English version

Жанар Сулейманова: «Музыка меня спасает»

Общество — 20 июня 2025 12:00
0 -1

Одна из ведущих пианисток Казахстана отметила в 2025 году 25-летие официальной работы в качестве солистки Казахской государственной академической филармонии имени Жамбыла. Имея за плечами багаж в сотни выступлений на одной из важнейших сцен республики, пианистка готова покорять новые вершины.

Из «досье». Жанар Сулейманова. Выпускница Республиканской специализированной музыкальной школы имени К.Байсеитовой, Российской академии музыки имени Гнесиных, ассистентуры-стажировки Московской государственной консерватории имени П.Чайковского. 25 лет работает в Казахской государственной академической филармонии в качестве солистки. В ее послужном списке – сотни сольных концертов как в Казахстане, так и в разных странах мира: в Германии (Малый зал филармонии Гайстайг в Мюнхене, в королевских замках Баварии), в замке Лаберс в Меране (Италия), в Париже (Saint-Philippe-du Roule), в различных залах Москвы (Россия). Жанар Сулейманова – лауреат Республиканских конкурсов, Регионального конкурса в Ташкенте, Международных конкурсов в США, Италии, Франции и Великобритании, государственной премии Венгрии «Pro Cultura Hungarica».

Изображение 1 для Жанар Сулейманова: «Музыка меня спасает»

На фото: Жанар Сулейманова. Фото: Женни Фожера (Jenny Faugerat)

Недавно Жанар Сулейманова вернулась из Лондона, куда была приглашена в качестве жюри международного Фестиваля-конкурса «Golden Time Talent», а также члена Global Talent Confederation и солистки-пианистки, выступившей вне конкурса.

О Golden Time Talent Festival 2025 (справка Exclusive.kz). Лондонский фестиваль – это праздник творчества, объединяющий художников и артистов из разных стран. В этом году 6 июня в Regent’s Place, Triton Square, состоялась выставка художников, скульпторов, дизайнеров, а через пару дней вернисаж прошел в Театре Shaw на Euston Road. В этом же театре в центре Лондона выступили вокалисты, композиторы, музыканты-инструменталисты, танцоры из Великобритании, Израиля, Германии, Азербайджана, Казахстана, Турции, Украины, Польши и других стран. Выступление Жанар Сулеймановой в переполненном театре после конкурсной программы прошло с большим успехом.

Изображение 2 для Жанар Сулейманова: «Музыка меня спасает»

Фото предоставлено командой Golden Time Talent Festival

Неутомимая любовь

– А сейчас вы готовитесь к концерту в Алматы…

– Да, 22 июня в Казахской государственной академической филармонии имени Жамбыла состоится важный концерт, в котором приму участие не только я – из Астаны приедет обладатель уникального, редкого голоса, контр-тенор Батыржан Смаков. Он уже известен в Астане, где не только выступает, но и преподает в Казахском национальном университете искусств. Кроме того, певец много гастролирует: недавно был в Италии, скоро собирается выступить в Турции. Мы познакомились с ним года полтора назад на одном из культурных событий, и вот – наш общий концерт: в первом отделении у меня планируется сольная программа, а во втором я буду аккомпанировать Батыржану Смакову.

Следующий концерт пройдет 24 июня – это концерт солистов филармонии. Кроме того, сейчас мы все готовимся к 90-летию нашей филармонии имени Жамбыла – в конце осени у нас намечается большой концерт во Дворце республики.

А свой личный юбилей – 25 лет официальной работы в качестве солистки Казахской государственной академической филармонии – я уже отметила большим сольным концертом 11 января 2025.

– У вас такой насыщенный график. От инструмента не устаете?

– Нет, у меня огромный и очень разнообразный репертуар – я получаю удовольствие от музицирования. Играю и казахстанскую, и мировую классическую музыку; выступала как солистка с оркестром и в камерных ансамблях; были в моей жизни и два эксперимента – тандемы с исполнительницами на кобызе и на домбре. Когда любишь то, чем занимаешься, готов погружаться в творческий процесс с головой…

– А как начался ваш роман с фортепиано? Ведь вы родились в семье ученых, казалось бы, совсем иная среда.

– Действительно, мой отец – физик, а мама – физиолог. Оба состоялись, каждый в своей профессии, достигли высот, но при этом всегда считали, что дети должны развиваться творчески, поэтому сначала отдали в музыку моего старшего брата. Мне же было всего четыре года, но фортепиано влекло меня, как магнит. Уже тогда мне было очень интересно, как оно устроено, как звучит. Я использовала каждый удобный случай, чтобы посидеть за пианино, попытаться поиграть, но игры не получалось. Однажды к нам домой пришел настройщик, он заметил мой интерес и посоветовал родителям отдать меня в музыкальную студию, куда брали таких же крошечных дошкольников. Так все и началось. Мне всегда было искренне интересно погружаться в мир музыки, узнавать его, разбирать новые произведения…

Поддержка или давление?

– И, пока сверстники играли во дворе, вы часами играли гаммы?

– Да нет, конечно. У меня было обычное весёлое детство. Я много времени проводила с детьми в разных играх: с мячом, с куклами, ставили детские спектакли и концерты во дворе. А если меня по какой-то причине не выпускали, начинала буквально выть «На ууулицууу!!». Это мне уже много лет спустя, смеясь, рассказывала мама.

Серьезный интерес к музыке проснулся в подростковом возрасте, и это, можно сказать, уберегло меня от многих проблем. Не у всех соседских детей сложилась хорошо судьба, были и трагические повороты. Думаю, для меня музыка была в тот момент спасением, дорогой в светлый и прекрасный мир, давала какие-то жизненные ориентиры. Потом этот путь оказался тернистым, сложным, но от тоски банальности, от мещанской пошлости шедевры классики спасали и спасают не одну меня, а многих музыкантов.

– Сложно было расти в семье, где родители задали настолько высокую планку? Возможно, даже неосознанно хотелось им соответствовать…

 Не припомню, чтобы когда-то чувствовала нечто подобное. Мои родители достигли многого, но при этом остались скромными людьми. В советское время не принято было гоняться за материальными благами, во всяком случае, это не было официальной политикой. Они жили скромно, вели себя скромно, званий особых, кроме ветерана труда, не имели, и нам с братом с детства говорили, что главное – это не оценки или награды, а реальные знания. Это самый ценный капитал, который нужно постоянно приумножать. А еще родители принимали нас такими, какие мы есть, и во всем поддерживали. О самоотверженности мамы даже не говорю, а папа ходил и на мои утренники в детском саду, и на все детские концерты. Отец вообще очень детей любил, не только нас с братом, а всех, видел в каждом малыше личность.

…Помню один комический случай из детства: на мой пятый день рождения мама уехала в неотложную командировку, брата взяла с собой, а папа повел меня отмечать мое пятилетие в ресторан в гостинице «Казахстан»! Еда нас, мягко говоря, не впечатлила, но зато мы наслаждались видом на город с 25-го этажа. Было прекрасно! И, поскольку мама была в рабочей командировке, папе позвонила её родная сестра, осведомилась, как прошёл мой день рождения, как папа со мной справляется. Узнав о походе в ресторан, она была в шоке. Вежливо, но строго высказала папе, что он приучает меня к разгульной жизни. Сейчас, когда меня многие люди считают трудоголиком, это звучит как анекдот.

– Такая родительская любовь помогает в жизни?

– Конечно, это опора и пример на всю жизнь. У моих родителей вообще удивительные отношения. Отец никогда не был подкаблучником, но при этом всегда относился к маме с большим уважением, во всём поддерживал. Нет, они, конечно, ссорились и спорили, как любая пара, но никогда не опускались до оскорблений. Отец всегда говорил о том, что людей надо уважать. Именно поэтому мне так странно и неприятно видеть, что сегодня позволяют себе некоторые на просторах Интернета, как они пишут гадости в социальных сетях…

– И в ваш адрес тоже?

– Увы, и такое бывает, и я так и не научилась не обращать на это внимания. Комментаторы ведь не только о моей игре пишут, они и по внешности «пройтись» могут, а это любой женщине обидно, я думаю. Не говоря уже о том, что такие комментарии – это попытка снизить рейтинг, подпортить имидж артиста, что может сказаться на успехе концерта, элементарно, на продаже билетов. Поэтому о «буллинге» в соцсетях я скажу так: анонимные комментарии под моими анонсами на странице филармонии в соцсетях были частью травли и попытки снижения рейтинга. Правда, меня успокоили, пошутив, что я доросла до популярности у «хейтеров».

Классика устарела?

– Вы много гастролируете – отличается ли публика в разных странах? 

