Как создавать хорошие рабочие места
Поддержать

Как создавать хорошие рабочие места

Государственный бюджет, утверждаемый парламентом, неполноценен и не соответствует международным стандартам учета и отчетности. В него не включены абсолютно все государственные доходы и расходы. Такое мнение высказали аналитики инвестиционного фонда Halyk Finance председатель правления – Мурат Темирханов и старший аналитик Асан Курманбеков.

По их словам, в консолидированный бюджет должны включаться поступления и расходования средств по Нацфонду, а также государственные и квазигосударственные расходы, финансируемые Нацбанком, НУХ «Байтерек», ФНБ «Самрук-Казына», ЕНПФ, ГФСС и другими госфондами.

Эксперты подчеркивают, что экономика Казахстана очень сильно зависит от экспорта природных ресурсов, поэтому одной из ключевых целей экономической политики является снижение зависимости государственного бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках для поддержания долгосрочной фискальной устойчивости.

С этой точки зрения, по оценкам Международного валютного фонда и Всемирного банка, Казахстану очень важно перейти на устойчивый уровень ненефтяного дефицита консолидированного бюджета страны в диапазоне 5-6 % от ВВП.

Для сохранения ресурсов Национального фонда, который задуман как инструмент накопления для будущих поколений и снижения зависимости госбюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках в конце 2016 года указом президентом была утверждена Концепция формирования и использования средств Нацфонда. Она содержит очень важные бюджетные правила, которые позволяют поддержать долгосрочную фискальную устойчивость Казахстана, что, в свою очередь, укрепляет инвестиционную привлекательность страны и повышает доверие к экономической политике властей.

При этом, начиная с 2017 года, уровень ненефтяного дефицита должен быть снижен до 7,0 % к ВВП в 2020 году и до 6,0 % к ВВП в 2025 году. Но в течение 2017-2019 годов эти планы так и не были выполнены. При этом, начиная с 2017 года для финансирования дополнительных госрасходов все больше стал использоваться печатный станок Нацбанка.

Очевидно, это демонстрирует низкую дисциплину исполнения планов и непоследовательность экономической политики. Поэтому, финансовые органы страны не торопятся составлять и утверждать главный финансовый отчет страны (консолидированный бюджет) в соответствии с международными стандартами по статистике госфинансов (методология МВФ), в результате чего  в госбюджете не отражаются квазибюджетные операции Нацбанка, ЕНПФ и квази-государственного сектора.

В частности, в феврале 2017 года правительство сделало громадные корректировки в республиканском бюджете, в результате чего его расходы были увеличены сразу на 31% или на 2,6 трлн тенге. Из этой суммы 2,1 трлн тенге были направлены на оздоровление банковского сектора (Казкоммерцбанк). В свою очередь, такая госпомощь финансовому сектору была на 1,1 трлн профинансирована за счет Нацфонда, а оставшаяся часть – за счет роста государственного долга.

Однако, помимо этого, Нацбанк в феврале 2017 года докапитализировал свой «Фонд проблемных кредитов» (ФПК) на сумму 470 млрд тенге, затем безвозмездно передал его в распоряжение правительства. ФПК затем был использован для оказания помощи Казкоммерцбанку.

Также, в 2017 году в рамках оздоровления финансового сектора Нацбанк оказал поддержку отдельным банкам в сумме 654 млрд тенге на условиях субординированного долга со сроком погашения 15 лет и процентной ставкой 4% годовых. В соответствии с лучшей мировой практикой, эти суммы, профинансированные Нацбанком (1,1 трлн тенге), должны были быть включены в консолидированный госбюджет как государственные затраты и учтены при расчете ненефтяного дефицита. Однако этого не было сделано и не делается до сих пор.    

Ситуация с резким увеличением госрасходов в 2017 году во многом повторяется в 2019 году.

На последнем заседании партии «Нур Отан» в конце февраля были озвучены новые инициативы по повышению благосостояния и качества жизни населения, доступности жилья для граждан с низкими доходами, улучшению образования и здравоохранения, а также по региональному развитию.

