Қазақи – народ принцессы Қаз
Exclusive.kz продолжает цикл статей «Қазақ Орда» проекта «Turanian» о происхождении самоназвания казахского народа. В этой статье рассматривается единственный антропонимический источник слова «қазақ».
Қазақ – «как много в этом» имени собралось версий (около 15-20 версий, считая пересекающиеся версии), но почему-то нет ни одной антропонимической. Что ж, восполним этот пробел. Будем искать древних «казахов» и «казашек» – в смысле обладателей этого имени и прародителей тюркского суперэтноса, в том числе, и казахов.
Для этого мы вновь обратимся к бессмертному памятнику древнетюркской словесности «Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгарского. Именно из терминов этого словаря много исследователей обращались к корневому слову «қаз» и от него переходили к термину қазақ. И как это часто бывает, никто не заметил «слона в посудной лавке»! Образно выражаясь, искатели перекопали весь холм из слов, но не заметили монумент, возвышающийся на этом же холме.
Принцесса Қаз – дочь Афрасиаба
Согласно «Диван лугат ат-турк» (5363): «Қаз – «имя дочери Афросийаба, построившей город Казвин. Основа его (названия): Қаз уйни «место игр Каз», там она жила и играла. По этой причине некоторые тюрки считают, что Казвин находится в тюркских землях. То же и с городом Кум. Кум в языке тюрок — значит «песок», дочь Афросийаба охотилась здесь и часто посещала (этот город)».
Напомним, что город Казвин расположен к югу от побережья Каспия, а город Кум – и вовсе к югу от Тегерана. Казалось бы, где современный Иран и какие там могут быть тюрки в доистории. А «ларчик просто открывался»: это те же тюрки, которых в Шахнаме называли туранцами.
Если совместить все древние сведения, то тюрки – это «туры на быстрых конях». Это те самые туранцы, которые есть потомки Тур-хана, Туран-хана, а он – потомок Тюрка, сына Иафета. Седьмым от Тура поколением является Афрасиаб, дочерью которого является принцесса Каз.
Таким образом, царь Афрасияб (царь Альп Эр Тунга) и Каз являются потомками царей Древнего Турана. В свою очередь, Караханиды именовали свою династию «ал-Афрасиаб» – род Афрасиаба – очевидно с несколько большей разницей поколений. Итак, династийный пазл сошелся на том, что Караханы помнили о своём происхождении и о своих владениях, хотя они уже не вторгались в Иран. Эта память именно династийная. И потому она более приоритетна, чем мифологическая Шахнаме.
Қазақи – народ принцессы Қаз
Из вышеизложенного следует, что принцесса Қаз – настолько значимый исторический персонаж, что ей посвящена часть «Диван лугат ат-турк» с упоминанием исторических событий. Пока оставим в стороне города, которые принцесса строила в различных областях Турана, а выделим топонимы, связанные с ее именем: Казвин и Кум.
«Казвин находится в тюркских землях». В источнике выделяется даже «место игр» принцессы – «Қаз уйни». Всё это свидетельствует о том, что у нее был свой ареал жизни и правления. А, следовательно, был и свой двор, свита и свой удел. Их называли людьми принцессы Қаз. С учетом тюркских аффиксов-суффиксов: люди Қаз – Қаз-ар или Қаз-ак; войско и солдаты – Қаз-ок.
Таким образом, существование терминов Қаз-ар, Қаз-ак, Қаз-ок предполагается уже во времена Афрасиаба. Однако в своем «чистом виде» они пока не зафиксированы, кроме как в Казвине. Это может быть связано с малым количеством дошедших до нас источников, а может – с правлением Афрасиаба и его потомков в этих землях, прерванном проигранной войной с Ираном. И тогда, исходя из этого, предположим отход туранцев в двух направлениях на север: в Трансоксиану и на Кавказ.
В каком направлении отходили люди принцессы: с ней и без нее, – точно сказать невозможно. Тем более что после казни ее мужа Сиявуша принцесса с сыном бежала в Иран. Но ее войска-то остались в ее уделе. И при поражении туранцев они отступали вместе с основными силами в направлении столичного Самарканда. А, возможно, они были отрезаны и уходили к Кавказу. Есть еще вариант, что после казни Сиявуша и бегства принцессы ее люди оказались в неблагонадежных. Их как туранцев не приняли бы в Иране и потому они ушли еще далее через горы. Вот за этим процессом можно проследить через дрейф термина «люди Қаз» через Кавказ.
Тут необходимо обратить внимание на топоним Кавказ. Однако, оставим этот вопрос филологам, а сами обратим внимание на Казбек. Одна из версий этого имени предполагает его происхождение от некоего бека. Добавим трактовку: Қаз-бегим, что соответствует имени-титулу принцесса Қаз.
Аргынская гаплогруппа
По поводу происхождения аргынов и их имени существует порядка 20 версий, но практически все они приходят в тупик при стыке с генетическими данными. Согласно генетике: гаплогруппа G1 у обследованных аргынов составляет 67-71 %.
А ведь эта гаплогруппа считается «иранской», и никак не «тюркской» или какой-либо другой нации! Однако никто не считает же альпийскую мумию Этци иранцем. Кроме того, утвердительная «иранскость» гаплогруппы сама по себе нонсенс. Никакая гаплогруппа не определяет язык. Более того, даже и язык общения не определяет этничность. Национальность и прочее определяется культурой, а в древние времена – культами. А религии у праиранцев и у пратюрков были разные. Итак, гены не связаны с этничностью. Любой гаплогруппе – десятки тысяч лет, и никакая из них попросту не может быть приватизирована ни одним из нынешних народов. А G является наследием от более древнего населения, чем Иран и Персия.
А главное, генетика является прикладной наукой. Она определяет «блуждание» гаплогрупп в пространстве, но сама она не раскрывает процессы этнокультурного генеза. Это наподобие того, что баллистика указывает на трассовый след пули, но не может раскрыть полные обстоятельства дела.
Проблема в том, что для этой гаплогруппы G надумано «иранство», хотя при ее возникновении в неолите (от 9300 до 6000 лет назад) ее языковую принадлежность никто определить не может. Сама археологическая, а не лингвистическая культура гаплогруппы G определена под именем «анатолийские фермеры», которые с территории современной Турции заселили и Европу. Однако никто не называет их ни турками, ни греками, ни хеттами, ни троянцами.
А ведь они также шли и на Восток. И тут нельзя исключать того, что гаплогруппа G еще до или параллельно с «анатолийскими фермерами» расселялась, как и все другие группы, в виде отдельных эмигрантских сообществ. И если этот процесс утрировать, то расселение шло, как сейчас, наподобие чайна-таунов. И подобно им G сохранялась в окружении иноязычных и инокультурных соседей как этно-религиозная идентичность. Из этого, кстати, может исходить уникальность страны Аргу.
Итак, очаги этой гаплогруппы были рассеяны по всему миру. И потому не бывает национально-приватизированного генетического наследия.
А теперь вернемся к началу. Камнем преткновения служит то, что самая высокая концентрация гаплогруппы G1 зафиксирована не у какого-либо народа, а у казахского племени Аргын. Это огромное достижение свидетельствует о том, что люди одного клана в течение тысячелетий сохраняли свое кровнородственное единство (в отличие от других носителей этой и других гаплогрупп, рассеянных среди других народов).
При таких обстоятельствах гаплогруппу G скорее можно называть аргынской, нежели национализировать ее в пользу смешанных древних и тем более современных народов.
Праистория аргынов – люди Сиявуша
В рамках нашего исследования обратимся к «иранскому» следу среди туранцев. И поговорим о Сиявуше – муже туранской принцессе Қаз. Он покинул Иран, где был оклеветан, в Туране женился на дочери Афрасиаба. Но в Туране его также оклеветали и казнили. Согласно Махмуду Кашгарскому, Сиявуш был убит в «городе, крепости из меди» Байканд, «недалеко от города Бухара… Маги приходят туда каждый год в определенный день, оплакивают его на месте гибели и приносят жертвы, поливая кровью его кровь, – таков их обычай». Тут обратим внимание на те исторические моменты, которым можно условно доверять с учетом мифичности Шахнаме и ее многочисленных версий.
Преамбулой туранской истории Сиявуша является его бегство из Ирана в Туран, а также его оппозиционность своему отцу в политике и скорее всего и в религиозности. Неспроста же на могиле Сиявуша собирались некие маги, которые проводили ритуалы. В Иране в то время шли религиозные репрессии. И вполне возможно, что преследуемые религиозные меньшинства покинули Иран вслед за Сиявушем и присоединились к нему в Туране. Кроме того, вряд ли имела место одиночное бегство Сиявуша. Он был принцем и военачальником, что автоматически предполагает уход вместе с ним его двора и его дружины.
Таким образом, Сиявуш был не один, вокруг него образовалась военно-религиозная консорция-конвиксия людей. Вместе с ними в восточно-туркестанском Хотане, предоставленном ему в удел Афрасиабом, он построил город Сиавашгирд (круглый город Сиаваша) и другие. И там остались его люди. И там же в большем регионе указывается страна Аргу «от Баласагуна до Испиджаба» или «до Тараза».
2 Комментария
Это сугубо тюркская легенда. А иранской ее сделали потомки тюрков, переселившихся в Иран после тысячелетней засухи. Все находится просто после выяснения значения слова «тұнға». И ниоткуда аргыны в степь не приезжали, наоборот — после засухи из степи рассеялись по миру. Вот, передо мной «Алп ер Тұнға өлдүмү/Әсіз аздҰн қалдымү» — сравнишь с вариациями казахского эпоса и ясно становится.
Марлен! Хорошо, что у нашего народа есть такие поисковики, как вы. В данном случае «тунга» равнозначно «кабылан» (барс). И выходите на Кобыланды Первого, наряду с Асаном Кайгы и др. первоказахами, в т.ч. с Кубыра пайгамбаром (есть у Таласбека). все они — один образ. В варианте Айсы Байтабынова Кобыланды сидя под землей (время Валд.ледника!) изготавливает тарак, издающий свет — его называли «қазақ» (булг.летописи) и т.д. Об этом есть в моих публикациях в Интернете (ж.Мысль и др.). Я бы хотел обратить ваше внимание на Танбалы шубар, так Машхур Жусуп называл Жезказганский Танбалытас. Вы о нем писали — очень большое место в казахской истории занимает. И о Майкы и Алаше много накопаете. В степи было несколько способов хоронить покойников, в т.ч. сжигать — потому следов части племен для археологов и генетиков почти не оставалось. В т.ч. и аргынов. Удачи!