Жузология и Жузовщина: наследие российской империи?
Жузы – это слово действует на казахов как заклинание. Есть много версий этого феномена, но в разное время его пытались использовать в политических целях. В начале прошлого века Россия создала в противовес партии Алаш социалистическую партию Уш-жуз.
Из восточных традиций общепринятого возрастного старшинства родилась моя авторская концепция «жузовского старшинства». Как зачастую бывает, самым правильным является самое простое объяснение. Межжузовское и внутрижузовское старшинство могло быть установлено культурообразующей туранской традицией личного взаимоуважения, где абсолютным критерием выступало возрастное старшинство непосредственно самих биев. А уж затем оно было «облагорожено» старцами в замысловатых шежире от самого Яфса – сына Ноя».
И тогда «реальным и единственным объяснением может служить возрастное старшинство самих биев. И ведь, действительно, относительно трех биев отчетливо выявляется их возрастная иерархия. Старшим по возрасту являлся Толе-би, 1663 года рождения, которому младшие Казыбек-би и Айтеке-би, 1667 и 1681 года рождения соответственно, по всем туранским традициям были обязаны предоставлять первое слово. Именно от их старшинства и происходит легендарная жузовская иерархия, ставшая культурным казахским феноменом…».
Но и в этой концепции в ханстве верховные права на власть принадлежали единственно лишь сакрализованному именем Чингисхана сословию Торе.

Но далее, изучая природу жузов, обнаружить источники о времени и причинах появления жузов не удалось. В ныне тиражируемой жузологии существуют только фольклорные и новоисторические авторские версии. Из-за полного молчания летописей по поводу ханов жузов на основу были взяты первоисточники – письма самих ханов. Это пока единственные известные собственно сами исторические документы, а не пересказы и летописные повести.

Царственное самоименование
Переписки ханов-султанов, биев-батыров казахских орд сейчас опубликованы, но и в них нет упоминания жузов. В своих письмах ханы, батыры соотносили себя не с жузами, а ордами. Так и писали: я имярек такой-то – хан или батыр такой-то орды. Кроме того, были изучены официальные документы Российской империи по поводу казахского государственного устройства и межплеменных дел. В оригиналах текстов упоминания жузов также отсутствуют.
Но изучение «Казахско-русских отношений в XVIII-XIX веках (1771-1867 годы) и «Служебных и исследовательских материалов российского дипломата А. И. Тевкелева по истории и этнографии Казахской степи (1731–1759 гг.)», как и многих десятков других документов показало, что именно в них казахские орды названы жузами. А вот на исправление самих оригинальных текстов рука переписчиков, видимо, не поднялась. Тексты не подправлены и приводятся с названием казахские «орды». Таким образом, ввиду позднего изменения оглавлений документов термин жузы привнесен позднее.
Таким образом, вплоть до революции жузы упоминались только в фольклоре, а в царских документах о них не было и упоминания.
Уничтожение элиты вместе с ее титулами
Однако, на беду правящим классам Российской империи и на горе всем ее народам случился Октябрьский переворот и последовавшие после него жесточайшая гражданская война и красный террор. В этой войне казахи попали под чужой произвол.
Тем не менее, огонь чужой межклассовой войны был вброшен и в казахскую среду. Появились и свои революционные деятели. Их огонь был вторичен. Но они нашли дрова и для своей ненависти.
Партия красных национал-популистов
Доктриной московско-центровских большевиков была борьба с эксплуататорами, которых требовалось уничтожить для построения бесклассового общества. Но у казахов таких классических эксплуататоров не было. Да, колониальные казахи жили по насаженным имперским волостям, уездам, но они никогда не забывали про традиционную власть. Потомки ханов-султанов, биев-батыров пользовались авторитетом. При колониальном режиме и даже при большевистской власти, по сути, они составляли параллельную власть.
И эти традиционные лидеры, как только появилась возможность, образовали Алаш-орду. Орду, которая была формой исторической казахской самоорганизации. Орду, которая ничего не знала про жузовские разделения.
Однако, в пику общеказахскому объединению в октябре 1917 года в Омске появилась Казахская социалистическая партия «Уш-жуз». Удивительно, откуда бы у казахов взялись социалисты!? И потому не удивительно, что на казахских выборах «социалисты» разгромно проиграла Алаш-орде! Казахи выбрали единую Орду в пику разделительным жузам.
Но Уш-жуз – это была не только партия, это была концепция. Ушжузовцы стремились заменить общеказахский нарратив ханской орды на некое народническое разделение по жузам. Внешне они следовали за большевистскими слоганами про «власть – народу». Но внутри себя они несли всё те же истребительные смыслы – уничтожить Старый мир вместе с его носителями. Даже в названии своей партии они противопоставлялись Орде своим Уш-жузом.
Ими были председатель партии Мукан Айтпенов, Кульбай Тогусов, секретарь ЦК Искак Кабеков, казначей Абдрахман Клычбаев. Но скорее они были не убежденными национал-большевиками, а обычными маргинальными авантюристами. Ушжузовцы ошибочно утверждали, что у казахов никогда не было своей государственности, поэтому в ближайшее время не стоит поднимать вопрос об образовании автономии. Согласитесь, что этот тезис до боли напоминает утверждения нынешних маргиналов, вышедших из казахского народа и ушедших от «своих» сородичей.
Достаточно сказать, что «Кольбай Тогусов назначил вознаграждение за поимку Алихана Букейханова в 10 тысяч рублей, Ахмета Байтурсынова – в 3 тысячи рублей». Но по исторической иронии, в 1918 году колчаковское Сибирское правительство казнило Тогысова, Алжанова, Кабекова, Туленгитова.
Тем не менее, их жузовская идея оказалась живучей. Их личная ненависть к традиционной элите вылилась в анти-ордынство. Она была использована национал-большевиками против казахской элиты. В период «малого Октября», ставшего голодомором и новым «покорением Степи», она расколола народ. И она дала такие «плоды», что началась жузовщина не только в исторических повестях …
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.



