Выживет ли казахстанский легпром под импортным гнётом?
Казахстанские производители одежды сталкиваются с мощным давлением одновременно со стороны дороговизны импортного сырья и со стороны дешевизны товаров на китайских маркетплейсах. Почему местное производство оказывается неконкурентоспособным, как государственная политика влияет на отрасль и есть ли шанс изменить ситуацию в пользу отечественных производителей, – об этом в интервью Exclusive.kz рассказала основатель бренда ADILI, член Ассоциации предприятий лёгкой промышленности Индира Адил.
– Как бы вы описали текущее состояние лёгкой промышленности в Казахстане? Какие главные вызовы сейчас стоят перед предприятиями?
– Наша отрасль всегда была и по-прежнему остаётся низкомаржинальной, в связи с чем крупный бизнес в неё редко заходит. Как следствие, лёгкую промышленность у нас представляет в основном малый бизнес и, к сожалению, около 75% производства отрасли завязано на тендерах. Полноценного местного рынка лёгкой промышленности в Казахстане практически нет. Большинство предприятий работают на государственные заказы, а независимых, ориентированных на рыночные потребности брендов, – таких как наша компания, – очень мало, их можно пересчитать на пальцах.
Сложностей в нашей деятельности очень много. Пожалуй, главная – это огромная зависимость от импорта. В отличие от других отраслей, где ещё хоть как-то возможно производство из местного сырья (например, пищевая промышленность, слава богу, более-менее обеспечивается развитием сельского хозяйства), в лёгкой промышленности в Казахстане совершенно нет своих ресурсов. Сырьё, необходимое для нашей деятельности, у нас практически не производится. Ткани, нитки, пуговицы, оборудование для шитья – это всё привозное. Такая ситуация отражается на себестоимости продукции, делая её высокой и, к тому же, зависимой от любых колебаний валютного курса. Помимо этого, нас, конечно, как и всех сейчас, сильно беспокоят вопросы налогообложения.
Все эти проблемы мы постоянно обсуждаем в рамках Ассоциации. Ещё в 2016 году была разработана программа развития отрасли, которая представляла собой большую аналитику: что представляет из себя отрасль, как в ней распределено соотношение производства одежды, спецодежды и обуви, сколько налогов уплачивают разные компании и так далее. Но, к сожалению, комплексных решений для развития лёгкой промышленности так и не было принято, – хотя не раз вопросы поднимались и в сенате, и в мажилисе, и на уровне министерств, в детали существующих проблем никто не вникал.
Я не знаю почему, но нет такого понимания, что состояние лёгкой промышленности – это, на самом деле, такой же вопрос безопасности страны, как и состояние пищевой. Хотя ситуация во время пандемии, когда из-за закрытых границ невозможно было купить маски, потому что попросту не было сырья для их шитья, наглядно это показала.
– Какие страны, по вашим ощущениям, являются сейчас главными конкурентами для местного производства одежды?
– Если брать наших ближайших соседей, это Кыргызстан и Узбекистан. В Узбекистане сейчас бум лёгкой промышленности. Эта отрасль там признана системообразующей и имеет чёткую государственную политику поддержки, конкретные правила оперирования на рынке, в эту сферу привлекают большие иностранные инвестиции. Всё это обеспечивает рост. Кыргызстан же стал большой фабрикой для России. Там также предоставляют много налоговых льгот и государственной поддержки, что делает производство выгодным.
– А как же Китай? Ощущается ли конкуренция с его стороны?
– Безусловно, Китай – отдельная история. Это одна большая фабрика, с которой конкурировать практически невозможно. Причём, если раньше всё же существовали некие условные барьеры влияния Китая на наш рынок, то сейчас, с появлением таких маркетплейсов как Temu, которые за копейки привозят всевозможную продукцию, они практически исчезли.
Конечно, в условиях, когда футболку с китайского маркетплейса могут привезти за 500 тенге, а у местных производителей одна только себестоимость раза в три выше, говорить о какой-либо конкуренции очень сложно. Мне кажется, с ними не способны конкурировать даже те, кто возил товары контрабандой.
Более того, наши национальные операторы почтовой связи в лице «Казпочты» подключились и фактически теперь являются основным провайдером, логистом этих маркетплейсов по доставке из Китая. Честно говоря, складывается такое ощущение, будто бы их основная миссия – добить местный рынок, окончательно уничтожить казахстанских производителей, которые и так на ладан дышали.
– Можно ли говорить о том, что активное распространение иностранных маркетплейсов сильно повлияло на ваш бизнес и кардинально изменило расстановку сил на рынке?
– У меня нет точной аналитики о том, как именно иностранные маркетплейсы повлияли конкретно на наш бизнес. Я думаю, здесь действует целый комплекс факторов. Дело в том, что у нас собственный бренд и есть определённая уникальность, есть шанс выделиться на рынке.
Но если бы мы работали в формате стандартного масс-маркета, конкуренция была бы гораздо ощутимее, так как у нас не было бы имени и узнаваемости. В серийном производстве футболок, нижнего белья и подобных товаров, конкуренция, действительно, высокая.
Однако, чтобы объективно оценить ситуацию на рынке, необходимо полноценное исследование. Нельзя просто гадать, нужны конкретные данные об объемах продаж и их динамики. В Казахстане эти показатели практически не отслеживаются, и это большая проблема. Никто в нашей стране точно не знает, сколько денег уходит в Китай из-за того, что люди заказывают товары на китайских маркетплейсах.
При этом, очевидно, что с их появлением жители Казахстана стали на внутреннем рынке меньше покупать вещей, – хотя бы по той причине, что покупательская способность населения в 2024 году снизилась. Денежная масса в экономике сократилась, бюджетный дефицит растёт, это оказывает влияние на все сферы, включая бизнес. В конечном итоге, любое сокращение финансовых потоков в стране сказывается на каждом её гражданине.
– Получается, местные и иностранные игроки в лёгкой промышленности находятся в неравных условиях?
– Однозначно в неравных. Государство, в теории, должно защищать свои интересы, поддерживать местные компании и граждан. Но, по крайней мере в сфере лёгкой промышленности, мы этого не видим. Возможно, в других секторах, – например, в аграрном, – ситуация иная, но к нашей отрасли это точно не относится. На сегодняшний день никакой протекционной политики со стороны государства не существует.
Протекция – это когда местных производителей ставят в более конкурентные условия, создавая для них преимущества. У нас же таких преимуществ нет вообще. Всё сырьё – импортное, себестоимость высокая, плюс налоги. В результате конкурировать с импортной продукцией практически невозможно. Одежду, привезённую тоннами из Бангладеша, Китая и других стран, продают по значительно более низкой себестоимости. Единственные расходы таких поставщиков – это таможенные пошлины и, возможно, НДС (если он вообще применяется).
А у нас? Уже на этапе закупки сырья мы оплачиваем все эти налоги, плюс дополнительное удорожание. К этому добавляется и уровень заработных плат. Конечно, у нас он выше, чем в том же в Бангладеше и даже в соседнем Кыргызстане. К тому же, средняя зарплата в Казахстане продолжает расти, но не потому, что люди стали зарабатывать больше, а потому что цены растут. В итоге получается замкнутый круг, где высокая себестоимость и отсутствие поддержки со стороны государства делают конкуренцию практически невозможной.
– Как раз-таки в связи с этими проблемами предприниматели в последние годы часто говорят о том, что необходимо регулировать импорт дешёвой продукции, вводить дополнительные заградительные пошлины и так далее. Как вы считаете, это поможет?
– Необходим в первую очередь контроль за ввозимыми в страну товарами. Проблема «серого» импорта из таких стран как Китай и Турция ни для кого не секрет, – все о нём знают и говорят десятилетиями, но он по-прежнему существует. А с заградительными мерами существует вот какой нюанс: даже если пошлины будут вводиться и как-то ужесточаться, они ведь по итогу коснутся только официально ввезённой продукции. Тем временем, «серый» импорт, включая те же самые товары с иностранных маркетплейсов, так и будет продолжать поступать без каких-либо преград. В итоге те, кто работает «в белую», вынуждены будут нести дополнительные издержки, а «серый» рынок так и останется нетронутым.
Поэтому возникает риск, что при введении новых заградительных мер ситуация ухудшится именно для официальных производителей. В общем, крайне важно, чтобы не получилось, как говорится у казахов, «попросили парикмахера постричь волосы, а он отрезал голову», – чтобы в итоге в борьбе с этой проблемой предпринимателям не пришлось платить ещё больше за сырьё, которое также импортируется.
– И всё-таки, что, по вашему мнению, можно было бы сделать для защиты от «серых» поставок?
– Необходимы регулирование импорта и экспорта, сопоставление разницы между ввезёнными и вывезенными товарами и регулирование поставок с китайских маркетплейсов. Если ранее проблема заключалась только в открытых границах, что уже создавало сложности с серым импортом, то теперь дополнительно к этому появились новые каналы ввоза, с которыми нужно бороться.
С одной стороны, как житель Казахстана, я понимаю, почему китайские площадки пользуются такой популярностью и осознаю, что покупать товары по более низким ценам многим кажется выгодно. Но при этом я точно также осознаю, что важно соблюдать разумный баланс. В развитых странах, таких как США или государства Европы, защита внутреннего рынка всегда была в приоритете. Там действуют строгие меры контроля. Например, чтобы выйти на европейский рынок, компании должны пройти множество сертификаций и доказать соответствие требованиям по экологии, условиям труда и качеству продукции. Без этого работать в Европе невозможно.
В Казахстане же таких требований практически нет. Конечно, существуют определённые сертификаты, но они оформляются уже на границе, когда товар фактически ввезён в страну. Это формальность, не требующая серьёзных проверок. В отличие от зарубежной практики, у нас нет строгих барьеров для иностранных производителей, что делает наш рынок уязвимым для дешёвой импортной продукции.
– А какие механизмы, успешно реализованные в соседних странах, на ваш взгляд можно было бы адаптировать в Казахстане для развития отрасли и защиты отечественных производителей от остальных обозначенных вами проблем?
– Пока проблема «серого» импорта продолжает существовать, необходимо создавать благоприятные условия внутри страны: освободить производителей от части налогов, возможно, создать специальный налоговый режим, предоставить льготы. Это действительно дало бы толчок развитию отрасли. В таком случае цены стали бы более конкурентными, а бизнес начал бы сам адаптироваться к условиям рынка. Возможно, это привело бы даже к открытию предприятий, производящих ткани, нитки, пуговицы и другие необходимые материалы.
Как раз таким путём сейчас развивается Кыргызстан, создавая полноценную экосистему в лёгкой промышленности и предоставляя налоговые льготы по НДС, КПН, а также доступ к дешёвым кредитам. Ещё можно адаптировать опыт ГЧП, предпринятый в Узбекистане: государство на условиях льготного кредитования создаёт возможность для запуска фабрики и затем, если предприятие достигает определённого уровня экспортной выручки, списывает часть долгов, помогая тем самым покрыть инвестиционные расходы.
Отмечу, что мы не просим у государства денег. Мы говорим: просто дайте нам возможность в щадящем налоговом режиме поработать хотя бы лет пять, и вы увидите, какой будет естественный рост. Госпрограммы, о которых часто говорят, – это, конечно, хорошо, но на самом деле государству самому было бы выгодней позволить бизнесу развиваться самостоятельно в рыночных условиях. Опыт показывает, что это работает.
Однако в Казахстане лёгкая промышленность не считается стратегической или системообразующей, в отличие от соседних стран. Поэтому государство не видит необходимости поддерживать её на льготных условиях. Хотя, если взглянуть на экономику в целом, то лёгкая промышленность не приносит таких значительных налоговых поступлений, чтобы отказ от части сборов сильно ударил по бюджету. Никто не обеднеет, если предприятия отрасли будут работать на льготных условиях, – зато эффект от такой меры для экономики может быть значительным.
