В столице появится 11 новых школ и детсадов
На АО «Казахфильм» имени Шакена Айманова вчера был представлен новый руководитель национальной киностудии – кинопродюсер Арман Асенов. Пока — исполняющий обязанности президента.
Заброшенный «огород»
Его предшественник Бахыт Каирбеков, как мы знаем из социальных сетей, ушел в конце прошлой недели на заслуженный отдых. Большая часть его команды (заместители и ряд руководителей разных департаментов — всего девять человек), по слухам, тоже еще на прошлой неделе написала заявления по собственному желанию. По крайней мере, когда вице-министр культуры и спорта Нургиса Дауешов представлял нового руководителя, никого из представителей топ-менеджмента «Казахфильма» не было.
В каком состоянии Арман Асенов принял национальную киностудию? Чисто визуально – не в лучшем. От былого великолепия – разгуливающих по ухоженной территории фазанов и павлинов, экзотических деревьев, роскошных цветников, фонтанов — почти не осталось следов: все засохло или не функционирует. В общем, если раньше территория киностудии напоминала заповедник, то теперь – заброшенный огород. Однако народу в зале, где представляли Армана Асенова, собралось много. Бахыта Каирбекова, как вспоминают старожилы, просто привели и представили десятку человек в декабре 2014 года. Причем в полноценном качестве – не и.о., а сразу, как и его предшественников, – президентом АО «Казахфильм».
Кинематографическое сообщество к вновь назначенному руководителю отнеслось с настороженностью и робкой надеждой.
— Продюсер есть отец и мать кино, — утверждает президент ассоциации анимационного кино Гали Мырзашев. — Я очень надеюсь, что продюсер Асенов, за плечами которого много успешных проектов, если не возродит, то хотя бы создаст благоприятную психологическую атмосферу в киносообществе, ну и оживит ее. А то ведь предыдущие пять лет прошли на «Казахфильме» в загадочной тишине — ни собраний, ни худсоветов.
— Я пришел сюда в 1969 году после окончания ВГИК, — говорит режиссер Сатыбалды Нарымбетов. — За эти полвека сменилось около 15 директоров (сейчас – президентов) киностудии. Среди них были разные люди, даже такие, кто к кино не имел никакого отношения. Остался в памяти Камал Смаилов. Про нас, старшее поколение казахстанских кинематографистов, можно сказать, что мы все вышли из «шинели Камала». Журналист по образованию, этот человек очень любил кино. После него такого внимания к людям творческим я больше ни у кого из руководителей не наблюдал. Про поэта и режиссера-документалиста Бахыта Каирбекова могу сказать, что он пришел красиво и ушел тоже с честью. По крайней мере, если и не помогал, то и не мешал никому. С самого начала своего руководства киностудией предупредил нас, что хозяйственными проблемами заниматься не будет, ему интересно лишь творчество. То, что ему на смену пришел Арман Асенов, — радует. Этот парень хорошо знает кинопроизводство. Свои деловые качества он доказал тем, что сумел вытащить такие крупные исторические фильмы как «Казахское ханство», «Путь лидера», «Аманат»…. Словом, потенциал у него большой.
Переход на самоокупаемость
После принятия в начале этого года закона «О кино» функции по финансированию кино переданы государственному Центру поддержки национального кино. Раньше деньги на кинопроизводство, напомним, поступали непосредственно в киностудию. Прекращение госдотации предполагает, что «Казахфильм» в последующем должен стать самоокупаемым предприятием. Председатель Центра поддержки кино Гульнара Сарсенова сказала, что это «не утопия, это новая практика всех крупных киностудии мира».
— Нам нужно помочь нашей киностудии стать мощной технической производственной базой, расположенной на территории Казахстана и Центральной Азии, — говорит она. — У каждого крупного предприятия есть периоды ростов, взлетов и падений. Думаю, у «Казахфильма» начинается вторая молодость. Сейчас я работаю над тем, чтобы в Алматы, где находится 95% кинодеятелей и все производственные базы, появился филиал Центра по поддержке кино. Это поможет объединить кинодеятелей и возродить былую славу казахстанского кино. По результатам питчинга – конкурса, проведенного Центром, 15 кинопроектов будут профинансированы в самое ближайшее время.
Неразрезанная «пуповина»
— Смена руководства на «Казахфильме» — давным-давно назревшее событие, — считает режиссер знаменитой «Иглы» Рашид Нугманов. — Последние годы мы наблюдали угасание национальной киностудии. Печально, пусто и мертво как в фильме ужасов. Решения за нас, кинематографистов, принимались где-то там, наверху. Саму киностудию много раз хотели приватизировать, перенести в Талгар, в Нур-Султан…
Принятие закона «О кино» — один из примеров таких кулуарных решений. Разговоры о нем шли, начиная с конца прошлого века. В 2015 году мы, казахстанские кинематографисты, инициировали круглые столы, где участвовали и наши, и зарубежные эксперты. Все прозвучавшие рекомендации были доставлены в Министерство культуры и спорта, и оно, проявив, наконец, политическую волю запустило проект закона в работу. Но тот вариант, который был утвержден, равно, как и появившийся в его рамках Центр по поддержке национального кино, связаны пуповиной с прежним руководством Министерства, а оно подстраивало их (и закон, и Центр) под персоналии, то есть под себя. Теперь, когда меняется кадровый состав и в министерстве, и здесь, на «Казахфильме», это требует правильных структурных преобразовании в виде дополнении и подзаконных актов к закону «О кино».
В принципе разделение финансирования и производства фильмов – этот разумная вещь. Это ведь не означает, что «Казахфильм» не может запускать свои проекты через Центр поддержки национального кино. Пожалуйста – киностудия может создать свой продюсерский отдел, собирать команды и подавать туда проекты на финансирование. Если в перспективе у подотчетного сейчас Министерству Центра появится независимость в принятии профессиональных решении, это будет большой плюс. Мы должны помочь его руководству продвигать эту идею.
— Кино – это не просто идеология, кино — это прибыльно, — утверждает член правления Союза кинематографистов Анар Кашаганова. — Ведь чем был кинематограф для СССР? Извините за сравнение, но это была вторая после продажи водки статья доходов огромнейшего государства. Поэтому государство должно поставить национальную киностудию на хорошие экономические рельсы. Хотя, я, как человек, давно работающий в кино, должна сказать, оно нас в общем-то никогда и не бросало. Что касается Центра поддержки кино, то он должен стать самостоятельной структурой. При всем уважении к Министерству культуры и спорта, мы считаем, что кинематограф нужно выделить в отдельную отрасль, подчиняющуюся непосредственно правительству. А что касается перемен на «Казахфильме», то мы ждали их. Новые условия требуют новых лидеров. Сейчас им является Ермек Турсунов. Трезвый и разумный человек, он поставил задачу – возродить и, главное, объединить наше киносообщество. Думаю, если возглавляемый им Союз кинематографистов Казахстана будут работать в тандеме с руководством национальной киностудии, то, может, возрождение казахского кино после долгой спячки станет реальностью. Если, конечно, Некто не сделает попытки рассорить представителей разных киносообществ.
Комментариев пока нет