Почему казахстанское общество толерантно к насилию?
У профессиональных юристов есть большие сомнения относительно того, как будет действовать новый закон, ужесточающий ответственность за бытовое насилие. Комплексную проблему, по их мнению, нельзя решить уголовно-правовыми, либо административно-правовыми методами. Бытовое насилие – это вопрос социальный, связанный с недостаточным культурно-образовательным уровнем населения, с безработицей, отсутствием социальных лифтов, гарантированных условий для нормальной жизни, правосудия и честного суда.
Президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей» и «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей». То есть речь идёт о дополнении и совершенствовании уже имеющегося законодательства, регламентирующего эту сферу. А именно о принятом ещё 4 декабря 2009 года законе «О профилактике бытового насилия». Поможет ли новый закон снизить количество преступлений против женщин и детей?
Равнее равных
– Я изначально был против принятия этого закона, так как в нем, на мой субъективный взгляд, больше политики, чем уголовного права, – говорит доктор юридических наук Эдуард Мухамеджанов. – В Уголовном кодексе уже есть действующие статьи, которые охраняют жизнь и здоровье человека. Они предусматривают наказание за побои и истязания, за причинение вреда здоровью и т.п. Выделение бытового насилия в семье в самостоятельный особый вид уголовного правонарушения сравнимо с тем, как с принятием закона о Первом президенте в УК внесли ст.177 – « Посягательство на жизнь Первого Президента РК – Лидера нации», уже имея ст.178 – «Посягательство на жизнь Президента РК». Теперь закон о Первом президенте утратил силу, а та статья в УК все еще не отменена. Подобное нормотворчество, как в первом, так и во втором случае, на наш взгляд, вступает в прямое противоречие с пунктом 2 статьи 14 Конституции РК. В этой норме говорится, что все «равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола (!), расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». Но тем не менее, когда принимали закон (о Первом президенте), то связывали это с его первенством и особыми заслугами. Точно также получается и с законом о семейно-бытовом насилии. Если все его статьи уже есть в Уголовном кодексе, то зачем же принимать специальный закон?
Есть и сугубо практическая сторона нового закона. Ведь подвергшиеся побоям женщины не случайно забирали свои заявления из полиции, когда вставал вопрос о привлечение их супруга к уголовной ответственности (с.107 УК РК, лишение свободы от 3 до 7 лет). До потерпевшей постфактум доходило, что семья может лишиться кормильца на долгий срок, а судимость мужа может в будущем отрицательно отразиться на членах семьи (детях, в первую очередь). С принятием нового закона подобного рода дела перешли из разряда частного в публичное обвинение. Это дает право третьей стороне заявлять в правоохранительные органы о семейном насилии без согласия потерпевшей стороны. Иначе говоря, теперь любой сторонний субъект в случае насилия над женщиной или ребенком может вмешаться в жизнь такой семьи.
Кроме того, сегодня анализ Уголовного кодекса РК говорит о том, что он лишен логической целостности. В настоящее время уголовный закон нацелен на решение разрозненных ситуативных задач. К числу таких можно отнести изменения и дополнения, которые были внесены в УК вышеназванным законом от 15 апреля этого года.
Отдельные положения вновь принятого закона, регулирующего вопросы прав женщин и безопасности детей, с точки зрения криминологии, могут привести в будущем к ряду проблем, так как он вносит в Уголовный кодекс целый ряд изменений. Это – установление наказания в виде пожизненного лишения свободы за такие преступления как убийство малолетнего лица (статья 99 УК), совершение изнасилования в отношении малолетнего (статья 120 УК) и за насильственные действия сексуального характера в отношении малолетнего (статья 121 УК) путем исключения других альтернативных мер наказания, предусмотренных в действующих нормах УК.
Внешне все выглядит вроде бы нормально. Однако то, что законодатель ввел равную ответственность за убийство малолетнего, за совершение изнасилования и насильственные действия сексуального характера в отношении него, может привести к тому, что если у потерпевших раньше был шанс после насилия остаться в живых, то теперь, чтобы скрыть преступление, тот, кто его совершил, вряд ли сохранит жизнь жертве, поскольку за убийство малолетнего лица он и так получит пожизненное лишение свободы.
Учитывая, что в целом вышеназванный закон предусматривает внесение изменений и дополнений в 15 законодательных актов, в том числе в семь кодексов и восемь законов, то нельзя исключить, что и в других отраслевых законах могут быть аналогичные алогизмы.
Истоки насилия
– Жизнь показала, что ни сам закон «О профилактике бытового насилия», ни практика его применения не обеспечивали в должной мере защиту от бытового насилия, в особенности женщин и детей, – считает член Алматинской коллегии адвокатов Виталий Воронов. – Однако само по себе принятие новых норм, на мой взгляд, существующих проблем не решит. Думать, что жизнь людей можно улучшить только законом, – большое заблуждение. Если так, тогда можно было бы принять закон «Чтобы все жили хорошо» и зажить безопасно и счастливо. Но ухудшить жизнь принятием законов, содержащих необоснованные правовые запреты, мешающих нормальному развитию бизнеса, ущемляющих права и свободы людей и т.п. достаточно легко.
Проблемы роста бытового насилия, по моему глубокому убеждению, кроются не столько в несовершенстве законодательства.
Насилие рождается в семьях, продолжается в детских садах, школах, а затем распространяется во все другие сферы нашей обыденной жизни, потому что оно существует в головах людей: многие наши сограждане воспринимают его как неотъемлемую часть «воспитательного» процесса. Кроме того, сцены насилия мы наблюдаем в фильмах, компьютерных играх, на улицах, в публичных заведениях.
Отсюда результат: порог толерантности к его проявлениям стал у нас неоправданно высоким. И сейчас жизнь ставит очень серьезную задачу: воспитание и формирование так называемой «нулевой толерантности» к любым проявлениям насилия. Совершенно очевидно, что это не законодательная проблема.
Поэтому, на мой взгляд, нужно глобально менять существующую ментальность значительной части населения страны, причем независимо от возраста и гендерной принадлежности. При этом роль общества здесь даже более важна, чем государства с его аппаратом принуждения.
Подрастающее поколение должно видеть пример неприятия любого насилия (в семьях, детских садах, школах и т.д.) и неизбежности ответственности за каждое его проявление. Мы же, взрослые, можем обеспечить это только личным примером. И вот здесь главный вопрос: готовы ли мы к этому? Или будем уповать на закон, полицейских, прокуроров и судей, оставаясь сторонними наблюдателями?
1 Комментарий
Совсем не толерантно,просто насильно возражать не хотят