Обещание свободы
Горнорудный госхолдинг «Тау-Кен Самрук» очень неэффективен и такое положение вещей скрывается за счет успешного частного бизнеса (Казцинк). Во многом похожая ситуация и в родительском нацхолдинге ФНБ «Самрук-Казына». Когда же начнется реальное разгосударствление экономики Казахстана?
Что представляет собой «Тау-Кен Самрук»
АО «Национальная горнорудная компания «Тау-Кен Самрук» (далее ТС) является дочерним холдингом, входящим в ФНБ «Самрук-Казына». Ключевыми задачами ТС являются — «эффективное управление государственными пакетами акций предприятий горно-металлургической отрасли» и «обеспечение эффективной деятельности по недропользованию в области разведки, разработки, добычи, переработки и реализации твердых полезных ископаемых».
Основным активом ТС является владение долей 29,97% в ТОО «Казцинк», где генеральным инвестором выступает Glencore International. Напомню, что Казцинк — это крупная казахстанская металлургическая компания, производитель цинка, свинца, меди и драгоценных металлов. Для сравнения, на конец 2019 года в «Тау-Кен Самрук» работало чуть меньше 1,5 тысяч человек, а в ТОО «Казцинк» — более 20 тыс.
Сумма инвестиции в Казцинк составляет более 70% от всех активов «Тау-Кен Самрук»! Все остальное у ТС это небольшие компании и перспективные проекты, которые находятся в полном владении государства.
Действующие дочерние предприятия «Тау-Кен Самрук» это государственный завод по аффинажу золота (Тау-Кен Алтын) и завод по производству металлургического кремния (Tau-KenTemir).
Перспективные проекты: АО «ШалкияЦинк» (цинк, свинец), ТОО «Алайгыр» (свинец, серебро), ТОО «Северный Катпар» (вольфрам), ТОО «Масальский ГОК» (железо).
Геологоразведка: Спасская меднорудная зона (медь), Шокпар и Гагаринское (золото), Южно-Мойынтинская площадь (золото).
Без Казцинка у ТС плачевные результаты
Недавно вышла аудированная финансовая отчетность ТС за 2019. Ниже представлена таблица прибыли Тау-Кен Самрук с учетом и без учета доли ТС в прибыли в Казцинка.
В млрд тенге |
2017 |
2018 |
2019 |
Прибыль ТС по аудированной отчётности |
56,6 |
44,1 |
40,2 |
Доля ТС в прибыли Казцинка |
58,0 |
46,6 |
51,6 |
Прибыль (убыток) ТС от остальных компаний |
-1,5 |
-2,6 |
-11,4 |
С момента передачи государственной доли в Казцинке во владение Тау-Кен Самрук в 2013 году, вся прибыль Тау-Кен Самрук полностью зависит от частной компании — ТОО «Казцинк», поскольку остальные государственные компании и проекты, входящие в холдинг ТС приносят убытки.
На сегодня «зарабатывающими» госкомпаниями ТС являются государственный завод по аффинажу золота (Тау-Кен Алтын) и завод по производству металлургического кремния (Tau-Ken Temir). К сожалению, их финансовая отчётность не публикуется, однако исходя из консолидированной отчётности ТС можно заключить, что обе компании нерентабельны и, скорее всего, они убыточны, несмотря на то, что во всем мире в частных компаниях эти виды производства являются хорошо прибыльными.
Госкомпания по производству кремния уже давно проблемный актив, однако удивляет нерентабельность госкомпании по аффинажу золота. Все произведенное золото Тау-Кен Алтын продает Нацбанку. При этом Нацбанк фактически субсидирует эту аффинажную компанию, делая ей значительную беспроцентную предоплату. Так на конец 2019 года такая предоплата за золото составляла 4,6 млрд тенге. Так что же делает госкомпанию по аффинажу золота нерентабельной?
Также можно отметить, что на конец 2017 года у ТС были депозиты в ряде банков. Самый крупный депозит на 10,6 млрд тенге был в Цеснабанке. Когда у банка начались проблемы, в 2018 году правительство решило за счет госкомпаний и печатного станка Нацбанка спасти всех остальных вкладчиков и кредиторов банка.
В результате, депозит ТС в сумме 10,6 млрд тенге был переделан в десятилетнюю облигацию под практически нулевую ставку в 0,1% годовых. На этом ТС признал убыток 8,5 млрд тенге, который был отнесен на снижение капитала компании, поскольку это было решением единственного акционера — правительства.
Помимо этого в 2019 году дополнительно появился убыток на 12,7 млрд тенге по обесценению основных средств и прав на недропользование по ТОО «Масальский ГОК» и ТОО «СП Алайгыр». Трудно сказать из-за чего это произошло. Скорее всего из-за непрерывного перенесения сроков по привлечению инвестиций в эти проекты.