Короче, с этой липовой кастовой системой под названием жузова система — это надо завязывать. Признать ее выдумкой врагов современной казахской нации.
Степняков захватили индусы и уже давно. Поинтересуйтесь, как переводится слово bichara с урду, гуджарати и других индийских языков и вы удивитесь, что оно один в один совпадает со словом «бишара». Да много слов есть общих. К примеру, нан — это индийский наан. В казахами (по факту монгольскими и кипчакскими степняками) произошло то же самое, что проиходит с Великобританией и Европой сейчас — была осуществлена политическая миграция (не военный захват) индийских мигрантов, которые интегрировались в степи и в итоге привели степную культуру и цивилизацию в полный упадок. Вместо, аскетизма мы получили пышные той в индийском стиле, вместе чести мы получили дешевые индийские понты, вместо честности мы получили коррупцию и кумовство. Этот список можно продолжать. Народ превратили в шудр. И корни этого идет из этой жузовой системы. Надо отказываться от кастовости в целом, не только жузовой. К примеру, власть сейчас — это тоже клан. Социальная мобильность в обществе нулевая. Сама система обречена на самопоедание, потому что лучшие уезжают, так как здесь нет надежды на качественное образование, самореализацию, на возможность сделать вклад в общество, на социальную мобильность на основе меритократиии.
Когда все умные и работящие уедут, а ресурсы закончатся — система рухнет. А пока эта система будет дальше существовать — людей лишат окончательно всех прав (раньше это происходило медленей, а сейчас с каждым годом все быстрее — налоги, штрафы, лишение социальных прав, драконовские меры, откровенное насилие, вплоть до массового).
Степняки поступят как всегда — откочуют. Потом сгруппируются и …
Степняки и все свободные люди всегда строят общества равных возможностей. Без каст. У нас касты вызывают отвращение. Вы не сможете нам навязать касты даже обманом.
Индийская кастовая система традиционно делится на четыре основные варны (касты): брахманы (жрецы и ученые), кшатрии (воины и правители), вайшьи (торговцы и земледельцы) и шудры (слуги и рабочие).
Брахманы: Высшая каста, жрецы, ученые, учителя и духовные наставники.
Кшатрии: Каста воинов и правителей, которая защищала общество.
Вайшьи: Торговцы, земледельцы и пастухи.
Шудры: Низшая каста, слуги, рабочие и крестьяне.
Неприкасаемые: Каста людей, находящихся вне традиционной системы, которые традиционно занимались грязной работой и часто подвергались дискриминации.
Насаждаемая казахам кастовая система имеет индийские корни.
К примеру, средний жуз — колына калам бер — это явно хитрая калька с касты бражманов, однако, завуалированная, так как названа Средней кастой. Но намек явно идет на то, что это аналог брахманов «Высшая каста, жрецы, ученые, учителя и духовные наставники». Младший жуз (колына найза берип жауга сал) — это аналог касты кшатриев (Каста воинов и правителей, которая защищала общество», однако с поправкой на то, что специально названа младщей кастой, и подспудно подразумевается, что в казахском варианте — это каста только войнов, но никак не правителей. Старший жуз (колына таяк берип малга сал) — это аналог касты вайшьи (торговцы и земледельцы), но при этом , в эту касту перебросили из касты кшатриев функцию управления и передали ее в касту торговцев, так как подразумевается, что те, кто смотрит за скотом — имеет право управлять.
Т.е. тут невооруженным взглядом видно, что кто-то знакомый с индийской кастовой системой, переделал ее в угоду своим интересам и перебросил функции по своему усмотрению между кастами. Назвал это все жузами (видимо для смеха, учитывая еврейский значения этого слова).
Все это было сделано, чтобы превратить казахов в шудр. По факту. Что творится в стране последние 35 лет вы все видите. Все с ног на голову. Страна идет по индийскому пути развития, но без каких-либо плюсов (ну еще бы индийскую кастовую систему же извратили, поэтому и результаты чуть другие, еще хуже).
Торговцы согласно этой системе — во власти. Итог: страна продана с потрохами.
Брахманы в этой системе подчинены торговцам. Итог: хоть все распродано — этой все воспевается в СМИ и разным подпевалами (даже в данном споре видно, кто тут подпевала).
Кшатрии согласно этой системе лишены функции управления и обязаны защищать эту систему, которая все продает, и еще воспевает это. Итог: кшатрии превращены в защитников системы.
Родина продается оптом и в розницу, распродажа Родины воспевается, а те, кто должен защищать Родину, защищают эту систему. В итоге, по факту, мы имеем то, что народ превращен в шудр, а в уши нам всем заливают всякую пещерную индускую дичь.
Корень зла — это выдуманная жузовая кастовая территориально-кровная система.
Құрметті оқырмандар!Осы айдың басында Президентіміз «Қазақстан Республикасы ішкі саясатының негізгі қағидаттары, құндылықтары мен бағыттарын бекіту туралы» жарлыққа қол қойды. Өте маңызды, бүгінгі әлемдік және ішкі жағдайда керек жарлық. Жүйелі түрде халқымызға бүгінгі күрделі заманда өмірлік қағидаттары (принциптері) берілген. Цифрлік заман, әр жақтан өтірікшілер адамның басын өсекке бұрады, бауырларды, достарды, көршілерді, халықтарды бір біріне қарсы қояды. Бұны бәріміз көріп жүрміз. Президентіміз айтқандай халқымыздың құндылықтарын қорғауды білейік, жастарымызды жақсылық жолымен тәрбиелейік, білім, ғылым мен мәдениетке сүйенейік. Осы жарлыққа сай кеше мемлекеттік хатшының мақаласы шықты, жаңа құндылықтардың жүйесіне тоқталды, бәрі керек ұсыныстар. Алауыздықтарға жол бермеу, шектен шықпауға шақырады. Мына пікірсайыстан көріп отырсыздар, адамдарды бір біріне қарсы қоятындарды да… Өмірімде бүгінгідей әлемдік жағдай 1990 жылдарында болды. 1991 жылының сәуірінде Қазанда түркі халықтарының құрылтайы өтті, сонда түркі халықтары ешқандай соғыстарға, революция, қақтығыстарға қатыспайтын, көршілер мен отандастарымен тек достық, татулық сақтайтын қағидаттары үшін күрескен топты басқардым. Біз достықтың жолымен жүргендер — жеңдік! Алауыздықшылар пышақтарын көрсетсе де. Интернетте «Адырна» порталында «Как оренбургский казах не дал превратить тюрков во второй Афганистан в 1991 году» мақаланы оқыңыз. Ала жіпті ешқашан аттамайық! Жаратқан елімізді қолдасын, халқымыз бақытты болсын, адамзат тура жолмен жүрсін! Жер жүзінде бәрі Адам баласы бақытты болсын! Төреғали Қазиев
Торегали Казиев: еще один факт для вас. С иврита слово «жуз» переводится как «чушь». Вам не кажется, что учитывая, что до 20 веков 20 века никто не слышал про жузы, и учитывая, что как раз в это время в степи развиил деятельность революционеры (а мы знаем, кто был ведущей силой в рядах революции), что введение жузов в степи включает в себя элемент троллинга. Может поэтому этот тролинг продолжился и в наше время с появлением фильма Борат, который мы знаем снял тоже «революционер»? Вы про это не думали? Разделяй и влавствуй. Не, не слышали? Не надо как страус голову в песок засовывать. Надо смотреть и интересоваться окружающими народами и их историей и сопостовлять их историю со своей.
1.О т.н. кочевничестве: казахи никогда не были кочевниками. У одних групп населения, к примеру, движение на летние пастбища начинается в марте и они доходят, к примеру, из Актобе до Тюмени. Но в сентябре они уже дома на зимовках. А часть населения по той же реке Илек вообще не трогается с места — ремесленники и земледельцы, и те, кто заготавливает сено на зиму. Часть пасет скот летом на малых расстояниях — от 100 до 300 км. Кто хочет, может внимательно почитать «Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время» Инст.Арх-и АН СССР и др. книги. А также материалы дискуссии в Алмате при сдаче в печать учебника «Истории Казахской ССР» в 1942г. Тогда А.Маргулан и др. ученые настаивали переделать учебник и их поддержали, приводили примеры древнего казахского земледелия. Но им показали в сторону Сибири и в печать пошел учебник истории, написанный эвакуированными из Ленинграда и Москвы, некоторые из них и понятия не имели о конкретной жизни в Степи. 2.О земледелии. Когда устанавливались отношения с северной империей, северяне покупали просо у казахов, а при прибытии в Актобе даже цена указана — по 6 копеек за пуд (по памяти пишу). Можно прочесть и в Интернете — чемпионом мира по урожайности проса в 1943г. стал Шыганак Берсиев, получивший 201 центнер проса с 1 гектара. А по стране тогда была урожайность 12 ц/га. Сейчас в мире агротехника механистична, а степная традиция была органичной. Вот, любой вид животных и растений 1 -2 раза за век дает невиданный приплод или урожай, это достигается органичным совпадением оптимальных условий каждого из шести факторов, влияющих на рост и развитие данного вида. Предки знали и умели создавать эти оптимальные условия. Достигается тысячами лет наблюдений и практики. Кто-то скажет: а куда делись эти знания и умения? Выше же было сказано: при бездумных слабых на мозги поколениях всё теряется. Шыганаки, Алкеи, Оразаки не нужны становятся, а вместо них Бораты накапливаются.
Торегали Казиев: Никаких жузов не было у казахов. Жузовая система — это кастовая территоритально-кровная система, похожая на кастовые системы индусов. Ее и придумали потомки kirgizov. Казахи называли населения, которое переселилось в степь или были переселено ойратами в степь — kirigiz-der, т.е. те кого завели (дословно). Современный аналог этого слова — kirme. Русские при завоевании Центральной Азии этот факт зафиксировали. Русские зафиксировали собственно казактарды, киргиздерди, сарттарды и монголдарды, каракалпактарды, туркмендерди. Также они зафиксировали названия племен и родов этих соответствующих отличных от друг друга групп населения. Значительная часть киргизов (новоприбывших в степь) имело корни с территории южного Афганистана, Индии и Пакистана (Пенджаб, Гуджарат и др.). Это население было населением территорий, где монголы основали свои государства, и которые затем захватывались другими кочевниками (бабуридами, моголами, узбеками) и в ходе этого переходили из под контроля одних кочевников под контроль других кочевников и в ходе этих переходов перемещались физически все севернее и севернее. К примеру, значительная часть такого населения к началу 18 века жила около Ташкента и только после геноцида ойратского населения переселилась на освободившиеся территории. Часть киргизов жило в Кашгарии и Такламакане и Монголии и также переселилась на освободившиеся от ойратов территории. Кастовых систем в степи никогда не было. Все это выдумки потомков индусов и китайцев, которые любят устраивать касты и ранговую систему. Это придумано для обмана этнических казахов. В общем, если ты настоящий казах, то ты не будешь верить в касты (жузы), а если ты не настоящий казах, то ты веришь в касты и причисляешь себя к одной из них. Настоящие казахи не слышали ни про какие жузы вплоть до конца 20 века. Я к примеру не знал ни про какие жузы, а только знал рода и племена. И то, при этом, все знали только рода и племена со своего региона и соседей. Остальных, за тысячи км, никто не только не знал, но и никогда в жизни встретить даже не мог, потому что маршруты кочевок никогда не пересекались и не могли пересечься, так как все маршруты были всязаны с речными системами, а как известно из географии у нас всего 3 — 4 речных систем. При этом, географически значительная часть современного Казахстана не является исконно казахскими землями. Казахские земли — это кипчакская степь (т.е. теплая часть степи), монгольская часть степи — это холодная часть (это Западная Монголия), А южная часть — это Туркестан. Никакого не было казахского ханства, этнические казахи были свободными и жили на основе принципов степной демократии. Была свободная кочевая орда (орда от слова — порядок (ordo с латинского порядок). Не забывайте, что наименование орда нам дали европейцы, а не мы сами. Это экзоним. А длруг друга мы спрашивали: «Елин ким?» и отвечали на этот вопрос, назвав род и племя. А выдумки про касты это придумали те, кто был под контролем феодальных государств. Этнические казахи никогда не были под контролем. И впервые попали в зависимость только от Российской империи, начиная со второй половины 19 века. В современных казахаха (по нации) вы можете отличить этнического казаха от кирме только по скромности и духу свободы, непокорности. Я не говорю, что казахи идеальные (у нас хватает и хвастовства, и лени и т.д.), но главное — это непокорность, несогласие с несправедливостью, дружность, умение объединиться в нужный момент, не договариваясь, только на основе порыва души. Этот код вшит в геном казаха. Так что я не против если вы верите в касты, верьте, дело ваше, только не надо навязывать те, кто понял, что это обман. Мы тоже не слепые и замечаем из реальной жизни, что есть разница между казахами по нации, и чувствуем отсутствие общности традиций и ментальности. И оттуда начинаем искать настоящую историю, а не той низкопробной лжи, которая выдумывается в «институтах». Я бы может и не заметил ложь, но эта ложь пропитана пафосом, не свойственным этническому казаху. Это пафосная, лживая ментальность проявляется в официальной истории, что вызвает отвращение своей индусской приторностью и «позолотой» и в итоге эта лже-история представляет из себя какой-то Ганг.
1.О причинах запутанности истории человечества и каждого народа. Сознательно запутывали, чтобы массы становились зомби. К примеру, при насаждении каких-то религий — жгли на кострах в Европе тех, кто не хотел становиться зомби. При деспотах, скажем в Китае — последователей Конфуция зарывали живыми в землю. За то, что были учеными. А сам Конфуций-то, что намного раньше того жил — кончил жизнь в нищете, перебивался случайными уроками, т.к. умный человек дурачкам или деспотам не нужен. Ведь одно неумное поколение может разрушить могущество, создававшееся тысячами лет. Вот, в начале XX века великий Китай европейцы называли «больным человеком Азии». 2.А сейчас — это вторая супердержава мира! Мягкой силой его являются Институты Конфуция, которые есть в большинстве стран мира. Знают в мире и Лаоцзы, а наставления древнего стратега Суньцзы читают во всех генштабах — его книга всегда лежала на столе Аллена Даллеса… Причина подъема Китая — сочетают опыт прошлых поколений предков с задачами настоящего и на их основе намечают стратегию будущего, идя в практической жизни с учетом этих трех составных факторов. Успехов в познании и жизни с учетом этих трех факторов осознания реальности!
1.О жузах и родоплеменной системе. Это структура народа, проверенная многими тысячами лет. У каждого народа своя структура и построена она в связи с многими факторами, в первую очередь — в связи с геоэкономическими и геополитическими факторами. Когда после ледового максимума и отступления ледника, т.е. между 17 — 15 тысяч лет назад Алаша освоил территорию Среднего и Великого жузов, народ стал не только трехрегионным, но и трехмаршрутным — по основным маршрутам пастбищ для скота. Роды и племена — каждый из них двигался по своим ежегодным маршрутам и это соблюдалось всегда — кроме периодов долгих засух, когда часть народа мигрировала вовне. И ежегодные маршруты пересекались в определенных местах, что обеспечивало широкое общение, торговлю, обмен, сватовство, свадьбы и т.д. — потому на таких просторах не было диалектов. Что до входа в состав народа представителей других этносов — не было никаких препятствий, ибо еще со среднего палеолита в Степи действовала поговорка о каждом человеке на планете — «ол да Адам баласы»!.. Это еще при ледниках сложилось: когда с земель, куда надвигались льды — сбегались люди самой разной антропологии в «страну-кратер», т.е. в Волго-ЮжноУрало-Казахстанский регион, то никому в помощи не отказывали и принимали к себе. Если о ситуации нынешней, то сложившаяся структура народа помогает бороться против атомизации, которая охватила планету. А клановость в политике — она есть в любой стране мира: в США, Еуропе, на востоке, на юге, на Марсе и Венере. Просто кланизаторы используют местные особенности в каждой стране и настраивают родных против друг друга. Это же во всем мире так. 2.Смешно читать обвинения популара в адрес «местных», что «35 лет в стране идет отрицательный отбор» и т.д. — взгляни по странам — это на планете идет и уже 3000 лет, с т.н. осевого времени по Карлу Ясперсу… Надо же из норы своей выглядывать и смотреть на мир, если взялся рассуждать о больших материях!.. 3.Популар говорит о воспитании совести, а сам не уважает истории народа, в котором живет. Нельзя же так.
Ну, в плаче «популяра»-путаника сразу и не разберешься… Представляется казахом, а стиль как у одного заядлого путаника, который иногда именует себя «бывшим деятелем» властей. 1.Казахи всегда были и есть единый народ. Имеет выработанные за десятки тысяч лет своей истории сотни эпосов, тысячи древних песен и кюев, самый богатый в мире словарь своего языка, никем не превзойденное искусство, названное скифо-сармато-сакским. Дал миру первую цивилизацию — вывод президента Российского археологического общества Г.Матюшина и мэтра мировой дипломатии Г.Киссинджера. Дал миру металлургию — академик А.Маргулан пришел к этому. Ну, про телегу, колесо и коня даже такому заядлому плаксе понятно. Зовут, на полдня ухожу из-за стола. Допишу потом.
Ержан: согласен с вами, необходимо признать, что жузовость как понятие не имеет никакого отношения к исторической реальности и является идейно-исторической бомбой против интересов современной казахской политической нации. У этнических казахов не было жузов, как и у остальных предков современных казахов. Этого просто не было. Надо признать это. Зачем это придумали? Для разделения. Что касается родов и племен — эту тему необходимо прекратить мурыжить. Запрещать это не надо. Вообще запреты и штрафы — это самое позорное, что может быть. Необходимо превратить казахскую нацию в созидательную на основе образования, науки и большого элемента социализма (т.е. обеспечивать всех качественным образованием, медицинской помощью, качественными условиями жизни, не допускать значительного расслоения, любое различие между гражданами должно быть на основе меритократии и трудового вклада, прекратить сводить все явления и разнообразие жизни к единому денежному знаменателю, что приводит к обесчеловечиванию общества). История должна служить именно этим интересам нашей нации. Невозможно одними законами (и штрафами и наказаниями) наладить здоровое функционирование общества, необходимо воспитывать в человеке совесть, нравственность, устнавливать в нем незыбленность внутреннего нравственного закона. Иначе, внешний писанный пласт законов рухнет под собственной тяжестью и будет работать только в интересах лицемеров, лжецов и худших проявлении человеческой натуры.
Торегали Казиев: ошибочность вашего подхода, как и всей казахской историографии, заключается в нацеленности на представлении казахской истории как истории единого народа, население которого сопадает качественно (по крови), в разные исторические промежутки времени, с самого (выдуманного) начала его истории. Это фундаментальная ошибка, которая отражает низкий уровень культурного развития государственной политики и самих людей, которые отвечают за это направление. И это неудивительно, принимая во внимание тот факт, что в современном Казахстане уже 35 лет происходит отрицательный социальный отбор, который существует благодаря тому, что это выгодно партнерам — бенецифиарам компрадорского режима, установленного в стране. Если придерживаться более реалистичного подхода к истории (которая не может быть 100% верной в любом случае), то выясняется, что казахский ЭТНОС не совпадает с казахской НАЦИЕЙ. И это не является чем-то плохим или хорошим, это всего лишь реальность. Но для людей со средневековым менталитетом, которые помешаны на кровном родстве, — это катастрофа, хотя для цивилизованного человека катастрофа — это быть помешанным на кровном родстве, для цивилизованного человека важно — культурное, цивилизационное, нравственное, моральное «родство», развитие и совершенствование общечеловеческих ценностей. История казахской нации — это история населения нескольких государств — Цинского Китая (в том числе Джунгарии), Чагатайской орды, Ногайской орды, Золотой орды, Калмыкии, Моголистана, киргизских кочевников, государства кочевых узбеков, Сибирского ханства, Коканда, Хивы, Бухары, и даже государства Аргун на территории Пенджаба и Гуджаарата. Сама государственная политика в исторической науке пропитана расовыми предрассудками, попытками фальсифицировать свою связь с «престижными» государствами, игнорировать связь с «непрестижными» государствами из прошлого, политицазией истории. Как следствие, на выходе мы получаем чудовищную мифологизацию истории, которая построена из г..на и палок и не выдерживает никакой критики. История серьезного народа, если мы конечно собираемся таковым стать, должна базироваться на общечеловеческих ценностях и инклюзивности, оценочном равенстве всех компонентов политической нации, которая исследует свою историю. У нас же в основе — жузовость (непонятная никому и притянутая за уши выдуманная иерархия), фактически территориальная-кровная кастовая система, которую пытаются насадить на политическую нацию казахов с начала 20 века и которая никогда не существовала в реальности. В реальности, степь представляла собой две части — восточная часть была в составе феодальных, бюрокрастических государств с профессиональной армией, западная часть была на этапе степной кочевой демократии, юг был в составе феодальных торговых рабовладельческих земледельческих государств. Также значительная часть истории нашей нации — это история Российской империи и славянских государств, так как 3 миллиона граждан наших граждан — это представители славянских, европейских народов и советских перемещенных этносов, в том числе и корейцев. Каждый из этих народов, не говоря уже о народах степи, заслуживает отдельной строчки в истории. Сами этнические степные народы, которых мы ошибочно называем родами и племенами, имеют более древнюю историю, чем казахский этнос, не говоря уже о политической нации казахов (которая очень молодая). Мы никогда не были единым народом. Мы сейчас становимся постепенно единым народом и важно, чтобы прогрессивная часть нашего народа победила. Но в настоящий момент мы видмим активность реакционных сил, которые насаждают казахам то, что они были под ханской властью. Нет, не были. Ханская традиция не была такой, какой ее пытаются нам представить. И да, это делается, чтобы закрепить династийность во власти. Но мы, особенно этнические казахи, с этим не согласны. История должна отмечать все минусы и плюсы прошлого, но брать в настоящее и будущее только прогрессивное и положительное. Самоуправление, равенство, братство, взаимопомощь, высокая мораль — вот были лучшие основы нашей истории, но никак не рабство, не вертикальные институты наследственного управления, не ГУЛАГ, не репрессии, не зинданы, не обман близких, не бессовестное использование служебного положения в личном обогащении, не служение иностранным захватчикам, не предательство и исторический обман. В любом случае, как бы не хотели обмануть через историю — всегда будут те, кто пойдет своим правильным путем и будет изучать историю через призму прогресса и наравственности, и будет против регрессивного взгляда на историю.
От жузовости нужно уходить, это искусственное понятие с политической подоплекой, ничего общего с корнями не имеет, кроме как делить казахов в интересах империй. Мы достоверно знаем какие роды во времена Шынгысхана были близкими и соседствующими и это тоже свидетельствует о беспочвенности жузов. Кроме того, нужно признавать все степные роды родственными, т.е. это казахи — например, боржигин, кият, мангыт и др. внутри ногаев и др. степняков. Это одна нация, в одной Казахской Орде мы были изначально
Пишу для читателей. Как видите, идёт борьба смыслов в турбулентном мире. Провокаторы купленные за 30 грош стараются возбудить между людьми и народами недоверие и вражду. А также недоверие к официальным органам, т.е. к государству, заявляя, что государства не было и т.д. Государство — это мы! Это все граждане, т.к. Республика Казахстан обеспечивает и защищает безопасность и согласие каждой семьи. Казахское ханство — это мы, воплощенные в своих собственных предках, которые живут на родной земле сотни тысяч лет. И каждый из нас всех граждан обязан защищать государство, его мощь и восходящее развитие и безопасность в нынешнем неспокойном мире. Стратегически сотрудничать со всеми соседями, не быть никому врагом и продвигать мир и дружбу по планете — такова международная политика Республики Казахстан нынешние 34 года Независимости. Алға, Қазақстаным! Адамзат бақытты болсын! Жаратқанның жақсылығы бәрімізге жарқырасын! Төреғали Қазиев
Уважаемые, не прячьтесь за кличками, будьте собой, поговорим, как люди одного народа или соседи, если есть такие. По очередному выбросу «популара» виден небольшой недостаток и большой плюс: плюс в трудолюбии, а минус в фрагментарности!.. Если это автор, то Марлена Зиманова уважаю и в нескольких книгах приводил из его трудов цитаты. Большущую работу делает М.Зиманов, публикуя многие исторические факты, которые знать надо!.. А в чем недостаток и почему фрагментарность? Фрагментарность — болезнь всей мировой исторической науки. Увы. Посмотрите, до 1917г. одни учебники, после 17-го вторые, с 1991г. третьи, сегодня четвертые. Инфовойны. И так три тысячи лет во всем мире — жгли библиотеки, уничтожали памятники, меняли письменности и с каждым деспотом или религией били в грудь, что «до меня ничего хорошего тут не было». М.Зиманов отлично это показал на примере походов Тимура — что уничтожил почти все города Золотой Орды, а на месте столицы Хорезма посеял ячмень… А задача перед нынешним поколением историков всех стран постСССР стоит — воссоздать историческую картину сотен тысяч лет на территории Внутренней Евразии, т.е. Сердца Мира, где создан Homo Sapiens, праязык человечества, первая цивилизация, Золотой век человечества и прочее. И тысячи источников об этом сохранились. Та же профессор Мэри Бойс пишет, что столица Золотого века в степях восточнее реки Волги. А 15 тысяч лет назад, когда север Европы еще лежал подо льдом толщиной в 3 км, Русь становилась трехрегионной — от Киева пошли русские осваивать освобождавшиеся от льда новые земли — а не какие-то германцы в IX веке счастьем одарили… Главная беда в том, что потерявщее память человечество сегодня до того заигралось в индивидуализм и взаимную вражду, что мир подошел к пропасти ядерной войны. Если три лидера не остановят переход переход через красные линии, то… Так что у кого энергия и время есть, старайтесь представлять общую картину истории. Во Внутренней Евразии, как сказал великий палеолингвист Марио Алинеи — сегодня живут те же народы, что и в каменном веке жили и подарили миру праязык…
Про Алаша нет никаких документальных свидетельств. Это чистая мифология. Это одно и тоже как и король Артур или как Добрыня Никитич. На таком же уровне выдумки.
Торегали Казиев: раз вы не понимаете, что такое цифровая гигена и безопасность, то думаю, вы врядли способны к логике и критическому мышлению, отсюда, думается, врядли вы будете способны говорить и мыслить вне рамок исторических клише и выдуманной официальной истории. А возможно вы все понимаете, но в угоду своим групповым интересам продвигаете только ту версию, которая выгодна вам, т.е. официальную. Однако, следует заметить, что официальная версия казахской истории постоянно расспается и ей приходится отказываться от своих утверждений практически все время. Казахстан не является правопреемником Казахского ханства. Более того, такого ханства не существовало. На территории современного Казахстана в последний исторический промежуток перед захватом этой территории Российской империей существовали Ногайская орда, Коканд, Империя Цин. Восток и Юго Казахстана отошел к Российской империи по Тарбагатайскому договору 1864 года. Юг отошел к Российской империи после окончательного захвата Коканда в 1876 году. Контроль над степью устанавливался по мере строительства фортов.
1730-е годы:
Форт Ново-Казанский — 1734
Ор-Походный (впоследствии Оренбург) — 1735
Пышкино (сейчас Каменка) — 1735
1740-е годы:
Форт-Жаман-Караман (Уральский) — 1743
Форт Бельгеры (Балыкши) — 1743
Форт Уильский (ныне Иргiz) — 1743
Илецкий форт — 1744
1850-е годы:
Форт Петропавловский (на р. Сырдарья) — 1851
Форт Аральский — 1853
Верный (современная Алма-Ата) — 1854
1860-е годы:
Форт Перовский (Бишкек) — 1860
Форт Джизакский (Джизак) — 1860
Копал (ныне Талдыкорган) — 1863
Иргiz (ныне Иргiz) — 1863
Кокпекты (ныне Кокпекти) — 1864
Форт-Жаман-Караман (ныне Жамбыл) — 1864
Талас — 1864
Чимкент (Шымкент) — 1864
Форт Узгент (Ак-Карагай) — 1865
Капал-Карагул (ныне Талдыкорган) — 1867–1869
Сузак (Жаныбек) — 1868–1869
Форт Каменный (Сырдарьинская линия) — 1868
Туркестан — 1868
1870-е годы:
Аулие-Ата (ныне Тараз) — 1869–1871
Форт Назранский (Ферганская долина) — 1876
Чарвакская крепость (Фергана) — 1876
То, что в 1730 году и 1740 году ханы Абулхаир и Абылай хан дали присягу Российской короне не означает присоединения кочевого населения к Российской империи ввиду того, что ханы в степи были временными и выборными, и не имели никакой реальной власти над племенами и родами кочевников. По факту, это они сами присоединились в надежде получить посты и передавать власть по наследству. Это подтверждается тем, что рода присягали или по умолчанию признавали власть Российской империи вплоть до конца 19 века. Причем, в основном, процесс признания происходил в середины 19 века до начала 20 века. И этот процесс был обусловлен как строительством фортов, так и экономическим проникновением в степь российского бизнеса и сети железных дорог, и происходил чрезвычайно неравномерно по территории степи.
