на то, что в этот период государство потратило просто невероятные суммы денег на оздоровление банковской системы. Теперь, вместо «Казахстан – 2050», появилась новая фишка «Новый Казахстан», но никто не собирается делать работу над прошлыми ошибками и «с чистого листа» продолжают делать то, что безрезультатно делали раньше.

После январского поручения президента в 2020 году АРРФР активно взялось за подготовку новой версии Концепции и в ноябре 2020 года председатель правления агентства Мадина Абылкасымова презентовала ее новую редакцию. По своей убогости она не сильно отличилась от документа, утвержденного сейчас, и непонятно почему его так долго рассматривали. Тем не менее, первая версия документа в некоторых моментах была намного прогрессивней, чем утверждённая сейчас. По крайней мере, в первоначальной версии были указаны приоритеты, самый первый из которых был  «Создание конкурентной среды на основе коммерческих рыночных отношений с минимальной долей вовлечения государства». В окончательной редакции Концепции все приоритеты исчезли, а смысл самого главного приоритета о снижении участия государства в финансовой системе очень сильно размылся. 

Самая большая проблема финансовой системы –  участие государства

В утвержденной Концепции АРРФР почему-то скромно умолчало, что за 8 лет после 2014 года катастрофически был не выполнен план по росту кредитования экономики банками. При этом, с 2017 года на оздоровление банковской системы государство потратило более 5 триллионов тенге!

Так, с 2017 по 2019 государство потратило на помощь банкам 4,8 трлн тенге. Я писал об этом в 2019 году и давал расшифровку этой суммы, которую собрал из аудированной отчётности государственных компаний. Предоставление такой громадной финансовой помощи банкам со стороны государства осуществлялось в полном противоречии с международными стандартами по урегулированию проблемных банков. В результате такой неприемлемой практики никакого прогресса в банковской системе не было, а некоторые люди получили громадные подарки от государства. Например, в марте этого года я писал о таких подарках акционерам Jusan банка.

В самом начале 2020 года было создано АРРФР для создания конкурентоспособного и сильного финансового сектора и повышение эффективности работы финансовых организаций. Однако, несмотря на такие амбициозные цели, агентство продолжило закрывать глаза на эту крайне пагубную практику оказания государственной помощи банкам. Так, в 2020 году государство потратило 174 млрд тенге на выкуп проблемных активов АТФ банка, чья рыночная стоимость была всего 35,3 млрд тенге. Также, в этот год государство дало крайне льготные субординированные облигационные займы Нурбанку и Jusan банку, и так далее.

Но в утвержденной Концепции АРРФР даже не упоминает об этой глубочайшей проблеме оказания государственной помощи банкам, и это вполне понятно. Никто не хочет сознаваться в своих собственных ошибках. Возможно даже, что агентство хочет продолжать эту пагубную практику, поскольку за это никто не был наказан, а там просто невероятные коррупционные возможности.   

Льготное государственное кредитование – вторая самая большая проблема

После кризиса 2008-2009 годов государство, имея много денег в Нацфонде, влезло в когда-то вполне конкурентный и рыночный финансовый сектор и стало раздавать деньги нерыночным способом и по крайне заниженной цене. Возможно, такое вмешательство было необходимо в краткосрочном периоде для преодоления кризиса, но после него прошло уже более 10 лет, а государство все продолжает свое вмешательство в рыночные отношения на финансовом рынке.

Выдавая кредиты по нерыночным процентным ставкам, государство имеет конкурентное преимущество, которого в помине нет у коммерческих банков. Несмотря на то, что по сравнению с кредитным портфелем всей банковской системы государство субсидирует очень малую часть кредитов, такой подход приводит к тому, что все текущие и потенциальные заемщики считают процентные ставки банков несправедливыми и пытаются всеми силами выбить дешевое государственное финансирование. Это очень сильно ограничивает рост кредитных портфелей банков, выдаваемых по рыночным ставкам.

В некоторых небольших секторах кредитования экономики, государство, благодаря недобросовестной конкуренции, смогло вытеснить частный бизнес практически целиком. Это касается кредитования сельского хозяйства, лизинга, и ипотечных кредитов. Даже если банки и участвуют в госпрограммах в этих секторах финансового рынка, они лишь выступают агентами правительства по передаче заёмщикам дешевого государственного финансирования. То есть, в этих секторах для банков уже полностью исчезли такие понятия как конкуренция и рыночные отношения.

В своей Концепции АРРФР тоже говорит об этом. В частности, в документе говорится, что «в кредитовании бизнеса значительную роль играют субсидии и гарантии государства. В результате расширения прямого государственного финансирования и реализации государственных программ поддержки бизнеса государство стало замещать банки и рыночное финансирование экономики сократилось. Прямое государственное финансирование по нерыночным ставкам искажает рыночное ценообразование.»

Однако, несмотря на то, что АРРФР признает эту проблему финансовой системы, в Концепции она затерялась между другими гораздо менее важными. Хуже того, в задаче Концепции «Изменение роли государства в финансировании экономики» нет никакой конкретики, а как обычно говорится лишь о подготовке каких-то непонятных предложений для правительства, хотя у правительства уже есть невыполненные планы по этому поводу.

Так, в феврале 2021 года Нацбанк, АРРФР и правительство подписали «Соглашение о координации мер макроэкономической политики на 2021–2023 годы». В соглашении также подчёркивалась проблема обеспечения рыночных принципов функционирования финансовой системы и всей экономики в целом. В связи с этим, было запланировано, что до конца 2021 года правительством будет разработана 5-летняя дорожная карта по постепенному отходу от нерыночных инструментов господдержки. Но затем, в лучших традициях «Старого Казахстана» об этих планах забыли, а в новой Концепции об этом решили даже не вспоминать.

Неэффективные регулирование и надзор за финансовым рынком – третья большая проблема

Что касается регулирования и надзора в финансовой системе, то во время и сразу после кризиса 2008-2009 годов Нацбанк слишком сильно закрутил гайки. Кризис уже давно прошел, но затратное регулирование и надзор сохранились, мешая развиваться финансовой системе.

Переход на риск-ориентированные регулирование и надзор мог бы снять эту серьезную проблему. Однако то, что АРРФР внедряет, на самом деле никакого отношения к этому не имеет, только увеличивая регуляторную нагрузку на профессиональных участников рынка. В результате, финансовый рынок получает не облегчение, а дополнительное бремя, ухудшающее его динамичность, эффективность, и гибкость.

Снижение регуляторной нагрузки при сохранении приемлемых уровней рисков в финансовой системе должно быть одной из главных задач. Стратегия регуляторов должна ориентироваться на повышение эффективности финансовой системы за счет снижения регуляторной нагрузки и экономии времени и денег для лицензированных участников рынка, заемщиков, вкладчиков/кредиторов, эмитентов ценных бумаг, инвесторов и других участников финансового рынка.  Но в об этом в новой Концепции нет даже намека, а скорее, наоборот.

МФЦА вредит развитию фондового рынка в Казахстане

Наличие двух фондовых бирж (KASE и AIX в МФЦА) очень сильно мешает развитию фондового в стране. Нецелесообразность создания в Казахстане еще одной биржи была очевидна изначально, так как при неразвитом и очень небольшом фондовом рынке наличие двух фондовых бирж, двух центральных депозитариев, и двух клиринговых центров и так далее является непозволительной роскошью.

Параллельное функционирование двух бирж, которые работают с одним и тем же набором ценных бумаг от одних и тех же отечественных эмитентов дезориентирует как инвесторов, так и эмитентов и снижает ликвидность отечественных ценных бумаг на каждой из двух бирж. Более того, на каждой бирже существует свое собственное регулирование, кардинально отличающиеся друг от друга, что дезориентирует как отечественных, так и иностранных профессиональных участников рынка ценных бумаг. В таких условиях развитие фондового рынка Казахстана под большим вопросом.

До сих пор МФЦА существует только за счет больших бюджетных денег, тогда как Казахстанская Фондовая Биржа «KASE» находится на самоокупаемости. Активность на бирже МФЦА во многом поддерживается за счет нерыночных командно-административных мер правительства, когда власти настаивают, чтобы IPO государственных компаний обязательно приводилось через МФЦА.

Но и в об этом нет ни слова в новой Концепции АРРФР. Вместо этого оно предлагает «в целях последовательного развития казахстанского рынка ценных бумаг необходимо продолжить дальнейшую интеграцию внутреннего фондового рынка и МФЦА». Спрашивается, что АРРФР имеет в виду?

Нужны кардинально новые подходы по развитию финансовой системы

Сказанное выше – это только часть больших недостатков слегка обновленной Концепции развития финансового сектора до 2030 года. Документ еще раз подтвердил ряд системных пробелов в «Новой Экономической Политике» «Нового Казахстана».

Во-первых, отсутствие критического анализа своих прошлых ошибок и тотального неисполнения собственных планов, а все экономические проблемы, возникшие из-за этого, просто заливают деньгами из Нацфонда.

Во-вторых, за явные ошибки и невыполнение планов никого не наказывают, что продолжает стимулировать дальнейшую безответственность экономических органов власти.

В-третьих, несмотря на явный провал старых подходов по развитию экономики, власти «Нового Казахстана» упорно продолжают их использовать, называя реформами лишь небольшие косметические изменения.

И наконец, наши власти никак не могут преодолеть «ресурсное проклятие» использования Нацфонда, а в последнее время они сильно увлеклись печатным станком Нацбанка. При этом, распределяя в экономике нефтяные и напечатанные из воздуха деньги, чиновники считают, что смогут заменить собой эффективные рыночные механизмы в финансовой системе. А ведь вся история развития финансового рынка Казахстана показывает, что, на самом деле, власти делали это крайне неэффективно, затратно, превращая огромные государственные деньги в чью-то финансовую выгоду.

Мурат Темирханов

Финансист/экономист




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *