Станет ли Тимур Кулибаев жертвой западных санкций?
FinCEN объявил о возможностях введения «вторичных санкций» в отношении Казахстана и некоторых других стран, а Евросоюз предложил помощь с возвратом капиталов, незаконно выведенных в Европу. Что знает Запад, чего не знаем мы?
Серьезные дядьки
Чтобы понять всю серьезность ситуации, надо напомнить, что из себя представляет FinCEN (Financial Crimes Enforcement Network). Если коротко, это Агентство по борьбе с финансовыми преступлениями, входящее в состав Министерства финансов США. Основное направление – борьба с отмыванием денег, финансированием терроризма и финансовыми преступлениями. Другими словами, это достаточно серьезная и весомая организация, которую можно поставить в один ряд с ФБР или даже ЦРУ, тем более, решения этого Агентства прямо влияют на международную политику. Более того, практически все заявления Госдепа или Белого дома, касающиеся финансов и связанных с ними преступлений (как внутри страны, так и за ее пределами), не обходятся без данных этой структуры.
Вообще, фактически FinCEN выполняет функции подразделения финансовой разведки США, но при этом с очень широким спектром юридических и правовых полномочий, которые нередко выходят за пределы Соединенных Штатов. Девиз Агентства «Follow the money» (дословно, «следуй за деньгами») наиболее четко демонстрирует направление его деятельности, но если заглянуть на их веб-сайте, то там можно найти некоторые разъяснения. «Основным мотивом преступников является получение финансовой выгоды, и они оставляют финансовые следы, пытаясь отмыть доходы от преступлений или пытаясь потратить свою незаконно полученную прибыль», – говорится там.
Конечно, основными, скажем так, потребителями информации FinCEN являются не только правоохранительные органы, правительственные структуры (как собственно американские, так и зарубежные) и Госдеп с Белым домом, но и всевозможные финансовые институты (банки), транснациональные и инвестиционные компании. Для всех них практически любой документ, вышедший из недр этой организации, может стать стимулом к действию или, наоборот, бездействию – разрыву контракта, пересмотру предварительных соглашений и так далее.
К примеру, в 2020 году FinCEN опубликовал скандальный доклад, суть которого сводилась к тому, что несколько крупнейших банков мира давали возможность преступникам перемещать грязные деньги по всей планете на общую сумму около 2 трлн долларов. В документах, кроме прочего, показывалось, как российские олигархи использовали западные банки, чтобы обойти введенные против них санкции США и Евросоюза. По скандальности эту утечку можно сопоставить с появлением «Панамских бумаг» и «Райского досье», но по значимости, учитывая, что автором ее выступило официальное ведомство «крупнейшей экономики в мире», она намного солиднее.
И мы здесь
И вот теперь новый доклад. На этот раз FinCEN выступил в «соавторстве» с Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США. Десятистраничный документ, по сути, является неким призывом проявлять бдительность к физическим и юридическим лицам, чья деятельность может так или иначе быть связана с поставками в Российскую Федерацию товаров из санкционного списка. Кстати, это второе подобное предупреждение – первое было опубликовано еще 7 марта, но, по большому счету, носило общий характер. Оно и понятно – тогда прошло всего две недели после вторжения и весь мир пока находился в состоянии шока.
На этот раз, кроме общих слов, было и немало конкретики. Так, среди запретного оборудования была названа техника, которая может использоваться в военных целях, а именно – запчасти для самолетов, гидроакустические системы, антенны, спектрофотометры, испытательное оборудование, системы GPS, вакуумные насосы и нефтепромысловое оборудование. Мы в недавних материалах об отечественных оборонных предприятиях упоминали, что, кроме прочего, казахстанские заводы делают и летательные аппараты для истребителей, одним из главных заказчиков которых является минобороны РФ. Как выяснилось, эти предприятия соблюдают санкционнные ограничения и, несмотря на выполненный заказ, поставка такого оборудования была прекращена.
Однако полностью исключать такую возможность нельзя, тем более, правительство и, в частности, его глава практически открыто встречается с руководством российских предприятий, которые в разной мере работают на ВПК. В частности – с главами «КАМАЗа» и «Русской медной компании», причем, «камазисты» попали под точечные санкции США буквально за несколько дней до визита премьера Смаилова в Екатеринбург.
Кстати, эти российско-казахстанские переговоры и их результаты не были учтены в американском докладе – его составляли еще до них. Но можно выразить уверенность, что FinCEN «взял на карандаш» это «эпохальное событие». И это чревато последствиями. Напомним, что пока речь идет об угрозе «вторичных санкций», направленных против конкретных компаний и отдельных физических лиц, но так как господин Смаилов представляет правительство Казахстана, но некоторые западные корпорации могут пересмотреть свои инвестиционные намерения в нашу сторону. Это как минимум.
При этом, фактически Казахстан и казахстанцы уже находятся под вторичными санкциями, даже ничего не делая. Впрочем, ничегонеделание – это наше все. Особенно – правительства. Но мы (то есть, руководство страны) умудряемся сделать только хуже, исходя не из своих собственных, а из чужих интересов. И последствия этого ощущаются с каждым днем всем сильнее: сахарные войны и нынешний рост цен на продукты окажутся лишь прелюдией.
Деньги надо, деньги
Да, президент Токаев, а прежде – представители МИД РК, заверяли, что Казахстан не намерен обходить санкции. Тут дипломатия нынешнего хозяина Акорды и его реноме в Европе играют положительную роль, но пресловутая многовекторность и отсутствие твердости в принятии решений могут «выйти боком». Этому, намеренно или «по привычке» способствует «старый Казахстан», а точнее – представители так называемого «Клана Назарбаева», существование которого сам Нурсултан Абишевич напрочь отрицает. Но вернемся к другому знаковому событию недели.
Практически параллельно с обнародованием доклада FinCEN, наше Антикоррупционное ведомство распространило информацию о переговорах его руководителя Бектенова с представителем ЕС в ЦА Тери Хакала. Как сообщила пресс-служба Антикора, госпожа Хакала «особо отметила открытость и готовность Агентства в вопросах взаимодействия с европейскими партнерами», а потом подчеркнула: «Со своей стороны, мы готовы оказать поддержку запросов о возврате выведенных из Казахстана в Европу активов».
Судя по всему, евро-гостью больше интересовали наши реформы и, в особенности, расследование «январских событий», а, как известно, именно Антикор занимается делами по пыткам. К слову, несмотря на рапорты господина Бектенова, мы еще не увидели ни одного силовика на скамье подсудимых. Думается, что Евросоюз не так-то легко обвести вокруг пальца, и там хорошо знают о том, что происходило в январе и что происходит сейчас, а также о роли семьи Назарбаева в этих событиях. По крайней мере, догадываются.
А вот заверения Тери Хакала о поддержке должны восприниматься естественно. Напротив, было бы странно, если бы Европа или какая-то страна в отдельности отказалась бы это делать. Другое дело, что в Казахстане еще нет соответствующей правовой базы, а также не выработан механизм возвращения таких средств. Но самое главное – Запад, судя по всему, сомневается в том, что эти активы могут пойти на нужное дело, так как в стране нет основного – общественного контроля за этим процессом. Да и, скорее всего, в Брюсселе и Страсбурге в курсе биографии того же Бектенова, который начинал еще при Назарбаеве.
Поэтому пока происходящее не более, чем обмен взаимными заверениями и все зависит от дальнейших действий, в первую очередь, правительства Казахстана. Точнее, политической стойкости президента страны, поскольку выведенные капиталы у общества в первую очередь ассоциируются с окружением первого президента, который вместе с близкими родственниками все еще находится под защитой казахстанского законодательства.
Здесь, судя по всему, планы партии и планы народа не совсем совпадают, а по некоторым параметрам – совсем не совпадают. Зато у Запада свое стойкое видение, основанное на четкой правой базе. И они могут не доверять нашему правительству несколько по другим основаниям, чем не доверяем мы с вами. И это касается не только санкций, но и выведенных капиталов. В Конгрессе США и Британском парламенте уже звучали фамилии наших клептократов, связанные с Нурсултаном Назарбаевым. Да и Европарламент тоже открыто намекал на персональные санкции против тех, кто нарушает права человека.
И тут самое время вспомнить, что тот самый FinCEN, кроме прочего, занимается проверкой и фактическим утверждением санкционного списка не только тех, кто поставляет в Россию оружие и запчасти, но и является нарушителем прав человека. Эти списки пока не обнародованы, но можем вас заверить, что в нем много знакомых каждому казахстанцу фамилий. Так что американские расследователи просто получат лишнее доказательство того, что адресные санкции, например, в отношении Тимура Кулебаева вводить необходимо. Тем более, что Тимур Аскарович тесно был связан с российским нефтегазовым бизнесом.
В общем, Запад, как и народ Казахстана точно знает, «ху из ху», только первому нужны правовые основания для того, чтобы заявить об этом, а нам – свобода слова. Что же касается нашего правительства, то ему сейчас не позавидуешь. Тут надо либо принимать решения, в том числе, против себя, либо уходить в отставку… Тем временем, сегодня должны начаться консультации между послами Евросоюза по седьмому пакету санкций против России. И конечно же, будут учитываться данные FinCEN. Ведь санкции – это не просто какие-то ограничения и запреты, которые периодически выдает тот же Роскомнадзор, а комплекс мероприятий.
1 Комментарий
Если все что написано реально сработает, тогда нам конечно не поздоровится. Потом на днях читала информацию о продаже самую крупную вагонноремонтную ТОО продали олигархам из РФ. До продажи он преднадлежал Кулибаев Т. А. Не понятно, как это отразится на нашу страну никто не думает, короче связи с РФ нас не погубила.