«Тау-Кен Самрук» не выполняет свои инвестиционные планы уже много лет
Наиболее известной госкомпанией в группе ТС является АО «ШалкияЦинк». Давайте посмотрим как выполнялись инвестиционные планы «Тау-Кен Самрук» по этой компании.
Летом 2014 года ФНБ «Самрук-Казына» купил 100% акций АО «ШалкияЦинк ЛТД» у Кенеса Ракишева и передал их в капитал АО «Тау-Кен Самрук» на сумму в 32 млрд тенге.
В том году в официальном сообщении «Тау-Кен Самрук» по этой сделке говорилось следующее.
«Приобретение АО «ФНБ «Самрук-Казына» акций АО «ШалкияЦинк ЛТД» и передача АО «Тау-Кен Самрук» направлены на развитие горно-металлургической отрасли за счет ввода в эксплуатацию свинцово-цинкового месторождения. Благодаря этому проекту АО «Тау-Кен Самрук» расширит свою сырьевую базу и сможет стать одной из ведущих горнодобывающих компаний на территории Казахстана, Центральной Азии и России».
Реализация этого проекта была включена в государственный Комплексный план по развитию горно-металлургической промышленности РК на 2014-2018 годы. В годовом отчете руководства Тау-Кен Самрук за 2015 год были указаны четкие сроки реализации проекта по ШалкияЦинк. Планировалось, что уже в 2018 году начнётся промышленная разработка месторождения полиметаллических руд Шалкия в Кызылординской области; завершится строительство обогатительной фабрики; и осуществится ввод в эксплуатацию ГОКа по этому проекту. По факту, уже почти средина 2020 года, а реализация проекта ШалкияЦинк находится на самом начальном этапе.
Также, согласно отчётности ТС за 2019 год, АО «ШалкияЦинк» в 2018 году заключило кредитный договор с ЕБРР на сумму до 295 млн долларов США, под безотзывную гарантию ФНБ «Самрук-Казына». Здесь можно отметить, что сумма кредита довольно небольшая, чтобы стать «одной из ведущих горнодобывающих компаний на территории Казахстана, Центральной Азии и России», как говорилось в 2014 году.
Поскольку проект еще на начальном этапе, деньги по данному кредитному договору еще не поступали в ТОО «ШалкияЦинк». Однако комиссия за резервирование займа ЕБРР на конец 2019 года уже составила 2,9 млрд. То есть задержка этого проекта после подписания кредитного договора уже приносит значительные убытки. Помимо этого у данного проекта есть ежегодные операционные расходы.
В той же отёчности за 2019 год говорится, что 2 октября 2018 года ТС подписала договор «под ключ» на поставку оборудования, проектирование и строительство обогатительной фабрики на свинцово-цинковом месторождении «Шалкия» с Engineering Dobersek GmbH на общую сумму 317 млн долларов США.
Далее в отчете отмечается, что в апреле 2019 года (через 6 месяцев) было принято решение о расторжении договора с компанией Engineering Dobersek Gmbh в связи с невыполнением всех договорных условий. То есть, в 2019 году даже не началось проектирование обогатительной фабрики ШалкияЦинк, и выбор нового подрядчика «под ключ» может занять еще долгое время. При этом миллиардные вознаграждения за резервирование займа продолжают начисляться и кто-то получает зарплату за управление проектом.
Таким образом, при реализации проекта Шалкия Цинк как минимум 5 лет были потрачены впустую и задержка проекта приносит многомиллиардные убытки государству — как прямые убытки, так и недополученные налоги от работающей компании.
В целом, если сравнить планы «Тау-Кен Самрук», указанные в годовом отчете холдинга за 2015 год с аналогичным отчётом за 2018 год, то можно увидеть, что ситуация с другими перспективными проектами ТС ненамного лучше, а в некоторых случаях еще хуже, чем в ШалкияЦинк. При этом, расходы головного офиса и другие расходы холдинга ТС довольно значительные и они растут каждый год.
Неэффективность госхолдингов скрывается за счет проектов с частным бизнесом
Головной офис холдинга Тау-Кен Самрук финансирует свои растущие расходы только за счет дивидендов, поступающих от Казцинка. При этом большую часть дивидендов, полученных от Казцинка, ТС переправляет в ФНБ «Самрук-Казына», где они также тратятся аналогичным образом.
Можно отметить, что у Казцинка, по всей видимости, в последние два года имелся избыток денежных средств, поскольку в 2018 и 2019 годах эта компания выплатила дивидендов в сумме существенно большей чем чистая прибыль, заработанная за прошлый год.
В млрд тенге |
2017 |
2018 |
2019 |
Дивиденды, полученные ТС от Казцинк |
39,3 |
67,3 |
73,7 |
Использование дивидендов Казцинка в ТС |
|
||
Дивиденды, выплаченные из ТС в ФНБ «Самрук-Казына» |
5,6 |
56,4 |
63,6 |
Дивиденды Казцинка, оставшиеся в распоряжении ТС |
33,7 |
10,9 |
10,1 |
Для информации |
|
||
Дивиденды, выплаченные из ФНБ СК в госбюджет |
11,9 |
12,7 |
0,0* |
* Информация за 9 месяцев 2019
Таким образом, имея большие убытки от государственных компаний и перспективных проектов, «Тау-Кен Самрук» скрывает свою глубокую нерентабельность и убыточность за счет своей доли в прибыли частной компании – Казцинк. Также, чтобы оплачивать содержание своего головного офиса с растущими расходами, ТС использует дивиденды, получаемые из Казцинка. При этом, ТС ни имеет никакого права на прибыли и дивиденды от Казцинка, поскольку этот актив был передан ему государством бесплатно и данный госхолдинг не влияет на эффективность деятельности этой частной компании.
В свою очередь, большая часть дивидендов Казцинка перенаправляется из «Тау-Кен Самрук» в ФНБ «Самрук-Казына». При этом сам фонд практически не платит дивидендов государству. Дивиденды, поступающие в ФНБ идут на поддержание очень дорогой деятельности центрального офиса Фонда, а также на финансирование различных проектов, эффективность которых вызывает большие сомнения.
Необходима срочная реорганизация государственных холдингов
Повторю то, что уже писал по поводу ФНБ «Самрук-Казына». Совместные и ассоциированные компании, где государство не имеет контрольной доли владения, (например, нефтегазовые мегапроекты Казахстана — Тенгиз, Кашаган, Карачаганак или тот же самый Казцинк) нужно однозначно вывести из группы компаний ФНБ «Самрук-Казына» и предать их в отдельное компактное правительственное агентство, поскольку за эффективностью и конкурентоспособностью таких компаний следят сами частные акционеры.
Также важно, чтобы дивиденды от таких частных компаний передавались напрямую в Нацфонд. Уже из Нацфонда эти деньги могут быть переданы правительству в рамках ежегодного утверждения парламентом трансфертов из Нацфонда в госбюджет. Это создаст прозрачность и подотчётность большого объема дивидендов поступающих от совместных и ассоциированных компаний (особенно от нефтяных мегапроектов), где государство не имеет контрольную долю владения.
Такая очень важная реформа позволит решить проблемы, когда громадные дивиденды, поступающие в государственные холдинги от эффективных частных компаний, скрывают их нерентабельность, используются ими крайне неэффективно, а самое главное — крайне непрозрачно, что чревато большими коррупционными рисками.
Необходимо разгосударствление в горно-металлургической отрасли
Анализ отчетности «Тау-Кен Самрук» показывает, что государственные компании и государственные перспективные проекты в горно-металлургической отрасли очень неэффективны. При этом в Казахстане данная отрасль является очень конкурентной и в ней успешно действуют как иностранные, так и местные крупные игроки горнорудной отрасли. Это Казахмыс, KAZ Minerals, ArcelorMittal, ERG, Казцинк, Polymetal и так далее.
Эти частные компании, работающие в горно-металлургической отрасли, в отличии от госкомпаний являются эффективными. Они исправно платят налоги, делают значительный вклад в рост ВВП, и усиливают конкурентоспособность экономики Казахстана. При этом государство имеет достаточные рычаги, чтобы защитить свои интересы если частные компании недобросовестно используют свои права на недропользование.
Несмотря на то, что «Тау-Кен Самрук» утверждает, что он «является равноправным партнёром для всех компаний, работающих в горнорудной отрасли, и не намерен создавать доминирующее положение на рынке», на практике все оказывается по другому. Например, в Кодексе «О недрах и недропользовании», утвержденному в декабре 2017 года, данной госкомпании дали приоритетное право на доступ к недропользованию на два года. И это не единственный пример приоритетных прав этой госкомпании.
Такое положение вещей в этом государственном холдинге приводит в выводу, что необходимо полностью на 100% приватизировать «Тау-Кен Самрук» на уровне отдельных компаний, имеющих права на недропользование. Частные инвесторы не будут терпеть убытки в таких проектах и уже давно запустили бы добычу и производство на пользу всем нам.
Также, с точки зрения разгосударствления всей горно-металлургической отрасли очень важно не допустить госмонополию в геологоразведке. Здесь аналогично можно сказать, что государственные организации неэффективны в части восполнения минерально-сырьевой базы. За период независимости Казахстана не было открыто ни одно крупное месторождение, несмотря на значительные бюджетные средства, затраченные на государственное геологическое изучение недр.
Согласно мировой статистике, лишь 5% всех месторождений в мире открыты государственными компаниями, остальное – это доля частного бизнеса. При чем 65% месторождений в мире были открыты юниорскими компаниями. В этой связи создание необходимых условий для развития частной геологоразведки и развития конкурентной среды в этой сфере деятельности является очень важной задачей.
Мурат Темирханов, FCCA
Финансист/экономист
Комментариев пока нет