Операция «Жусан»: трудности реабилитации детей и женщин-репатрианток
Поддержать

Операция «Жусан»: трудности реабилитации детей и женщин-репатрианток

Exclusive.kz начинает цикл публикаций о репатриантах из Сирии. Возвращение казахстанских граждан из зон террористической активности так называемого «Исламского государства» в ходе операции «Жусан» было уникальной акцией правительства Казахстана, продемонстрировавшей ответственность государства за всех своих граждан, включая тех, кто c 2013 по 2016 год добровольно выехал в зоны террористической активности (ЗТА). Напомним, что подавляющее большинство репатриантов – это дети, которые были вывезены родителями или родились уже в Сирии.

«Особую обеспокоенность вызывает то, что дети, оказавшиеся на территории, захваченной ИГ, были в фокусе влияния этой террористической организации, — считает доктор философских наук Юлия Шаповалова, — В докладе «Дети Исламского государства» (аналитического центра по противодействию экстремизму Куилиэм и центра Детских инициатив) прямо констатируется, что на современном этапе истории, несмотря на огромные достижения в международном законе, технологиях и человеческих правах, мы не можем защитить самое беззащитное население в мире – детей. Ситуация с детьми в «Исламском государстве» особенно остро высветила эту проблему. Дети составляют треть населения мира, и, если мы не сможем их защищать, обеспечивать их права, будет упущен огромный потенциал для будущего развития всего мирового сообщества. Защита детей – это зона коллективной ответственности всех стран мира».

Религиовед напомнила, что по инициативе руководства нашей страны была проведена операция «Русафа», которая была нацелена на возвращение детей из иракских тюрем, где они оказались со своими матерями.

«Здесь хочется привести слова Нельсона Манделлы: «Не может быть более острого отражения общества, чем через изучение того, как оно относится к своим детям». Важной задачей является не только возвращение, но реабилитация и реинтеграция возвращенных женщин и детей в общество», — отмечает она.

Нужна региональная сеть экспертов Центральной Азии

В среде экспертов и практиков в последние несколько лет развернулось активное обсуждение особенностей реабилитационной работы, где вновь особое внимание в рамках деятельности Европейской комиссии по противодействию терроризму и радикализации, в частности сети RAN (The Radicalization Awareness Network), было уделено реабилитации детей, оказавшихся в ЗТА. В ЕС создана региональная сеть экспертов и практиков, непосредственно работающих с данной категорией людей, которые обмениваются исследованиями, опытом работы, обсуждают пути повышения эффективности реабилитационной работы. Но сейчас становится все более актуальным и ценным наличие такой сети в Центрально-Азиатском регионе.

На состоявшемся в августе 2020 году семинаре «Дети и женщины. Право на реабилитацию» был представлен подход и опыт Казахстана в данной сфере. Мероприятие было инициировано международной организацией «Поиск общих интересов» (Search for Common Ground) и проведено совместно государственными органами РК и гражданским сектором в лице фонда «Право», задействованными в процесс реабилитации и реинтеграции репатриантов. Помимо казахстанских участников были представители таких центральноазиатских государств как Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан.

«Выстроенная сеть обмена опытом, своими достижениями, удачами, а также нерешенными вопросами и проблемами, является эффективным механизмом, позволяющим в общих интересах улучшить процесс полноценного возвращения данных людей в общество. В современном нестабильном мире приобретает огромное значение нахождение общей почвы, общего фундамента по разным вопросам, включая и вопросы реабилитации репатриантов из ЗТА и противодействие распространению идеологии насильственного экстремизма. Опыт взаимообучения, полученный в ходе обсуждения порой острых вопросов в рамках таких семинаров, включая и проведенный казахстанской стороной, трудно переоценить», — считает эксперт.

Задача реабилитации – преодолеть «расчеловечивание» человека

По мнению Шаповаловой, трагедия заключается в том, что, побывав в зонах боевых действий, террористической активности, женщины и дети прошли через травматический опыт насилия, военных действий, сущность которого в «расчеловечивании» человека, обесценивание человеческой жизни, человеческого достоинства, прав каждого человека на жизнь и счастье. Преодолеть этот опыт «расчеловечивания», восстановить права на достойную жизнь и построить позитивный жизненный проект на будущее – это задача реабилитации и реинтеграции возвращенных женщин и детей.

Вернуть детям детство

Как подчеркивала руководитель фонда «Право» Ольга Рыль, дети из ЗТА были лишены нормального детства как ключевого этапа формирования личности человека. Пребывание в зоне конфликта для ребенка, как правило, проецируется в долгосрочном воздействии на его психологическое состояние, которое может проявиться годы спустя, если не помочь ребенку перейти из режима «выживания» к режиму нормальной жизни через социализацию.

Главную задачу своих реабилитационных центров, которые были развернуты на базе общественного фонда «Право» — центров социально-правовой поддержки помощи несовершеннолетним «Шанс», Ольга Рыль обозначила как «возвращение детям детства через социализацию и психологическую поддержку, предоставить им возможности для полноценного развития и образования, как основного, так и дополнительного».

Ребенок – дополнение к родителям или индивидуум?

В последние годы экспертное сообщество, практики все больше задаются вопросом, как определить детство, его социальные, культурные духовные аспекты, следует ли рассматривать ребенка как дополнение к родителям, или исходить из его индивидуальности и прав.

Остается много вопросов в работе с детьми из ЗТА как на уровне мирового сообщества, так и в нашей стране, но реальность требует незамедлительных действий. Право на имя, зафиксированное документально, о котором мы не задумываемся в обычном течении жизни, для этих детей оказалось правом, которое тоже нужно восстанавливать, о чем говорила в своем выступлении вице-министр юстиции Акерке Ахметова.

Подход работы с такими детьми, представленный на международном семинаре представителем Комитета по охране прав ребенка Тимуром Кастугановым и руководителем фонда «Право» О.Рыль, а также руководителями реабилитационных центров «Шанс» Кариной Полюхович и Александрой Певцовой, исходил из того, что нужно индивидуально подходить к каждому ребенку, рассматривать его особые обстоятельства: возраст, уровень зрелости, присутствие или отсутствие родителей, его окружение и опыт. Главный принцип – не навреди на всех этапах и дай возможность ребенку вернуться в детство, которое в нашем обществе ассоциируется с игрушками, познавательными играми, праздниками, секциями и кружками, детским садом и школой. С детьми занимались социальные работники, психологи, педагоги, дети школьного возраста пошли в школу, маленькие дети постепенно устраиваются в садики. Как отмечают психологи и социальные работники, дети стали более открытыми, с удовольствием принимали участие в праздниках и мероприятиях, охотно посещали реабилитационные центры.

Реабилитация матерей: от физического восстановления до трудоустройства

Одновременно с детьми проходила реабилитация их матерей. Речь шла не только о физическом и психологическом восстановлении, но и адаптации к новым условиям, в частности получить профессиональные навыки на курсах повышения квалификации и найти работу, продолжить учебу. В целом, реабилитационная работа проходила в соответствии со Стандартом оказания социальных услуг и включала комплекс мероприятий: восстановление правового статуса (документирование); социально-бытовые услуги; социально-медицинские услуги; психологическое консультирование; образовательные (обучение, переобучение) с нацеленностью на трудоустройство; социально-экономические услуги; социально-культурные услуги.

Теологическая коррекция – часть реабилитации

Поскольку возвращенные женщины и дети находились под влиянием идеологии «Исламского государства», то составной частью реабилитации стала теологическая коррекция, которой занимались теологи как в реабилитационных центрах «Шанс», так и теологи фонда «Акниет», имеющие большой опыт работы по дерадикализации.

Теологический аспект реабилитации был раскрыт Аскаром Сабдиным, директором «Института переподготовки специалистов в сфере профилактики экстремизма» при Египетском университете исламской культуры «Нур Мубарак». 

Канат Алшимбаев, заведующий отделом теологической реабилитации ДУМК остановился на вопросах теологической работы с женщинами, отметив, что, помимо индивидуальной работы, были организованы публичные лекции исламских теологов для женщин, которые продолжаются сейчас.

Руководитель Комитета по делам религии МИОР РК Ержан Нукежанов в своем выступлении указал на важность учета психологических моментов в теологической реабилитации и обозначил это в понятии «теологически-психологическая реабилитация».

Обращение к произведениям Абая и Айтматова

«Женщины-теологи – это достаточно новый феномен в казахстанских реалиях, и они оказались востребованными в реабилитационной работе с репатриантами. В своих регулярных занятиях с женщинами она выработала свою методику, включающую как теологические аспекты раскрытия основ ислама ханафитского мазхаба, так и духовные аспекты казахской традиционной культуры, а также обращение к произведениям таких авторов, как Абай, Чингиз Айтматов. Целью ее методики было не только изменение религиозных взглядов, а формирование открытого мировоззрения у женщин, которое позволит им эффективно интегрироваться в поликонфессиональное казахстанское общество», — поделилась теолог Лейла Рысакова.

Лейла Рысакова разработала свою программу теологической работы с детьми, состоящую из трех компонентов: развитие гуманистических представлений через религию, включающее развитие духовного интеллекта и уважения к другим конфессиям; цикл «Образование и установки, направленные на формирование гражданственности, критического мышления, позитивного поведения»; цикл «Моя Родина», где обращались к Абаю, традициям казахского народа, составляли шежире. По мнению экспертов, казахстанская сторона представила целостную картину процесса реабилитации и реинтеграции репатриантов.

«Состав участников и их выступления свидетельствуют о том, что в Казахстане государство совместно с гражданским сектором стремится реализовать комплексный подход, включающий психологическую, социальную, теологическую реабилитацию. Как отметили участники семинара, процесс реабилитации и реинтеграции является не одномоментным, а длительным и кропотливым процессом, в ходе которого репатрианты обретают способность самостоятельно выстраивать жизненные траектории в соответствии с позитивным жизненным проектом», — резюмировала она.

Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейского Союза.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *