Жесткие последствия «мягкой силы» мировых держав в Центральной Азии - Exclusive
Поддержать

Жесткие последствия «мягкой силы» мировых держав в Центральной Азии

Процесс передела сфер влияния затронул и наш регион. Итогом серьезных и болезненных геополитический изменений станет передел сфер влияния между региональными и глобальными державами, и как следствие – формирование нового мирового порядка. История свидетельствует, что ни один мировой порядок не был сформирован в результате переговоров. Они все создавались после крупных войн.

То, что сейчас происходит, может быть только началом более глубокого кризиса. В этой связи, нам, странам Центрально Азии как никогда важно действовать сообща, создавая реальные, действующие на практике, механизмы всестороннего и постоянного диалога между собой. Трансформация и сложившаяся реальность потребует в ближайшем будущем от всех стран, прямо не участвующих в геополитической схватке, сделать конкретный, сложный и, в определенной степени, судьбоносный выбор.

Государствам Центральной Азии становится все сложнее лавировать между интересами России, с одной стороны, и коллективного Запада, с другой. Тут важно ещё добавить и интересы Китая, которые от экономических трансформировались в военно-политические.

В этом аспекте, для Центрально-Азиатских государств можно выделить три аспекта:

Первый – непосредственное участие России – основного военно-политического и стратегического партнера государств Центральной Азии в процессе переформатирования мирового порядка.

Второй – изменение характера угроз военно-политического характера, связанного не только с Афганистаном.

Третий – растущий оборот вмешательства третьих стран во внутриполитические дела государств Центральной Азии, в том числе путем использования сил международных террористических организаций, а также такого инструмента, как «мягкая сила».

Не секрет, что Соединенные Штаты Америки понимали недолговечность своего исключительного положения в мировой «шахматной доске». Необходимость его удержания и упрочения была подчеркнута еще Збигневом Бжезинским. Евразия, по мнению американского военного стратега, должна быть под полным контролем Вашингтона. Для этого, предлагалось использовать имеющиеся у США военное, экономическое и культурное превосходства. Согласно Бжезинскому, именно в Евразии будет оспариваться господство США. В связи с этим, нынешний этап геополитической борьбы между США и евразийскими державами – Россией и Китаем, связан, прежде всего, с желанием США предотвратить появление любой мировой державы, способной покончить с доминированием США не только в Евразии, но и во всем мире.

Именно желание США предотвратить появление такого центра силы, а также амбиции России и Китая по становлению в качестве таковых центров, может стать катализатором геополитической борьбы в том числе в Центральной Азии. Анализ политики внешних игроков показывает, что «мягкая сила» стала чаще использоваться для реализации военно-политических целей в Центральной Азии, в том числе в Таджикистане.

В частности, в Таджикистане действуют порядка 30 обменных и образовательных программ США. С 1992 г. более 3400 человек из Таджикистана приняли участие в обменных программах в США. В то же время, 188 студентов получили высшее образование в университетах США и Американском Университете Центральной Азии. Дополнительно, более 1200 будущих лидеров посетили США по другим краткосрочным образовательным и обменным турам. Наравне с этим, примечательным является практика посещения Таджикистана американскими исследователями. Так, с 2005 г. около 100 американских учителей, исследователей и стипендиатов приехали в Таджикистан для обмена знаниями и культурными традициями с таджикскими слушателями, учителями, студентами и школьниками. USAID также обучило 28 тысяч учителей и предоставило 1,6 млн экземпляров детских книг для школьников со всего Таджикистана.

Таким образом, США активно использует потенциал гражданского общества для достижения геополитических целей в Таджикистане. При этом, неправительственные организации, финансируемые государственными и частными структурами США, выступают ключевыми и самыми важными инструментами «мягкой силы» Вашингтона, активная продвигая геополитические интересы Америки. Аналогичную деятельность ведут и посольства ряда западных стран, в том числе Великобритании, Германии, Франции и т.д.

Китай, несмотря на опыт «совместного проживания» со странами ЦА, за 15 лет добился значительных результатов по созданию положительного образа в обществе Таджикистана. Поэтому, несмотря на активную информационную кампанию против Китая, в Таджикистане нет антикитайских настроений.

Институты Конфуция в Душанбе и Согдийской области стали популярными местами таджикской молодежи. Более 4 тысяч граждан Таджикистана обучаются в китайских вузах, а само направление стало одним из самых привлекательных, в том числе среди так называемой «золотой молодежи».

Россия также является одной из внешних держав, которая имеет мощные инструменты «мягкой силы» в регионе. Разрабатываются новые программы обмена студентов, преподавателей и исследователей. Заметно усиление сотрудничества между вузами России и стран Центральной Азии, в том числе по вопросам проведения совместных исследований.

Несмотря на это, Россия выражает свою озабоченность укреплением влияния западных стран на общественное мнение Центрально-Азиатских стран, что ещё раз подтверждает наши опасения о непримиримой конкуренции внешних держав в регионе в том числе и в направлении «мягкой силы».

В долгосрочной перспективе, окончательное формирование нового мирового порядка может актуализировать борьбу мировых и региональных держав по воздействию на массовое сознание через призму «мягкой силы». Для таких развивающихся стран, как Таджикистан, такая борьба может обойтись дорого, поскольку, по мнению экспертов, «мягкая сила» может способствовать дестабилизации региональной обстановки.

Таким образом, с учётом сложившейся ситуации, необходимо усиление научно-экспертного диалога государств ЦА, прежде всего, в сфере проведения совместных фундаментальных исследований, имеющих стратегическое значение. Это позволит повысить уровень научного и стратегического прогнозирования развития военно-политической обстановки вокруг ЦА.

Комрон Хитоязада

Политолог, Душанбе




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *