Как Абылхану Кастееву удалось не написать портрет Сталина - Exclusive
Поддержать

Как Абылхану Кастееву удалось не написать портрет Сталина

«Отец казахской живописи» – так называют известного художника Абылхана Кастеева. Мальчик из простой семьи стал известен не только на всю страну, но и за её пределами.

В государственном музее искусств имени Кастеева открылась масштабная юбилейная выставка в честь 120-летия со дня рождения мастера. Глядя на эти удивительные работы, сложно представить, что свой путь Абылхан Кастеев начал чабаном: отец мальчика рано умер, оставив семью, о которой нужно было заботиться. Эти обязанности взял на себя сын, хотя на самом деле будущего художника с раннего детства тянуло к искусству. Он любил вырезать разные поделки из дерева, и, среди прочего, даже фигурки людей. Однако, так как это запрещено в исламе, такое увлечение мальчика не поощрялось, говорят, что мулла даже запретил ему ходить в мечеть, но будущего художника это не остановило. Просто в качестве моделей он стал использовать родственников, чаще всего – сестру.

Дальше судьба расставила все по своим местам. Юноша попал

на строительство Турксиба, что сыграло решающую роль в его жизни и творчестве. Позже в своих работах художник не раз обращался к теме строительства Туркестано-Сибирской железной дороги. Одно из самых известных полотен художника так и называется – «Турксиб».

Так вот, будущий художник устроился на стройку разнорабочим, чтобы кормить семью. Именно на этом объекте руководство и заметило его художественное дарование, и паренька отправили учиться в Алма-Ату, где он получил первые знания в сфере изобразительного искусства – в мастерской Николая Хлудова. Затем, в 1934 году, Абылхан Кастеев принял участие в конкурсе, посвященном Абаю: его работы отметили грамотой и пригласили художника продолжить учебу в Москве.

Первая персональная выставка Абылхана Кастеева состоялась в Алма-Ате в 1942 году. А спустя два года он стал первым в стране мастером кисти, которому присвоили высокое звание народного художника Казахской ССР. Получил его Абылхан Кастеев за портрет лидера национально-освободительного движения 1916 года Амангельды Иманова.

Переходя из одного экспозиционного зала нынешней юбилейной выставки в другой, можно проследить весь путь становления художника. От первых портретных работ, героями которых часто становились родственники, до масштабных полотен в популярном в советские годы жанре соцреализма. Например, в 1936 и 1937 годах Абылхан Кастеев написал картины «Доение кобылиц» и «Колхозный той». В них он наглядно показал, какие перемены произошли в жизни аула в первые годы советской власти. Также художник приступает к работе над серией живописных и графических полотен, которую назвал «Старый и новый быт». В 1940 году он участвовал в первом съезде Союза художников КазССР, а в годы войны работал в КазТАГе, создавал плакаты и композиции, посвященные темам войны и труда колхозников в тылу.

– Уже после победы СССР в Великой отечественной войне, в 1957 году, художник пишет картину «Жатва», посвященную сбору рекордного урожая. Мы в тот год по урожаю обошли даже Украину, – рассказывает искусствовед Амир Джадайбаев. – Эту картину музею Кастеева в свое время подарили супруги Макпал Жунусова и Заманбек Нуркадилов.

Большое место в творчестве художника занимает история. Например, он много лет посвятил изучению восстания 1916 года и одному из его предводителей – Амангельды Иманову. Абылхан Кастеев ездил по местам тех событий, общался с очевидцами, и результатом этих исследований стала целая серия работ – в частности, полотно «Войско Амангельды».

Вдохновлялся художник и алматинскими пейзажами. Например, в середине прошлого века целую серию работ посвятил катку «Медео». Как признают многие искусствоведы, пейзажи были отдушиной для Абылхана Кастеева, который, может, и неосознанно, но все-таки сопротивлялся соцреализму: так под его кистью рождались теплые, искренние, живые и удивительно народные виды родной земли.

Спорный момент

Между тем, искусствоведы до сих пор не пришли к единому выводу о том, прославял художник этот – «очень советский» – период истории родной земли в своих работах или нет. По мнению его внука Даурена Кастеева, дедушка просто переносил на холст то, чему становился свидетелем. Например, сбор хлопка, освоение целины и так далее.

– К сожалению, мне не довелось пообщаться с дедушкой лично, но я так много о нём слышал, что временами кажется, будто мы были знакомы, – говорит собеседник. – В детстве, наслушавшись рассказов, я часто засыпал с портретом дедушки перед глазами, он висел на стене. Наутро всем говорил, что мы общались. Меня убеждали, что это сон. А ещё, я часто злился на дедушку в детстве, когда пытался скопировать его работы, но не мог. Всё думал: как он это делал, почему у него получалось, а у меня нет?

Впрочем, ген творчества передался Даурену Кастееву как раз от дедушки, но сегодня он не так часто сравнивает себя со знаменитым предком.

– Конечно, определенный груз ответственности перед фамилией есть. Мне же с детства говорили, что я внук Кастеева, а значит, должен держать планку, – говорит художник. – При этом я осознаю, что я не клон дедушки. Мне важно оставаться самим собой и быть органичным в этом.

С большой теплотой и со слезами на глазах своего отца вспоминает Гульдария Кастеева.

– Мне до сих пор его не хватает, особенно по утрам. До сих пор кажется, что вот сейчас он постучит в окно – так папа будил нас, когда мы слишком долго спали. Он очень рано вставал и ухаживал за садом. Очень это дело любил, выращивал самые разные цветы, и все их знал, – поделилась дочь художника.

По ее словам, Абылхан Кастеев был очень добрым, интеллигентным и деликатным человеком.

– У папы было девять детей. Конечно, мы все шумели дома, могли носиться по мастерской, когда он работал, но папа на нас никогда даже голоса не повысил. Мог только полотенцем замахнуться иногда. Мы любили проводить время вместе с ним в мастерской. Не только шалили, но и приобщались к искусству. Например, могли орнаменты вырезать, как папа. Очень хотелось сделать красиво, чтобы он обязательно похвалил, – вспоминает Гульдария Кастеева. – А ещё, папа с мамой очень гостей любили. К нам постоянно кто-то приходил. Мама сразу самовар ставила и принималась готовить. Чаще других у нас бывали художники Сабур Мамбеев и Жанатай Шарденов. Они с отцом любили вести застольные беседы об искусстве. Папа вообще очень компанейский был. Ему нравилось, когда семья собиралась за столом во время трапезы, и все общались друг с другом. Несмотря на то, что отец много работал, он всегда находил время для семьи. Мы не чувствовали себя обделёнными.

На память потомкам

Абылхан Кастеев оставил после себя большое творческое наследие – он успел написать множество картин о жизни и быте народа, изобразил многих известных личностей – своих современников и не только (на выставке можно увидеть портреты Шокана Валиханова, Абая Кунанбаева, Жамбыла Жабаева), как уже говорилось выше, много работ посвятил колоритным пейзажам родной земли. Солидная часть произведений художника хранится в Государственном музее искусств, который носит его имя. Однако, несмотря на это, в рамках юбилейной выставки многие работы представлены на всеобщее обозрение впервые. Правда, и на этот раз не все полотна рискнули показать публике. Например, решили не выставлять картину «Подарок Сталину», опасаясь, что оно вызовет споры. Хотя эта работа 1950 года очень интересна и рассказывает целую историю, характерную для того времени: в небольшой аул у подножия гор приехали высокопоставленные гости – оценить подарок, подготовленный казахскими мастерицами. Этот подарок – ковер с портретом Сталина. Один из гостей сличает работу мастериц с портретом генералиссимуса, напечатанным в газете. Таким образом на картине, с одной стороны, сразу два портрета Сталина – на ковре и в газете, а с другой стороны – ни одного, потому что главные герои картины – это вовсе не советский тиран, а казахский аул с его мастерами.

А теперь напомним: в то время Сталина писали – обязательно должны были писать! – все советские чиновники. Но гениальный казахский художник-самоучка сумел найти выход, чтобы обойти указ «сверху».

Абылхан Кастеев верил в лучшее будущее родной страны и своего народа – это очень хорошо видно на его юбилейной выставке.

Фото предоставлены Государственным музеем искусств имени Кастеева. Фото картины «Подарок Сталину» – скриншот из открытых источников в Интернете.

Валерия Холодова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.