Ya Metrika Fast


English version

Жузология и Жузовщина: наследие российской империи?

Общество — 14 ноября 2025 14:00
0
Изображение 1 для Жузология и Жузовщина: наследие российской империи?

Жузы – это слово действует на казахов как заклинание. Есть много версий этого феномена, но в разное время его пытались использовать в политических целях. В начале прошлого века Россия создала в противовес партии Алаш социалистическую партию Уш-жуз.

Из восточных традиций общепринятого возрастного старшинства родилась моя авторская концепция «жузовского старшинства». Как зачастую бывает, самым правильным является самое простое объяснение. Межжузовское и внутрижузовское старшинство могло быть установлено культурообразующей туранской традицией личного взаимоуважения, где абсолютным критерием выступало возрастное старшинство непосредственно самих биев. А уж затем оно было «облагорожено» старцами в замысловатых шежире от самого Яфса – сына Ноя».

И тогда «реальным и единственным объяснением может служить возрастное старшинство самих биев. И ведь, действительно, относительно трех биев отчетливо выявляется их возрастная иерархия. Старшим по возрасту являлся Толе-би, 1663 года рождения, которому младшие Казыбек-би и Айтеке-би, 1667 и 1681 года рождения соответственно, по всем туранским традициям были обязаны предоставлять первое слово. Именно от их старшинства и происходит легендарная жузовская иерархия, ставшая культурным казахским феноменом…».

Но и в этой концепции в ханстве верховные права на власть принадлежали единственно лишь сакрализованному именем Чингисхана сословию Торе.

Но далее, изучая природу жузов, обнаружить источники о времени и причинах появления жузов не удалось. В ныне тиражируемой жузологии существуют только фольклорные и новоисторические авторские версии. Из-за полного молчания летописей по поводу ханов жузов на основу были взяты первоисточники – письма самих ханов. Это пока единственные известные собственно сами исторические документы, а не пересказы и летописные повести.

Изображение 2 для Жузология и Жузовщина: наследие российской империи?

Царственное самоименование

Переписки ханов-султанов, биев-батыров казахских орд сейчас опубликованы, но и в них нет упоминания жузов. В своих письмах ханы, батыры соотносили себя не с жузами, а ордами. Так и писали: я имярек такой-то – хан или батыр такой-то орды. Кроме того, были изучены официальные документы Российской империи по поводу казахского государственного устройства и межплеменных дел. В оригиналах текстов упоминания жузов также отсутствуют.

Но изучение «Казахско-русских отношений в XVIII-XIX веках (1771-1867 годы) и «Служебных и исследовательских материалов российского дипломата А. И. Тевкелева по истории и этнографии Казахской степи (1731–1759 гг.)», как и многих десятков других документов показало, что именно в них казахские орды названы жузами. А вот на исправление самих оригинальных текстов рука переписчиков, видимо, не поднялась. Тексты не подправлены и приводятся с названием казахские «орды». Таким образом, ввиду позднего изменения оглавлений документов термин жузы привнесен позднее.

Таким образом, вплоть до революции жузы упоминались только в фольклоре, а в царских документах о них не было и упоминания.

Уничтожение элиты вместе с ее титулами


Однако, на беду правящим классам Российской империи и на горе всем ее народам случился Октябрьский переворот и последовавшие после него жесточайшая гражданская война и красный террор. В этой войне казахи попали под чужой произвол.

Тем не менее, огонь чужой межклассовой войны был вброшен и в казахскую среду. Появились и свои революционные деятели. Их огонь был вторичен. Но они нашли дрова и для своей ненависти.

Партия красных национал-популистов

Доктриной московско-центровских большевиков была борьба с эксплуататорами, которых требовалось уничтожить для построения бесклассового общества. Но у казахов таких классических эксплуататоров не было. Да, колониальные казахи жили по насаженным имперским волостям, уездам, но они никогда не забывали про традиционную власть. Потомки ханов-султанов, биев-батыров пользовались авторитетом. При колониальном режиме и даже при большевистской власти, по сути, они составляли параллельную власть.

И эти традиционные лидеры, как только появилась возможность, образовали Алаш-орду. Орду, которая была формой исторической казахской самоорганизации. Орду, которая ничего не знала про жузовские разделения.

Однако, в пику общеказахскому объединению в октябре 1917 года в Омске появилась Казахская социалистическая партия «Уш-жуз». Удивительно, откуда бы у казахов взялись социалисты!? И потому не удивительно, что на казахских выборах «социалисты» разгромно проиграла Алаш-орде! Казахи выбрали единую Орду в пику разделительным жузам.

Но Уш-жуз – это была не только партия, это была концепция. Ушжузовцы стремились заменить общеказахский нарратив ханской орды на некое народническое разделение по жузам. Внешне они следовали за большевистскими слоганами про «власть – народу». Но внутри себя они несли всё те же истребительные смыслы – уничтожить Старый мир вместе с его носителями. Даже в названии своей партии они противопоставлялись Орде своим Уш-жузом.

Ими были председатель партии Мукан Айтпенов, Кульбай Тогусов, секретарь ЦК Искак Кабеков, казначей Абдрахман Клычбаев. Но скорее они были не убежденными национал-большевиками, а обычными маргинальными авантюристами. Ушжузовцы ошибочно утверждали, что у казахов никогда не было своей государственности, поэтому в ближайшее время не стоит поднимать вопрос об образовании автономии. Согласитесь, что этот тезис до боли напоминает утверждения нынешних маргиналов, вышедших из казахского народа и ушедших от «своих» сородичей.

Достаточно сказать, что «Кольбай Тогусов назначил вознаграждение за поимку Алихана Букейханова в 10 тысяч рублей, Ахмета Байтурсынова – в 3 тысячи рублей». Но по исторической иронии, в 1918 году колчаковское Сибирское правительство казнило Тогысова, Алжанова, Кабекова, Туленгитова.

Тем не менее, их жузовская идея оказалась живучей. Их личная ненависть к традиционной элите вылилась в анти-ордынство. Она была использована национал-большевиками против казахской элиты. В период «малого Октября», ставшего голодомором и новым «покорением Степи», она расколола народ. И она дала такие «плоды», что началась жузовщина не только в исторических повестях …


Марлен Зиманов

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.