Жаркынбай Кожрахметов: в поисках казахского культурного кода
«Время собирать камни» – наверное, так можно было бы назвать персональную выставку художника Жаркынбая Кожрахметова. И не только потому, что экспозицию открывает (или, наоборот, закрывает) скульптура птицы из камней и металла – это если говорить красиво. А если называть материалы своими именами, то это булыжники и «металлолом», в которых художник непостижимым образом усмотрел абрис крылатого создания – и таких птиц в экспозиции небольшая «стая». Они чудесным образом соседствуют с более традиционными деревянными скульптурами, живописью и графикой, а еще – с эскизами, с которых когда-то все началось.
Впрочем, художественная работа всегда начинается с эскиза. Но не всегда от эскиза до воплощения проходит больше 20 лет – как в случае со многими работами Жаркынбая Кожрахметова.
Больше 20 лет Жаркынбай Бекболатулы преподавал студентам, и сегодня немало известных казахстанских художников говорят о нем как о своем первом учителе. А еще – рассказывают, как учитель постоянно что-то рисовал: наверное, это и были те самые эскизы, что через много лет воплотятся в живописи и дереве, металле и камнях. Во всем многообразии экспозиции, которую сегодня можно увидеть в галерее «Улар» в Союзе художников Казахстана в Алматы.
«Это разнообразие говорит о таланте большого мастера, – говорит директор галереи Юрий Маркович. – Жаркынбай Кожрахметов – из тех, о ком говорят «человек со стержнем». Этот стержень, этот характер помогает ему справляться со всеми жизненными ситуациями, и, несмотря ни на что, творить и воплощать свои творческие идеи, которые он когда-то отразил в эскизе на листочке бумаги».
Сегодня большинство этих эскизов становятся скульптурами, и диву даешься – как изящный росчерк пера превращается в такой же изящный изгиб совсем не воздушного материала – дерева, и в статике возникает динамика, а современный скульптурный портрет человека напоминает о чем-то очень родном и древнем… – ну конечно. Кобыз.
Кстати, о кобызе и современном искусстве. Как и многие его сверстники, Жаркынбай Кожрахметов явно отдал дань модному среди наших художников в 1990-х сюрреализму – это видно в его живописи, потом экспериментировал (и продолжает) с материалами – все эти железки и булыжники, и, конечно, немалая часть его творчества – это национальный дизайн.
Яркий пример – историко-краеведческий музей в Талдыкоргане.
Но, по мнению организаторов выставки, национальные и современные, неожиданные и пластичные, работы Жаркынбая Кожрахметова могут стать украшением парков, площадей и скверов любого казахстанского города. Потому что в них читается уникальность, доставшаяся нам от наших предков, тот самый культурный код, о котором у нас так много в последнее время говорят, – и он не в буквальном цитировании древних понятий или орнаментов. Он в культурном бессознательном – когда в портрете угадывается кобыз, в скульптурах – народные пословицы, а в сюрреалистических полотнах – волшебные казахские мифы.
Жаркынбай Кожрахметов давно начал зарисовывать эту древнюю уникальность на листочках бумаги – «разбрасывать камни». А когда пришло время их собирать, получилась персональная выставка в Союзе художников, которую, наверное, так можно было бы и назвать – «Время собирать камни». Но у нее нет названия – и это решение организаторов, Союза художников Казахстана и галереи «Улар». При таком разнообразии работ и жанров, когда при первом взгляде на экспозицию даже сложно поверить, что это все – произведения одного мастера, хочется, чтобы каждый зритель сам определил главную для себя мысль выставки Жаркынбая Кожрахметова. Быть может, это будет как раз уникальность казахского культурного кода. А может – непостижимое воображение художника, который в булыжниках и железках увидел абрис упрямой птицы…
Фото автора и предоставлено организаторами выставки
1 Комментарий
Оте тамаша ага жумыстарыныз.