Вот, наплели клеветники блевотину про Алаша и раззява им верит! А многие, даже академики, повторяют считающегося персом Рашидаддина, что слово «кыпшак» означает «дупло сгнившего дерева» и записывают в учебники… Взгляните на биографию того «перса» и увидите, что это лукавый олигарх, т.е. богач, который нанял команду писарей, писавших подряд все и как закажет тот денежный мешок, тем более, что кыпшаки были конкурентами для него и государства, в котором тот ложный «рашид» жил. На память не помню какое его настоящее имя, в Интернете найдете, но в конце концов его казнили… Ссылаются также на Абульгази, но тот тоже прошел «персиянскую школу», лет десять скрывался в Персии от своих и нахватался сплетен. Ведь каждый писарь писал, что ему велят и потому много лжи в писаной истории. Поэтому каждый народ изучать историю предков обязан сам. Лучше всех сказал Лев Николаевич Гумилев: «история есть описание собственных предков». Это опыт ушедших поколений и необходимо его правдивое изучение и описание с целью — брать полезное и не повторять ошибок. Не для хвастовства, а для применения опыта прошлого в делах настоящего и выработки стратегии будущего. Ну, что толку, если ленивый ефрейтор станет хвастаться, что его предок был генералиссимусом — так и останется на обочине истории… Самому шурупить надобно мозгами. Успехов в познании!
«Популяр история» — какую гениальную кличку взял себе анонимщик!.. Кто писал «популярную» историю — чужие дяди, как сегодня идет гибридная инфовойна. Пишут на Западе даже — что во вторую мировую одни США воевали против фашистов и победили… Спорить не о чем. С теми, кто не знает и знать не хочет о своих предках и повторяет, что забугорщики наплели.
Никакого Алаша как общего предка казахов никогда не было. Алаш переводится с калмыцкого как убийца. Это выдумки и чушь. Надо признать настоящую историю современных казахов во всем ее разнообразии. Не нужно пытаться натягивать сову на глобус. Не надо стараться выдавать всех современных казахов как наследников Золотой орды. Не надо выдумывать величие в прошлом, при этом находясь в позорном коррупционном бессовестном настоящем. Надо делать великую историю сейчас. А мы лишь придумываем сказки о прошлом и позоримся в настоящем.
Юг, Восток и Юго-Восток Казахстана — это частично (на юге) Кокандское ханство (казахами никогда не были, скорее их называли сартами, т.е. смесь индусов и тюрков и небольшая часть настоящих узбеков, которые были над сартами), другая (юго-восток и восток)- это остаток Джунгарии и Моголистана (присоединена к Российской империи по Тарбагайскому соглашению с Китаем), который Россия отобрала у Китая, который владел землей до 1864 года с середины 18 века (более 100 лет), до того принадлежал более 100 лет Джунгарии (тот же Китай, только на конях, западная часть Джун Го — главный титул (китайский) — контайши, т.е. huang taidzi -крон-принц), тоже казахами никогда не были, а скорее смесь китайцев, монголов, тюрков, киргизов. Север и центр Казахстана был свободным, там были калмыки, но после их геноцида, на свободные земли хлынули безземельные киргизы-узбеки и смешались с остатками калмыков. Запад — это бывшие ногайцы, смешавшиеся с калмыками и туркменами. Джунгария (в том числе калмыки) — это были представители Китая. На Ногайскую орду навалились с востока Китай, с Запада и Севера — Россия. На востоке был геноцид ойратов (при попытке отделиться от Китая), а на западе геноцид ногайцев (при сопротивлении присоединения к России и переселению на восток). В результате разрушения Джунгарии и Ногайской орды осталось много населения в степи и в южных городах, часть была исторически в составе Джунгарии и Китая, часть в составе Ногайской орды и Коканда. Общего наименования не было, так как обычно названия брали по названию государства.
Надо понимать: сегодня еще есть возможность воспитать и сделать своих детей и внуков — авторами своей судьбы. Если сегодняшние отцы и матери это окно возможностей тупо проспят — судьба всех стран постСССР окажется под колесами ревущего поезда XXI века. Война смыслов сметет болтунов в стада безмозглых лодырей, не работающих главным своим органом, который дал им Создатель. Век Интеллекта ленивых не терпит… Ведь алгебру миру дала Средняя Азия, и тангенс и котангенс, нотную систему и главный термин кибернетики назван по имени Хорезми — алгоритмом. Адамзаттың ататілі — қазақ тілі! Аруахи смотрят: проснутся ли у потомков мозги?!?
Пока тут о «жузологии» треплются — соседи с Китаем технологические проекты на 100 миллиардов долларов организуют — прочтите о деловом (!) визите МИД КНР в Узбекистан… С печалью я гляжу на боратов… Делом надобно заниматься — дающим восходящее развитие стране, каждой семье! Ойлан, еңбектен мыйыңмен, өтіп жатқан керуендерінің шаңын жұтпа, ұйқыбай!
Перебранки между собой приводят к общему ослаблению.
Выходцы из Младшего жуза — писатели А. Нурпейсов, Т. Ахтанов и их последователи постоянно делились на «группы». Они не доверяли писателям другого жуза и в любом врага подозревали.
