Михаил Саакашвили: «Каждое рабочее место в государстве убивает минимум 2-3 рабочих места в частном секторе
Украина сегодня – это Казахстан через пять лет. Очень часто, чтобы понять происходящее у себя, нужно посмотреть на нее через призму другой, очень похожей на нее страны. В Украине, также, как и в Казахстане, есть вся таблица Менделеева, такая же системная коррупция и очень много государства в экономике. Сегодня в Украине президентом избран человек «с улицы», а реформы разрабатывает бывший президент Грузии. Но каждый из них столкнулся с сопротивлением госаппарата и разочарованием общества, ожидавшего быстрых побед. Токаева также, как и Зеленского, многие упрекают за «мягкотелость и нерешительность». Также, как и Токаев, Зеленский в отчаянии вытряхнул из шкафа уже забытый Национальный совет по реформам, но, в отличие от казахстанского коллеги, поставил его главой одного из самых известных постсоветских реформаторов Михаиила Саакашвили. В отличие от казахстанского НСОД, «мягкотелый» Зеленский поставил перед главой исполкома очень четкие задачи: разработать пакет реформ в налоговой, таможенной, инвестиционной и судебной сферах. О отличие от НСОД, куда вошли персоны, пусть и известные в определенных кругах, но лишенные влияния, в украинский аналог входят президент Украины, премьер-министр, председатель парламента, лидеры всех фракций, глава Нацбанка, все министры, а также руководители нескольких крупных бизнес-объединений.
На встрече с Михаилом Саакашвили стало ясно, что «украинский политик грузинского происхождения» с его командой, большинство из которой составляют соавторы «грузинского чуда», подготовили реформы настолько же впечатляющие, насколько малоосуществимые именно из-за своей революционности. Тем не менее, все понимают, что было бы логичным, чтобы именно Михо взял на себя ответственность за реализацию этих реформ, а, следовательно, несмотря на скепсис, шансы на то, что Саакашвили станет премьером Украины, достаточно высоки. По крайней мере, Михаил полон оптимизма. Вообще, осень для него будет жаркой – в Грузии идет активная предвыборная гонка, в которой участвует его партия «Единое национальное движение». Несмотря на относительно скромные рейтинги его партии, Михо не сомневается в ее победе, также как и в успехе своих реформ в Украине, о чем он заявил в интервью exclusive.kz.
Возможно, оптимизм популярного экс-президента – это не иллюзии тонущего политика, как его называет исходящая желчью российская пропаганда. Факты – вещь упрямая: Саакашвили неизменно входит в пятерку самых популярных украинских политиков, и особенно в Киеве, где живет наиболее политизированная часть общества, и в Одессе, где он был достаточно долго губернатором. Недоверчивые одесситы оценили Саакашвили за то, что ему удалось построить 340 км. дороги, которая соединили Европу с Одессой, создать самые быстрые ЦОНы в Украине, реформировать полицию. В период его губернаторства одесская таможня была полностью свободной от коррупции, в силу чего Саакашвили нажил много врагов, одним из которых, собственно, в свое время стал теперь уже экс-президент Порошенко, сам же его туда и назначивший. Михо простодушно признался в интервью нашему изданию, что экс-президента оскорбил прекратившийся еженедельный поток «откатов» в 30-40 тысяч долларов от одесской таможни. Из-за этого они, собственно, и поссорились.
Впрочем, даже пост премьера в Украине ничего не значит. «Здесь ты можешь быть премьером, но тебе никто не даст никаких рычагов. В парламенте тоже нет консенсуса. Поэтому велик шанс быть свадебным генералом. Мне Порошенко трижды предлагал быть премьером. Каждый раз я спрашивал – я могу подбирать министров? Он отвечал: «нет – мы скажем, с кем ты будешь работать, и ты будешь должен согласиться». Премьер – это не функция, функция – это что-то менять. Европейская модель политики меня вообще не интересует, когда ты не можешь ничего поменять, ты просто сидишь в кабинете, строишь коалиции, голосуешь, но ничего не можешь поменять. Я привык работать там, где все быстро, буквально на глазах все меняется», — признался Михаил на встрече с казахстанской делегацией.
После того, как Саакашвили возглавил Нацсовет по реформам, он получил новое дыхание. Задача Михаила дать органу, который включает все высшее руководство страны, готовые решения, за которые должен будет проголосовать парламент, вернувшийся из каникул.
Что же предлагает команда Саакашвили? Не просто реформы, а принципиально новую философию госуправления. По сути, это адаптированная к Украине модель грузинских реформ, основанных на радикальном снижении участия государства в экономике за счет цифровизации.
Украинские чиновники чипированы
«По большому счету украинского государства нет. Есть орава чиновников, которые действуют от имени государства. Вот ты разговариваешь с человеком – две руки, две ноги, голова на плечах, разговаривает нормально. А потом присматриваешься, а за ухом чип – этот говорит от одного олигарха, другой – от другой группы. Человек родился с чипом, а разговаривает с тобой от имени государства. Поэтому государство должно быть в очень маленькой системе и никуда за ее пределы не выходить. Все остальное делает частная инициатива. Украина живет вопреки государству, а не благодаря ему. Люди здесь фантастически предприимчивые, фантастически умеют выкручиваться. Иначе объяснения нет, почему люди еще живут на этой земле. Здесь все делается для того, чтобы мешать тебе жить», — говорит Михаил.
Его команда предлагает видит решение в том, чтобы максимально снизить роль человеческого фактора. Одесская таможня всегда была вещью в себе, пропуская через себя грузы на сотни миллионов долларов в день. Когда Порошенко поручил Саакашвили навести там порядок, он был уверен, что это замкнутая система, которая выплюнет из себя любой чужеродный элемент, поскольку одесская таможня и коррупция – это явления одного порядка. И никому и в голову не приходило воспринимать это как трагедию. Тут уместно вспомнить казахстанскую таможню, в которой одна команда дружно меняет другую в местах не столь отдаленных, сильно повышая цены на неформальные услуги правоохранительной системы.
В Одесской таможне в период губернаторства Саакашвили коррупция сошла на нет по простой, на первый взгляд, причине: все решения были автоматизированы. Система сама принимала решение: досматривать или нет, пропускать или нет. Налоговая система в Украине очень не эффективна. Как и в Казахстане – слабо налоговое администрирование. Поэтому налоговики нацелены на то, чтобы изначально брать деньги от бизнеса как можно больше и быстрее, на входе, потому что потом на территории страны — это администрировать очень трудно. В свое время в Грузии все сделали наоборот – им было не интересно, сколько бизнес платит на таможне, сумма НДС зависела от того, насколько этот товар был реально утилизирован в экономике. Другими словами, НДС уплачивался только после того, как эта продукция либо была продана, либо введена в эксплуатацию. Практически это был кредит от государства на сумму НДС, который позволял бизнесу развиваться. Правда, новая власть отменила эти правила, хотя именно такие меры весьма стимулировали экономический рост Грузии. «Мы понимали, что у нас нет ни нефти, ни газа, никаких дополнительных ресурсов. Наш единственный ресурс – это активность людей и помощь им какими-то экономическими инструментами. Мы все время искали возможность дать бизнесу создать дополнительную стоимость. И в налоговой сфере, и в таможенной сфере, и в сфере услуг». Принцип «одной чашечки кофе», когда растаможка груза занимала считанные минуты, вскоре был внедрен в ряде европейских стран. «Самый важный ресурс человека – это время. И он не должен терять его на сервис от государства. Это философия: государство – это слуга народа. Оно должно помогать бизнесу создавать больше дополнительной стоимости, больше людей нанимать на работу. Это философия, которую мы реализовали в Грузии и хотим привнести в Украину».
В 2000-е налоги в Грузии были сокращены на 60%. Тогда алармисты предупреждали – если сократите налоги, нечем будет платить пенсии. Даже МВФ сдержанно предупредили, что экономика страны «вылетит в трубу». Но за счет правильного администрирования в первый же год налоговые поступления выросли почти в четыре раза. И тогда МФВ «поддержал молодых реформаторов». Победителей все любят. Ответ в том, что была создана налоговая культура, при которой налоги платились лучше, лучше, чем во Франции или Швейцарии. Но при этом, было создано несколько ступеней обжалования решения фискалов: сначала в самом налоговом департаменте, потом в министерстве госдоходов, и наконец, в суде. Пока решение вступило в законную силу, счета предпринимателя были неприкосновенны. Иногда дебаты с государством шли больше года.
Также, как и в Казахстане, антикоррупционные законы очень часто заходят в парламент в последнюю секунду. Как и у нас, когда подается законопроект, в описании мы видим одно – повышение прозрачности и наполнение бюджета и пр., но в тексте – кардинально другое. Группа юристов из команды Саакашвили предлагает внедрить программу паспортизации каждого закона на предмет содержания коррупционных рисков. Например, создается орган, но при этом не предусматривается его финансирование. Например, кто-то внес закон о риелторах, в соответствии с которым их нужно регулировать, экзаменовать, лицензировать. «Главный принцип – государство не должно лезть туда, что и так работает. Не нужно придумывать, куда же еще залезть чтобы своими грязными руками регулировать, создавать место для торговли лицензиями. Зачем? Заходишь и онлайн покупаешь лицензию».
Что должно входить в сферу госрегулирования? По мнению либерала, только то, что связано с безопасностью человека: внешняя политика, оборона, правоохранительная система, чрезвычайные ситуации. В остальных сферах просто достаточно установить четкие правила игры для частных акторов.
Напомним, что в Грузии были упразднены 91% лицензий и разрешений. Министр экономики Каха Бендукидзе вызывал все ведомства, и они должны были доказать свою необходимость. Удалось это единицам.
«Глава Госстандарта жил в квартире надо мной, — вспоминает Саакашвили. — Все мое детство этот тип сидел во дворе и играл в нарды, пил вино. Каждый месяц у него была новая машина и каждый месяц ему приносили 30-40 тысяч долларов, потому что без его подписей никуда ничего не двигалось. Поэтому огромное количество этих людей изображают активность. Например, чтобы в Украине открыть 3-звездную гостиницу, по госстандартам в каждой такой гостинице должна быть парикмахерская с тремя посадочными местами. Но это еще куда ни шло. Еще в каждом номере должна быть радиоточка. Молодежь, наверное, даже уже не понимает, что это такое, но иначе проверяющий может закрыть гостиницу. И сколько такого абсурда везде! Поэтому, если вы не докажете за три месяца, что вы нужны, вы упраздняетесь. Без такого чистилища ничего хорошего в экономике не будет. Мы сократили количество госслужащих на 60-70%. Например, в системе сельского хозяйства, в которой работало 7500 человек через год работало 749 человек. В министерстве экономики из 15 тысяч осталось 200 человек. Мы считаем, что каждое рабочее место в государстве убивает минимум 2-3 рабочих места в частном секторе. Менталитет бюрократии – это мешать».
В качестве примера он привел сотни госпредприятий Украины, которые перманентно генерируют убытки. Эти заводы постоянно жалуются на плохую рыночную конъюнктуру, на налоги, и всегда требуют субсидий, точно также, как и наш квазигоссектор. До приватизации таким же предприятием была «Криворожсталь». В итоге его новый владелец Лакшми Миттал постоянно расширяет производство, постоянно платит все налоги, ни на что не жалуется, внедряет самые передовые технологии. «Вот и вся разница между частником и государством».
Саакашвили убежден, что приватизация должна быть стремительным процессом – надо быстро избавляться от всего, неважно за сколько, главное – эффективному собственнику. В качестве примера он привел пример продажи гостиницы «Днепр». На аукцион подали заявки 29 игроков, крупнейшие олигархи Украины. При начальной цене была 80 млн. гривен она была продано за 1,1 млрд гривен…геймерам. «За каждым государственным предприятием стоит человек, который зарабатывает деньги, а государство ничего не заработает. Их имена и фамилии знают все. Продавать это трудно». Поэтому одним из первых в Раду был направлен закон о приватизации.