Для реализации пакета озвученных мер потребуется 2,350 трлн тенге, которые будут распределены до 2021 года. 1,35 трлн тенге планируется выделить из средств Нацфонда и 1 трлн тенге – из дополнительных доходов госбюджета за счет экономической отдачи ранее затраченных средств и улучшения администрирования таможенных поступлений.

При этом, до того как на последнем заседании партии «Нур Отан» были озвучены социальные и другие инициативы, в 2019 году расходы консолидированного бюджета (по методологии МВФ) уже находились на гораздо более высоком уровне, чем это указано госбюджете, утверждённом парламентом.

Прежде всего, указом президента в начале текущего года было решено выделить из Нацфонда 370 млрд тенге в виде целевого трансферта на создание «Казахстанского инвестиционного фонда развития». На данный момент, вследствие недостатка информации, трудно оценить, зачем нужно было это делать.

Помимо этого, с целью финансирования государственных затрат в 2019 году будет активно запущен печатный станок Нацбанка и частично будут использоваться средства ЕНПФ. Так, для выкупа проблемных кредитов «Цеснабанка» на сумму 604 млрд тенге в начале этого года были использованы деньги Нацбанка.

В рамках создания государственного механизма доступного кредитования отечественных предприятий в 2019 будет выделено 533 млрд тенге из совместных средств Нацбанка и ЕНПФ в рамках общего пакета в 600 млрд тенге.

Также, вместо госбюджета за счет средств госкомпаний и нацхолдингов будут финансироваться различные социальные и инфраструктурные проекты, например, газопровод «Сарыарка», строительство объектов в городе Туркестане, и так далее.

В целом перечисленные выше суммы, не входящие в госбюджет страны и не включающие инициативы, озвученные на заседании партии «Нур Отан», в совокупности равны 1,5 трлн тенге.

Таким образом, даже при благоприятных для госбюджета ценах на нефть ($65-$70 за баррель), для финансирования возросших госрасходов дополнительно задействуется Нацфонд, эмиссия Нацбанка, средства внебюджетных фондов (ЕНПФ и прочее) и квазигосударственных структур. Дополнительное использование Нацфонда в 2019 году приведет к тому, что при неплохих ценах на нефть фонд перестанет расти и даже немного уменьшится (проциклическое использование).  

То есть, несмотря на декларируемый подход, направленный на снижение зависимости бюджета от нефтяных доходов и проведение контрциклической экономической политики, правительству никак не удается прийти к сбалансированному положению госфинансов, а зависимость бюджета от нефти, эмиссии Нацбанка, а также от средств внебюджетных фондов и квазигосударственных структур не ослабевает. Все это приводит к отсутствию понимания у участников рынка направленности фискальной и экономической политики правительства, констатируют эксперты.

Запланированное резкое увеличение государственных затрат может совпасть с изменениями денежно-кредитной политики Нацбанка в связи со сменой его руководства. Существуют большие риски резкого усиления инфляции в ответ на одновременно стимулирующий характер действий как фискальной, так и монетарной политик.

Снижение темпов инфляции в январе и феврале этого года носит искусственный характер за счет административного снижения коммунальных тарифов. Без учета снижения тарифов, месячная инфляция составила бы 0,8% в январе и 0,9% в феврале 2019 года, что выше инфляции в аналогичные месяцы прошлого года (в январе 2018 – 0,6% м/м, в феврале – 0,7%). В целом, пока не ясно, за счет каких средств будут компенсироваться издержки госмонополий из-за административно установленного снижения коммунальных тарифов.

В первую очередь необходимо проведение реформ в фискальной политике, которые не требуют серьезных инвестиций, однако будут иметь немедленное воздействие на эффективность, полноценность, прозрачность и подотчётность государственных финансов, что в целом очень положительно скажется на всей экономике.

Помимо перехода на международные стандарты учета и отёчности госбюджета и прекращения финансирования бюджетных расходов со стороны Нацбанка, ЕНПФ и квазигосударственного сектора, очень важно улучшить бюджетные правила, заложенные в Концепции формирования и использования средств Нацфонда. На сегодня в них не заложено контрциклическое использование средств Нацфонда, что приводит к необоснованному росту госрасходов в период благоприятных цен на нефть, заключили аналитики.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *