Годунова: Мы не научились привязывать расходы бюджета к стратегическим целям - Exclusive
Поддержать

Годунова: Мы не научились привязывать расходы бюджета к стратегическим целям

Глава Высшей аудиторской палаты выступила на пленарном заседании мажилиса по заключению к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2022 год, передает Exclusive.kz.

– Мы так и не научились привязывать расходы бюджета к поставленным стратегическим целям. В результате – распыление больших ресурсов на мероприятия, никак не влияющие на достижение общенациональных задач. Не успели разработать национальные проекты, на второй год реализации ставим их на утрату. И вроде все исполнялось, но эффект сомнителен. Рабочие места создаются тысячами, а Минтруда прогнозирует рост безработицы. Экономический эффект по реализации инвестиционных проектов отложенный. Расширение и выход на проектные мощности запланирован через три – пять лет. Это понятно, это производственный цикл любого инвестиционного проекта. А дальше это уже никем не контролируется. В большинстве своем проекты снимаются с мониторинга сразу по завершению реализации. Отдельные попытки оценить эффект есть, но это больше исключение, чем правило, – рассказала Наталья Годунова.

Она отметила, что работа госорганов является непрозрачной, поскольку ее непросто оценить. По ее словам, статистические данные по 37% целевых индикаторов за 2022 год до сих пор не были сформированы, а имеющиеся не дают целостного представления о результатах. К тому же, показатели корректируются под факт исполнения, а изменения объемов финансирования не влияют на их значения.

Помимо этого, Годунова рассказала, что Казахстан до сих пор задействовал далеко не все резервы в части пополнения бюджета.

– Конечно, республиканский бюджет по сравнению с 2017 годом увеличился очень значительно. Но те резервы, которые есть и которые налоговые органы должны взыскивать многие остаются вне действия Закона. Это теневая экономика, как минимум 3-4 трлн. тенге налогов в госбюджет ежегодно. Плюс неучитываемые в течение десятилетий налоговые льготы, которые и дальше продолжают действовать. Порой для процветающего финансового бизнеса. В стране действуют и другие льготы и преференции, объем которых вообще никем не оценивался. Аудитом ВАП установлено, что 64 налоговые льготы не учитывались ни Министерством национальной экономики, ни Комитетом государственных доходов, а это потери бюджета только за 4 года (период аудита) порядка 10 трлн тенге. В результате хронический дефицит бюджета, то есть жизнь в долг. При этом расходы на погашение Правительственного долга и его обслуживание отнимают 25% от чистых доходов бюджета или 2,9 трлн. тенге, – отметила глава Высшей аудиторской палаты.

Она добавила, что нерациональное расходование бюджетных средств все больше осуществляется через подрядчиков и поставщиков. Также отмечается, что в планах развития министерств и их бюджетных программах практически нет конечных показателей, связанных с изменением качества жизни населения (за исключением социального блока – здравоохранения, образования, министерства труда и социальной защиты).

– Финансирование не только бюджетных организаций, но и отраслей экономики (через любые инструменты) должно давать мультипликативный эффект в виде новых рабочих мест и повышения заработных плат. А у нас финансирование отраслей экономики растет, а населению от этого не на много лучше, – сказала Годунова.

Это первый отчет Высшей аудиторской палаты в новом статусе. Ранее данный орган назывался Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета. Задача отчета – показать узкие места, требующие корректирующих и упреждающих управленческих решений центральных государственных органов.

Фото из открытых источников




3 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.