Среди своих неудач он назвал реформу судебной системы: «У нас в судах была нулевая коррупция, но они не были независимыми. Мы не успели создать традицию независимых судов. В первый же год моего президентства мы поймали с поличным 38 судей из 350, и они были посажены. Но контроль продлился слишком долго, а это было неправильно. И от этого я пострадал лично. Но я надеюсь — поменяется власть и эти приговоры будут отменены. И мы сделаем систему, которая не будет позволять это делать никакой власти». Он считает, что нужно было приглашать иностранных судей, но не только в МФЦА, как в Казахстане, а во все суда общей юрисдикции. К слову, в Одесском порту его команда пыталась вводить английское право в пилотном режиме.
Украинское государство, как и наше, чудовищно прожорливо и неэффективно. В пакете законопроектов Саакашвили есть и весьма неоднозначные предложения, которые, скорее всего, вызовут недовольство. В частности, его команда собирается продвинуть идею приватизации культурного наследия. В Украине есть сотни замков, особняков, старинных усадеб, которые находятся в госсобственности и постепенно приходят в упадок. Объекты, которые находятся в хорошем состоянии, их единицы и они известны. Идея реформаторов максимально проста –передать их в частные руки, при условии, что они приведут их в порядок.
В Украине государственные расходы составляют 49% ВВП, а это более 3 тысяч крупных госпредприятий. Буквально накануне нашей встречи правительство приняло решение, что будут проданы только 632 предприятия. И это было ожидаемо. Риторика оппонентов знакома до боли — это предприятия, имеющие стратегическое значение для страны, а после приватизации они все будут разворованы, десятки тысяч людей останется без работы. Но факт в том, что доход от них получает не государство, а люди, которые управляют ими.
Еще одна инициатива, которая вызовет бурную реакцию прежде всего – России – это так называемый «Закон о непризнании». Он коснется тех, кто открыто защищает интересы России либо для политического капитала, либо потому, что работают на Россию. Их защищает свобода слова либо наличие мандата. Но отныне человек, который посещает Россию или оккупированные территории, ведет переговоры с русскими чиновниками, а также, что очень важно, отрицает геноцид еврейского народа во второй мировой войне, отрицает голодомор украинского народа, депортацию крымских татар как геноцид, теперь это высокопоставленное лицо будет наказано либо большим штрафом, либо тюремным сроком. «Это будет целый пакет законодательных изменений. Мы считаем это справедливым, это соответствует политике президента и в целом интересам украинского народа. Мы советовались с экспертами из Совета Европы по правам человека – и они одобрили такую меру».
Саакашвили не боится потерять поддержку украинских элит также, как это произошло в Грузии. «Почти все мои министры были люди из простонародья. Мой принцип – ни один одноклассник или родственник не должен быть даже рядом с властью. Все люди, которые со мной работали, не имели со мной ничего общего. Из-за этого нас очень не любили, потому что им некуда было звонить и не за что брать. Просто мои ребята были более настырные, более крутые и более образованные. Мы сократили госаппарат в Тбилиси на 100 тысяч человек. Это 100 тысяч людей, живших в центре городе в хороших квартирах, ездивших на хороших машинах, имевших сбережения, имевших влияние. Именно они выходили на митинги, называли меня кровавым диктатором. Хотя у них просто отняли возможность воровать. И запад тоже им вторил… Именно поэтому мы хотели развивать элиты в других городах, потому что не может быть элиты только в одном районе одного города. Я уверен, что в Алмате тоже так. Дело в том, что Россия управляла Грузией через колониальную элиту. В результате мы получили интеллигенцию, которой лишь бы ничего не делать, а просто почивать на лаврах их происхождения…»
P/S: Казахстанский общественный деятель Маргулан Сейсембаев написал на своей странице в социальных сетях о том, что он вошел в офис Михаила Саакашвили и намерен ему помогать. Это сообщение только подогрело воспаленное воображение местных «аналитиков», продуцировавших версии одну абсурдней другой. Но иногда партнерство – это просто партнерство. Процессы, идущие на постсоветском пространстве, слишком похожи – фактический развал СССР только начался. Сопротивляться ему – все равно, что плыть против течения. Поэтому, всегда выигрывали те, кто следовал принципу: «Если не можешь противостоять изменениям, просто возглавь их». И это то, что мог бы сделать Казахстан.
О том, почему украинцы так похожи на казахов в своей любви к свободе и чем она отличается от анархии, читайте в следующем материале.
Карлыгаш Еженова, Киев-Алматы
Комментариев пока нет