Жилищные отношения без взаимности или почему граждане не понимают своего счастья - Exclusive
Поддержать

Жилищные отношения без взаимности или почему граждане не понимают своего счастья

Что мешает гражданам избавится от ненавистных КСК и перейти к новым формам управления жилищными отношениями? Этим вопросом задался Общественный совет Алматы, который инициировал онлайн обсуждение с участием представителей местных исполнительных органов власти, управления жилищной политики, районных отделов ЖКХ, НПО и экспертов.

– За более чем 20 лет существования КСК образовалось много проблем, которые мешали комфортному жилью граждан, не давали им пользоваться своими правами, от которых председатели КСК просто-напросто отмахивались. Тема перехода от КСК к ОСИ к ПТ обсуждается два года, – говорит эксперт Общественного совета Толеубай Жаббаров. – Именно столько времени было определено Законом о жилищных отношениях РК. Однако, этого времени оказалось явно недостаточно. По его словам, сегодня только половина КСК перешли на ОСИ, остальные только думают об этом. Да и у тех, кто выбрал новую форму управления зафиксировано много нарушений при регистрации из-за несоответствия одной статьи Закона другой.

…Вот и нету вожаков

Участники дискуссии отметили, что причин, которые тормозят переход КСК в ОСИ и ПТ немало. С одной стороны, это пассивное отношение граждан, собственников квартир к процессу нововведения в самоуправлении и самообслуживании общедомового имущества МЖД, в которых они проживают. Люди не хотят вникать в эти изменения, не умеют, да и не стремятся изучать казахстанское законодательство. Среди собственников жилья нет инициативных и ярких лидеров – энтузиастов, способных организовать и убедить людей в необходимости этих перемен, их преимущества.

С другой стороны, созданию ОСИ и ПИ мешает сопротивление председателей КСК, не желающих терять свое влияние и материальную выгоду. Тормозит процесс и непрофессиональная и пассивная разъяснительная работа госорганов среди населения. Картину дополняет отсутствие профессионализма подхода у сотрудников госорганов, призванных регистрировать данные структуры и многочисленные недоработки в Законе о жилищных отношениях.

Толеубай Жаббаров, со своей стороны, уверен, что камнем преткновения на пути создания новых форм управления стало отсутствие кондоминимума в системе ЖКХ.

– В 1996 году, когда государственная собственность на квартиры в Казахстане была ликвидирована и начали образовываться КСК, в законе было четко написано , что государство передает КСК жилой фонд в исправном состоянии, с отремонтированными крышами и коммунальными сетями, – говорит эксперт. – Но этот закон оказался неисполненным, гражданам отдали только жилую площадь. В то же время общедомовая собственность – загаженные подвалы, сломанные лифты, изношенные инженерные сети, дырявые крыши, – все это за собственниками закреплено не было. Это и стало корнем зла неплательщиков, барьером для капремонта. Дело в том, что если собственник квартиры не наделен правами собственности на недвижимое общедомовое имущество, он и не обязан оплачивать целевые расходы на их содержание. В итоге накопились большие долги по содержанию домов, так как люди элементарно не платили. Энергослужба, горводоканал, к примеру, заключили с владельцами квартир общественные договора, согласно которым к неплательщикам могут быть применены карающие меры, с них могут быть взысканы долги по суду. А вот председатель КСК подать в суд на собственника квартиры за то, что он не платит расходы на содержание общедомовой собственности, не имеет права, потому что он с ним не образовал кондоминимума и, соответственно, не передал ему общедомовое имущество. Отсутствие кондоминимума – большой пробел и противоречие в законе, так как без него невозможно образование ОСИ.

Сейчас в новостройках застройщики регистрируют кондоминимумы. Однако, в то же время никто это делать их не обязывает, чем многие и пользуются. К примеру, застройщик одного из новых ЖК полномочия кондоминимуму так и не передал. Пытаясь его зарегистрировать, жители прошли все круги ада, получив от госорганов шесть письменных отказов. В итоге, в 2020 году людям удалось зарегистрировать ОСИ… без создания кондоминимума.

Мы верно уж поладим, коль рядом сядем

Что говорить о несовершенстве законодательства, если даже во время дискуссии представители разных структур так и не могли придти к консенсусу по поводу необходимости создания кондоминимума.

– Я не знаю, откуда у вас эта информация? – недоумевает представитель управления развития коммунальной инфраструктуры Алматы. – При создании ОСИ регистрация кондоминимума особую роль не играет. Если протокола составлены грамотно и кворум собрания соблюден, департамент юстиции все регистрирует. В основном проблемные вопросы по созданию ОСИ из-за пассивности жителей. Мы проводим собрания по разъяснению новой формы управления, но на них приходят единицы.

Представители районных акиматов разводят руками: дескать не хотят жильцы создавать ОСИ или ПТ, мы– то тут причем? Мол, ходим, разъясняем, как это делать, люди вроде соглашаются, но воз и ныне там. Между тем «Казахстанская Жилищная Компания» провела опрос жителей 276 многоквартирных жилых домов относительно перехода на новые формы управления. По его результатам, к основным причинам отказа от создания ОСИ/ПТ стало то, что люди испытывают недоверие к новым формам управления МЖД.

Владельцы квартир не стремятся быть председателем ОСИ или доверенным лицом ПТ. Резонно было бы выбирать их не из числа собственников, а из профессиональных управленцев, которые могут взять на себя ответственность за хозяйственную деятельность, но где их взять?

Граждане также опасаются повышения тарифов на содержание домов. Ведь при создании ОСИ необходимо платить зарплату председателю, плюс налоги и, соответственно сразу автоматически растут тарифы на содержание дома.

Однако, есть в Алматы все же есть энтузиасты, которые готовы работать за бесплатно. Так, председатель одного из ОСИ работает на общественных началах.

– Никакой работы ни акимат, ни управление жилищной политики у нас не вели, мы все создавались сами, – призналась Надежда. Сегодня наше ОСИ заключило договора с сервисными службами и отлично существует.

Ящик Пандоры

Создание ОСИ вскрыло настоящий ящик Пандоры жилищных отношений, в которых сейчас и пытается сейчас разобраться департамент юстиции. Дело в том, что ранее в Алматы некоторые жилые дома вторичного сектора не были зарегистрированы как жилые, у иных нет регистрации земельного участка. Бывает, что подвальные помещения и земельный участок могут находиться у другого объекта недвижимости или в залоге.

– Нам повезло, что получили документы и отчуждений общедомового имущества не было, но в других домах есть ситуация, что земельный участок общий, а техпаспорта разные, – говорит представитель ОСИ Коктем Сулушаш. – Есть ситуация в 6 микрорайоне, там люди платят налоги, но нет ни госакта на землю, ни техпаспорта на объект недвижимости. Где-то есть указание, что если отчуждение подвала, крыши было до регистрации объекта кондоминиума, то это незаконно. Надо, чтобы те, кто незаконно провернул все эти дела, понесли ответственность.

Главный специалист организации работы по регистрации юридических лиц Департамента юстиции привел статистику по созданию ОСИ в Алматы:

 – Всего в городе зарегистрировано 1081 юридических лиц ОСИ. В Алатауском районе – 99, в Алматинском – 146, в Ауэзовском – 303, Бостандыкском – 201, Жетысуском – 120, Медеуском – 137, Наурызбайском – 35, Турксибском – 40. Перечень документов для этого требуется небольшой (в частности, заявление, протокол либо опросные листы, типовой устав), порядок регистрации всем известен, документы подаются через ЦОН. Однако заявитель несет ответственность за достоверность данных.

В то же время юрист отметил, что сотрудникам департамента приходится участвовать в судебных процессах. Главная причина – незаконное решения о создании ОСИ. В ходе судебных разбирательств выясняется, что изначально собственники квартир не были уведомлены о проведении у них собрания, и не подписывали никаких бумаг.

По итогам встречи было решено создать рабочую комиссию, которая выработает рекомендации по внесению изменений в Закон о жилищных отношениях. Их передадут в соответствующие органы, в частности, в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК.

Анна Ямпольская




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Хорошая статья. Наконец-то начали шевелиться госорганы. Вопрос об отсутствии учредительных документов: Актов на землю, техпаспортов — очень актуальный. Изготовление Акта на Землю для многоквартирного дома в настоящее время стоит изготовить 65+15 тысяч тенге. Срок прохождения по комиссиям/ инстанциям порядка 6 месяцев.Восстановить техпаспорт на наш 20 квартирный дом стоит 300тыс тенге. В 2020-2021 гг была акиматовская программа по изготовлению этих документов за счёт города. Это давало хоть какую-то надежду на обретение жителями новой формы хлзяйствования. Но программа была недоосвоена и свернута. Теперь отсутствие средств на счетах делает переход невозможным. Просим возобновить программу. Будем обращаться в Общественный Совет и рабочую группу. Спасибо, что освещает эту проблему. Необходимо шире проводить обсуждения поправок в Закон ЖО.

  2. Нас устраивает наше КСК,зачем рушить то что работает,наш дом против этих нововведений,кто хочет пусть делает хоть ОСИ ,хоть ПТ,а нам оставьте наш КСК