Глава ВАП Алихан Смаилов представил заключение к финансовому отчёту о работе правительства Алихана Смаилова
Новый председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов представил на пленарном заседании мажилиса парламента РК заключение ВАП РК к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2023 год, когда Алихан Смаилов был премьер-министром, передает Exclusive.kz.
Exclusive.kz публикует полную речь выступления Алихана Смаилова перед депутатами.
Мы взяли курс на обеспечение большей гласности в работе Высшей аудиторской палаты. Результаты аудита стали детальней освещаться в информационном пространстве. К проверкам все чаще привлекается экспертное сообщество. Это должно снять вопросы к объективности итогов аудиторских мероприятий и повысить доверие к системе государственного аудита в целом.
Учитывая полученное Высшей аудиторской палатой, при непосредственной поддержке депутатов, право проводить проверки местных бюджетов, ни один получатель бюджетных средств не останется вне поля зрения внешнего аудита.
2023 год сопровождался серьезными изменениями в стратегическом планировании. Количество нацпроектов было сокращено до 3-х. Очевидно, что это было сделано для расстановки акцентов на более приоритетных направлениях развития, не терпящих промедлений. И в целях их финансового обеспечения в полном объеме, достаточного для реализации поставленных целей.
Сейчас недостижение запланированных показателей – это исключительно персональная зона ответственности конкретного госоргана. Прикрыться недофинансированием не получится.
Хочу напомнить, что каждый бюджетный тенге изыскивался в условиях нехватки средств. Мне, находившемся на посту премьер-министра в тот период, как никому это известно.
Была проведена серьезная работа по альтернативным источникам финансирования. Всё это для того, чтобы приоритетные задачи были обеспечены ресурсами в полном объеме. Были сняты бюрократические барьеры, созданы все условия для своевременного запуска нацпроектов.
Поэтому, уже в качестве главы Высшей аудиторской палаты, хочу заверить: спрос с нерадивых администраторов бюджетных программ будет жесткий и беспристрастный.
Экономические эффекты администраторы бюджетных программ научились прогнозировать и оценивать. В то время как оценка базовых социальных гарантий через призму улучшения качества жизни населения несправедливо забыта. Такая оценка ни при формировании бюджета, ни при его исполнении практически никем не осуществляется. И это в условиях высокой социальной ориентированности бюджета.
В этой связи предлагается внедрение Единого Национального стандарта качества жизни населения. Он нужен для измерения и оценки влияния расходов государственного бюджета на благосостояние среднестатистического казахстанца.
Высокий уровень освоения бюджетных средств на центральном уровне, с предоставлением большей самостоятельности акиматам в решении региональных задач, в отдельных случаях продемонстрировал низкую результативность. Почти 5 трлн тенге составили субвенции регионам за счет передачи целевых текущих трансфертов в базу трансфертов общего характера. Это рост более чем в 2 раза за последние 3 года. Целевые трансферты составили еще почти 2 трлн тенге, исполнение по которым достаточно высокое – 98%.
А по факту? Имеет место низкая бюджетная дисциплина.
Только по результатам аудита в 4 областях – Абай, Жетісу, Ұлытау и Алматинской – отмечено несоблюдение нормативных сроков строительства по 27% бюджетных инвестиционных проектов. Реализация отдельных проектов длится до 10 лет. По несвоевременно завершенным проектам уже отмечено удорожание суммарно более чем на 60%. По остальным только предстоит узнать, во что выльется нерасторопность регионов в реализации важных инженерных и инфраструктурных проектов.
В этих 4 регионах произведена оплата за невыполненный объем работы почти на 3,4 млрд тенге. Имеют место факты использования не по назначению объектов, очень важных и востребованных в регионах. К примеру, в городе Семей по причине несоблюдения требований пожарной безопасности в части удаленности от АЗС не используется построенная в 2023 году котельная «Центр» на сумму 1,7 млрд тенге. По причине заморозки в городе Жезказган до сих пор не заселен построенный в 2023 году жилойдом стоимостью почти 600 млн тенге.
В реализации бюджетных инвестиционных проектов нужно навести порядок. Необходимо прекратить повсеместную практику затягивания сроков исполнения и удорожания проектов. Сроки от планирования проектов до начала их реализации требуют сокращения.
Администраторам бюджетных программ должно быть вменено обязательное применение типовых проектов. По таким проектам должна быть ускоренная процедура планирования, получения необходимых экспертиз и разрешений.
Возможное удорожание по ним можно отслеживать через применение IT-решений для мониторинга заложенных в этих проектах стоимостных характеристик. Это в перспективе может если не исключить необходимость прохождения процедур, связанных судорожанием проекта, так хотя бы их сократить.
Определение поставщиков должно максимально исключать человеческое участие. Цифровые решения это позволяют. Бремя удорожания проектов по субъективным причинам необходимо возложить исключительно на подрядчиков. А допущенное промедление со стороны заказчиков, повлиявшее на сроки реализации проектов и повлекшее увеличение их сметной стоимости, должно войти в разряд дискредитирующих государственную службу проступков.
В реальном секторе экономики основные системообразующие инфраструктурные инициативы реализуются через национальные компании. Большие ресурсы идут на поддержку бизнеса. Необходима прозрачность в этих вопросах, беспристрастный анализ эффективности такой поддержки для экономики.
Мы уже приступили к аудиту стимулирования промышленно-инновационной деятельности по проектам обрабатывающей промышленности. О результатах доложимся в текущем году.
Субъекты квазигосударственного сектора, участвуя в реализации общестрановых задач, только за 2023 год из республиканского бюджета получили финансирование почти на 1,2 трлн тенге. При этом неиспользованный ими остаток по итогам года вырос более чем в 2,5 раза по сравнению с предыдущим периодом. Это вопиющий факт в условиях недостаточности средств в бюджете на решение множествадругих важных задач.
Пора квазигоссектору отвечать за неосвоение и низкую результативность при планировании бюджета и его исполнении наравне с государственными органами – на площадке Парламента.
Должен заработать механизм возврата неиспользованных средств, ранее выделенных на увеличение уставного капитала. Нужно прекратить практику их накопления на контрольных счетах. Деньги должны работать на экономику и во благо казахстанцев.
Сейчас, хотя государственный долг и находится в безопасных пределах, долговые обязательства Правительства составляют 24,9 трлн тенге. Это по состоянию на январь текущего года.
Пик нагрузки на бюджет по обслуживанию привлеченных в прошлое 10-летие займов приходится на 2024-2025 годы. За отчетный год на погашение и обслуживание госдолга было направлено 28% от доходов бюджета без учета трансфертов Нацфонда или 19% от всех расходов.
В этих вопросах нужно долгосрочное видение вовзаимоувязке с макроэкономическими и бюджетными параметрами. По всем обозначенным вопросам Высшей аудиторской палатой выработаны соответствующие рекомендации.
Всего, согласно данным Правительства и результатам проведенных аудитов всеми органами госаудита, сумма неэффективного использования бюджетных средств за 2023 год составила 489 млрд тенге. По итогам Высшей аудиторской палатой в правоохранительные органы передано 23 материала аудита. Привлечены к дисциплинарной ответственности 123 должностных лица, к административной – 32 физических и юридических лица. В отчетном периоде восстановлено и возмещено 28 млрд тенге.
– выступил Алихан Смаилов.
Отметим, что об озвученных Алиханом Смаиловым проблемах ранее писал Exclusive.kz в материалах «Казахстан никак не может определиться со своим будущим, чтобы ему соответствовать», «Кто заинтересован в крахе экономики Казахстана?» и «Правительство Казахстана ежегодно не справляется с планированием госбюджета».
Напомним, ровно год назад экс-глава ВАП Наталья Годунова выступала на пленарном заседании мажилиса по заключению к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2022 год с резкой обоснованной критикой действий правительства Алихана Смаилова со словами «Мы не научились привязывать расходы бюджета к стратегическим целям».
Алихан Смаилов был снят с поста премьер-министра 5 февраля. Exclusive.kz рассказывал о ключевых причинах данной отставки в материале «Правительство Смаилова сгубила политическая трусость». Утром 1 апреля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев неожиданно снял Наталью Годунову с поста председателя Высшей аудиторской палаты. Днём было объявлено, что новой главой Высшей аудиторской палаты Токаев назначил бывшего премьер-министра Алихана Смаилова. На следующий день Токаев встретился со Смаиловым в качестве главы ВАП и поставил задачу обеспечить жесткий контроль за эффективным и рациональным использованием бюджетных средств.
Фото: ВАП РК
3 Комментариев
[…] […]
[…] чиновников за «низкую бюджетную дисциплину», Смаилов старался почти не упоминать, что сам был во главе этого […]
[…] […]