– Конечно, даже на концертах в Алматы слушатели бывают очень разные. Иногда тяжело играть, а иногда, наоборот, легко. К счастью, за 25 лет я нашла в филармонии свою публику. Правда, часть этой интеллигентной публики, к сожалению, уходит. Недавно скончался журналист и писатель Адольф Альфонсович Арцишевский. Он любил бывать на моих концертах, а я даже попрощаться не смогла – за границей была… Благодаря тому, что мои родители из научной среды, много известных казахстанских учёных бывали на моих концертах. Сегодня и они уходят. Появилась, конечно, молодежь, но у неё совершенно другое восприятие. Что касается европейской публики, то там тоже люди встречаются разные, но в основном я заметила, что у них больше развита традиция слушать классическую музыку. Это ведь воспитывается с детства.

Сегодня есть мнение, что классика устарела. Что вы об этом думаете? 

– Вечное не может устареть, но сегодня, наверное, людям иногда трудно слушать сложную музыку. Они не привыкли слушать длинные произведения, не приучены. Сейчас многим нужно шоу, у многих клиповое мышление с рассеянным вниманием, такие люди не могут «удержать фокус» дольше пяти минут. Потому иногда музыканты идут на поводу у публики. У нас среди коллег в филармонии бывают обсуждения на собраниях, споры на эту тему. Некоторые исполнители считают, что нельзя опускаться до уровня массового слушателя, потакать вкусам толпы – надо воспитывать ценителей классической музыки, вести их за собой.

– Вы с этим согласны? 

– Пожалуй, да. Не всегда надо идти на поводу у публики, важно раскрывать, показывать красоту и многообразие классики, но делать это постепенно, чтобы не напугать. Не менее необходимо нашим музыкантам выступать за рубежом, принимать участие в разных проектах, взаимодействовать, быть в курсе того, что происходит в мировой культуре, в том числе музыкальной, и себя показывать, представлять свою страну. Недавно меня приняли в Global Talent Confederation – это международное объединение, в которое входят, в основном, лауреаты Golden Time Talent Festival, но не только они. Цель этого общества – поддерживать и продвигать таланты: в музыке, живописи, скульптуре, ремесле по всему миру. Сейчас я наблюдаю, как развивается эта совершенно новая организация. Пока она делает первые шаги, но участие в ней уже дает многое: то же продвижение в социальных сетях и на интернет-площадках, кроме того, я еще раз съездила на Golden Time Talent Festival, было мое сольное выступление в переполненном театре Shaw, устное представление и демонстрация моей видеозаписи на конференции участников этой организации. Я люблю творческие знакомства. Мне понравился тот контингент, с которым я познакомилась в Лондоне.

Изображение 3 для Жанар Сулейманова: «Музыка меня спасает»

На фото: во время Golden Time Talent Festival

– Часто можно услышать, что женщинам сложнее добиться признания, потому что во многом мы все ещё живём в мужском мире. Что вы об этом думаете?

– Пожалуй, соглашусь, хотя мне в этом плане повезло. Мой путь начался в советские годы, когда было принято считать, что у женщин и мужчин должны быть равные права и возможности. Тем не менее, приходилось слышать разное и тогда, и позднее, притом от представителей разных национальностей, не только восточных. Например, «давайте лучше этого молодого человека возьмем, продвинем, а девушка все равно рано или поздно выйдет замуж и засядет дома…». Обиднее всего, когда сами женщины с пренебрежением относятся к своему полу и говорят, что мужчины сильнее, талантливее, у них больше возможностей…

– Вы так и не сказали, как отдыхаете – если отдыхаете вообще?

– В свободное время стараюсь переключаться с музыки на что-то другое. Раньше шила, но сейчас берегу глаза. С книжкой могу посидеть. Любовь к чтению у меня от папы, наверное. Ему очень нравились классики, и, кстати, в детстве я часто просила папу почитать мне на ночь, и он соглашался, правда, часто брал в руки не детскую книжку, а какие-нибудь научные труды. Говорил, что я умная, я пойму… Ну конечно! Зато читать до сих пор люблю.

– И, напоследок – какой совет вы бы дали начинающим музыкантам? 

– Эта сфера требует много сил, времени, профессия очень сложная, так что выбирать её нужно только если не можешь жить без музыки. Тогда выдержишь все.

Фотографии: из личного архива Жанар Сулеймановой и предоставлены командой Golden Time Talent Festival.


Валерия Холодова

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.