Представители Среднего жуза внесли большой вклад в развитие науки и культуры Казахстана.
Все эти бредовые споры свидетельствуют только об одном: о нулевом уровне понимания того, о чем спорят сплетники. 1.Найдите в Интернете книгу директора Института Степи в Оренбурге академика РАН А.А.Чибилева «Степная Евразия: региональный обзор природного разнообразия». На стр. 26 найдите о «Разнообразии степной топонимики». Прочтите: «…в тюрк. яз. обозначения степи — «дюз» или «тюз». На Кавказе: Дюзсырт, Мугандюзю, Ширвандюзю и т.д.» На казахском — жүз. 2.Запад каз.степи именовался жузом и более 100 тысяч лет назад, а два других стали жузами при потеплении после поздневалдайского ледового максимума, т.е. после 17 тысяч лет назад. Тогда каган Турана Майкы послал Алашу на подсохшие земли Сарыарки и Семиречья для обустройства и стали казахи трехрегионным народом. Источников туча — можете начать их изучать, если, конечно, хватит воли и нейронов отказаться от детского попугайничания. Младший жуз — т.к. по обычаю младший брат при кара шаныраке оставался. Средний брат шел осваивать ближайшие территории — Средний жуз. А старший брат из той же семьи шел еще дальше, потому — Великий жуз. Почему Великий — так освоенная им территория дошла до Китайского моря!. 3.Также после 17 тысяч лет назад при отходе льда и от Киева пошли русские — средний брат освоил ближние территории (беларус). А старший дошел до Тихого океан — стал великороссом. Оставшийся дома младший брат — малоросс. В журнале «Мысль» можете почитать мои статьи на эту тему. Успехов в познании! Торегали Казиев
Каждая душа вкусит смерть… Вы не о том речь ведёте господа, Всевышний не спросит: «Какой ты был национальности?» Но он точно спросит: «На что потратил дарованную тебе жизнь?»!
Иә! Ескі шетел карталарын қарап отырсаң бәрінде Horde (Орда) деп жазылып тұр.
Скорее всего жуз это военный термин, а разделение на три это военная тактика обороны. Названия не по старшинству а по количеству племён в каждом жузе.
Где можно почитать источники ваше писанине?
Кругом бардак и бесконечное самомнение.
Жузы — это вранье. И единого государства тоже не было. На юго-востоке был Коканд, а в степи были две отдельные орды. Так называемая Россиией Средняя осталась от Джунгарии, а так называемая Россией Младшая осталась от Ногайской орды и Калмыкии. А т.н. Средняя орда — это киргизские и узбекские подданные Джунгарии, которые смешались с остатками джунгар. Т.н. Старшего жуза в природе никогда не существовало, это середины 19 века 100 лет был Коканд (северная часть), а до того, до середины 18 века это была территория Джунгарии. Единого государства не было. Была Джунгария, это была взбунтовавшаяся западномонгольская провинция Джун го (Китая). Верховное лицо Джунгарии был huang taidzi (крон принц). Посольство Абылай хана в Санкт Петербурге общалась через русско-монгольского переводчика. Ойраты свои обращения объявляли на ойратском и монгольском языках. Граница между Джунгарией и казахами проходила по реке Сарысу (гора Ултау была пограничной). Казахми, изначально, судя по всему, были племена т.н. Младшего жуза, в середине 19 века их объединили административно с киргизами бывшей Джунгарии и переименовали в киргизов (киргиз-кахахов). В начале 20 века бывших северных кокандцев объединили с киргиз-казахами и для простоты нахвали всех киргизами. В 1925 году всех в массе переименовали в казахов. Литературные источники у новых казахов начинаются толькл с момента развала Джуншарии. У изначальных казахов литература идет со времен Ногайской орды (Кырымнын 40 батырлары, Кыз Жибек и др.) и в нет упоминания ни одного рода или племени из новых казахов. Нацбилдинг современной нации кахахов начался на базе этнических (западных) казахов, киргизов бывшей Джунгарии и северных кокандцев. Наименование степной части было киргиз-казах, а с присоединением северных кокандцев имя изменилось на киргиз, а потом в 1925 году на казах. Затем статус новой нации в течении 20 века рос, с автомной республики до республики, а затем до независимого государства, в котором мы все сейчас живем.
Полная безграмотность…искажение…
когда сравниваешь достижения КазССР и убожество нынешнего казахстана(с маленькой буквы потому, что не за что), то говорят забудьте СССР, мол ваше время ушло. тоже самое скажу вам — проспитесь, время баев, ханов и биев еще раньше закончилось и не вернется никогда(машалла). у каждого поколения свои герои.
Короче орысы во всём виноваты)
В 1917 году грамотных казахов было 10%, к концу 30-х годов стало 64%. Только потомки баев кровопийц могут называть Октябрьскую революцию переворотом.
Да. Алаш-Ординцы всю свою историю были»женщинами с пониженной социальной ответственностью». Что при царе, и после. Даже в этой статье пытаются перевернуть с ног на голову. Ну как, будучи подданными российский империи быть ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ властью? Неужели в Петербурге не видели чем занимается и как живёт»параллельная»власть? И чьи интересы она защищает? И как могло измениться МИРОВОЗЗРЕНИЕ ВСЕГО НАРОДА, если СЕЙЧАС ВСЕ знают о трёх жузах? Автор пытается мягко подтянуть ситуацию под нужную ему позицию-обвинения России во всем. А КТО подавил восстание Иманова?И кто потом стал РУКОВОДИТЕЛЕМ в БОЛЬШЕВИСТСКОЙ власти? Не Алаш-Ординцы?
Проблема всех псевдоисториков что они берут свое видение прошлого и приписывают его жившим 100,200,300 лет назад как истину. Анализ подразумевает учет всех факторов, а не только тех которые нравятся вам.