8 Комментариев
Все верно! Нужны комплексные меры!! Нужно предоставить условия для развития!! Не погубить то, что есть! А то любят у нас просить одежду, палатки, постельные изделия в периоды ЧП.
Согласна на 100%. Госаппарат не заинтересован в поддержке перерабатывающей промышленности. Хотя реальная поддержка со стороны государства решило бы проблемы социальной напряжённости и увеличении объема национального валовой продукции.
Всё абсолютно верно . Производство легкой промышленности в Казахстане нашему государству не нужно . Только с трибун правильные лозунги . На самом деле, все методы поддержки не эффективны. Это касается и экспорта , и работы на внутреннем рынке
Да, импорт надо регулировать. Мы, чтобы взять тот же тендер, поднять продажи за счёт цены, тоже вынуждены покупать за границей по дешевле. Поэтому в первую очередь надо поддерживать своих производителей ткани,сырья и т.п.
Являюсь индивидуальным предпринимателем и занимаюсь швейным производством. Моё ИП работает на упрощённом режиме налогообложения и не является плательщиком НДС, так как годовой оборот составляет до 70 миллионов тенге. Бизнес не дроблю, так как это производство и его невозможно дробить априори. Я создавал свое производство с нуля и никогда не обращался в государственные органы за субсидиями или другой поддержкой. Это мой единственный источник дохода и в него вложены все мои средства. Обслуживаю несколько кредитов и банковских рассрочек, взятых на приобретение технологического оборудования. Единственное жильё моей семьи также оформлено в ипотеку, по которой надо платить ещё много лет.
И вот теперь я и моя семья (супруга и трое малолетних детей дошкольного и младшего школьного возраста) рискуем остаться без средств к существованию.
С учётом всех расходов, в том числе таких как закуп материалов и фурнитуры, аренда помещения и коммунальные услуги, налоговая нагрузка, банковские комиссии, транспортные расходы и услуги и пр., доходность моего предприятия составляет в среднем 30-35%, имея к тому же свою сезонность, когда падает до 20%. Закуп материалов производится с нулевой ставкой НДС у таких же субъектов малого бизнеса.
Очень просто подсчитать, что после введения порога НДС в 15 миллионов тенге налог на добавленную стоимость станет для моего ИП по сути просто дополнительным налогом с оборота и полностью перекроет всю доходную часть. Предприятие станет просто убыточным и я буду вынужден либо его закрыть, либо подать на банкротство.
Много лет назад я оставил наёмную работу и решил открыть свое дело — пошив одежды. Имея два высших образования, техническое и юридическое, я прошел обучение закройному и швейному делу у одного из лучших казахстанских мастеров своего дела — Берика Исмаилова, ныне покойного. Будучи уверенным в том, что государство заинтересовано в развитии различных производств, в том числе в лёгкой промышленности, ушел с головой в это дело, вложив все имеющиеся средства и взяв займ в банке. Конечно, было много трудностей, но на сегодняшний день могу смело сказать, что у меня есть постоянные покупатели, успешно продающие мои изделия в своих магазинах. Так как основным приоритетом в моем производстве является качество и гордое «Произведено в Казахстане».
Шаг за шагом, год за годом, увеличивая оборот и поднимая качество пошива, мое предприятие развивалось. Были идеи дальнейшего масштабирования, и создание крупного производства с использованием автоматизированного оборудования с выходом на международный рынок с зарегистрированным казахстанским брендом, а также создание на базе предприятия учебного центра для молодого поколения. Для реализации этих планов есть прекрасные перспективы, так как помимо постоянных клиентов в Казахстане, большой интерес проявляют потенциальные покупатели из ближнего и дальнего зарубежья.
Однако введение очень низкого порога по НДС и увеличение ставки ставит крест на моем предприятии. И теперь мне надо решать, что делать дальше.
Есть возможность переехать в Кыргызстан, ведь там единая ставка налога для ИП от 2% до 4%, включающая в себя все налоги, а для занимающихся швейным производством составляет всего 0,25% от оборота и порог НДС 30 миллионов сом, что больше 180 миллионов тенге в год. Либо рассмотреть возможность переноса производства в Российскую Федерацию, где ставка НДС для ИП от 4% до 20%, в зависимости от оборота, а порог НДС составляет 60 миллионов рублей, что больше 300 миллионов тенге в год.
Но такой перенос производства означает полный переезд в другую страну и, возможно, смену гражданства.
Но я не хочу жить в чужой стране и платить налоги другому государству и развивать там швейную отрасль.
Я хочу работать и приносить пользу своему Казахстану, и я хочу, чтобы мое дело было прибыльным.
Поэтому очень хочу, чтобы правительство и президент приняли решение, которое обеспечит справедливость для меня и моего предприятия, чтобы и я другие граждане Казахстана, являющиеся добросовестными налогоплательщиками и занимающиеся не только производством, но и розничной реализацией производимой в Казахстане продукции, могли спокойно работать. Мы ничего не просим у государства, честно работаем, платим налоги, обслуживаем кредиты и ипотеки, обеспечиваем рабочими местами много других людей, для которых работа у нас тоже является единственным источником дохода. Мы просим справедливого к себе отношения и создания благоприятных условий для развития, как минимум не хуже чем в соседних России и Кыргызстане.
Очень много цехов закрывается в последнее время. Вижу по швейным чатам . Бесконечные объявления о продаже оборудования. В основном это очень мелкие цеха 1-5 швей. Но перед Новым годом была шокирована, когда прочла сообщения от 2х крупных компаний. Один продает производство полностью. Второй сказал, что пока работает. Но в планах продать в ближайший год. Обе компании на рынке не менее 15лет. Они озвучили причины, как раз те, что описаны в этой статье. Многие ругают повышение налогов, и уменьшение порога по НДС, кто то даже согласен, считая, что таким образом выживут только легальные. Но это ошибка. Совсем недавно в каком то бухгалтерском чате были озвучены суммы обьема , завезенного товара с Китая. Это была официальная инфа от нашей таможни 🤣. При этом китайская таможня озвучила цифры, в разы превышающие данных наших таможенников. Думаю не трудно догадаться, кто говорит правду. А еще есть этот Бангладеш. Причем, понятно, что такие обьемы это вовсе не домохозяйки, заказывающие с Тему или пиндодо. Это крупные оптовики барахолки. Ответ прост- найдите того кому принадлежит барахолка. И заставьте его платить налоги и пошлины. А самое шокирующее, что по новым поправкам по порогу ндс, нам швейникам придется платить 16% ндс, тем у кого оборот 15млн. При этом нашу отрасль не хотят включить в список по розничному налогу, где ндс не платят при 2милиардов оборота. Зато крупные торговые центры и барахолка, то есть крупные арендодатели включены в список розничного налога. Вот ищите бенефициара. Думаю все итак знают, кому принадлежат эти рынки и торговые центры. В то время когда в Китае за коррупцию к стенке ставят, у нас они «без злого умысла». Занавес.
Посмотрите цифры отчеты нашей таможни и отчеты китайской таможни. У китайцев информация о вывозе товаров в нашу в несколько раз выше. По поводу Бангладеш. Оттуда везут на миллиарды. Вряд ли это домохозяйки себе халатики заказывают. Это очень крупные оптовики барахолки. Заставьте владельца барахолки заплатить все пошлины. Но это ведь не реально. Все знают кому принадлежат барахолка и остальные торговые центры с огромными площадями. Самое шокирующее в том, что наши швейные предприятия не включают в список розничного налога, с его порогом по ндс- 2милиарда. Зато все эти чиновничьи трц и барахолки (крупные арендодатели) включены в список розничного налога. Вот и ответ.
[…] Напомним, ранее Exclusive.kz опубликовал интервью с основателем бренда ADILI, членом Ассоциации предприятий лёгкой промышленности Индирой Адил «Выживет ли казахстанский легпром под импортным гнётом…». […]