Трансафганская железная дорога: риски и возможности для Казахстана
Заместитель премьер-министра, министр национальной экономики Казахстана Серик Жумангарин в ходе своего визиты в Кабул заявил, что Астана инвестирует $500 млн в проект Трансафганской железной дороги. Должно быть, эти средства пойдут на строительство 113-километрового железнодорожного участка «Торгунди-Герат», проектированием которого занимается афгано-германская компания «Bakhtar» при содействии индийских специалистов.
Год назад Туркменистан и Казахстан договорились о совместной реализации железнодорожного коридора «Торгунди-Герат-Кандагар-Спин-Булдак» с возможностью выхода на пакистанские порты в Индийском океане. Этот маршрут пройдет по западным афганским провинциям Фарах, Нимроз, Гильменд, Кандагар, откуда может быть ответвлен в сторону Ирана и его океанского порта Чабахар.
Идея создания Кандагарского коридора или Западной трансафганской железной дороги появилась на повестке дня пару лет назад, когда в мае 2023 года Экономическая комиссия правительства «Талибан» утвердила проект железной дороги «Мазари-Шариф-Герат-Кандагар», протяженностью 1468 километров. Проект представлен как кратчайший сухопутный маршрут между Москвой и Нью-Дели через Афганистан. В основе этой инициативы лежат исконный интерес Индии наладить транспортное сообщение с Афганистаном и Центральной Азией в обход Пакистану.
С 2016 года Индия начала развивать глубоководный порт Чабахар, что привело к созданию торгового коридора «Афганистан-Иран-Индия». Постепенно ирано-индийский тандем в сфере транзитных перевозок стал выводить на горизонт все больше новых проектов.
Иран проложил железнодорожную линию «Чабахар-Захедан», которая в последующем будет подведена к приграничному городу Зарандж в Афганистане, а оттуда продлена до Кандагара. Чтобы вывести этот путь к рубежам Центральной Азии необходимо будет сначала произвести стыковку транспортной артерии «Зарандж-Кандагар» с железнодорожной веткой «Герат-Кандагар» (вторым участком Трансафганской железной дороги, берущей начало от станции Торгунди), а затем продлить либо в сторону Туркменистана, проложив железную дорогу «Торгунди-Герат», либо в сторону Узбекистана, проложив железную дорогу «Мазари-Шариф-Герат».
Из этого следует, что участие в развитии Кандагарского маршрута предоставит Казахстану альтернативный выход как в Афганистан, так и в Иран, Индию и страны Персидского залива.
Для Казахстана железнодорожная линия «Торгунди-Герат» также важна с точки зрения расширения Международного транспортного коридора «Север-Юг» на Афганистан, что усилит транзитные позиции страны в межрегиональных перевозках в направлении Южной и Западной Азии.
В классическом понимании восточная ветка МТК «Север-Юг» связывает Россию с Ираном через железнодорожные сети Казахстана и Туркменистана. Далее грузы следуют морскими путями в Индию. Проактивная политика правительства «Талибан» и соседних с Афганистаном государств, прежде всего, Узбекистана по развитию трансафганской торговли наполняет концепт «Север-Юг» новым содержанием. Не случайно инициатива Ташкента по строительству Кабульского коридора (железной дороги «Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар»), а также идея создания альтернативного железнодорожного коридора через Кандагар, которую продвигают Ашхабад и Астана, находит активную поддержку в Москве.
В начале апреля текущего года российская сторона объявила о своем участии в подготовке ТЭО Трансафганской железной дороги по обоим маршрутам. Работа будет производиться совместно с узбекско-эмиратским предприятием «ADL Ulanish». Скорее всего, следующим шагом РФ станет вступление в финансовый консорциум проекта, чтобы получить управление альтернативным иранскому транзиту каналом экспорта критических ресурсов, включая энергоносителей на обширный рынок Южной Азии и стран Залива. Аналогичная ситуация складывается на газопроводном треке ТАПИ, где Москва и Астана также намерены действовать в прочном тандеме.
Российский грузопоток в южном направлении обеспечит Казахстану устойчивый доход от транзитных услуг в купе с возможностью расширить торгово-экономическое сотрудничество с Афганистаном. Поставлена цель увеличить взаимный товарооборот до $3 млрд. Также Астана заинтересована в разведке и разработке афганских полезных ископаемых. Главным вопросом в реализации этих задач остаётся налаживание надежных транспортных коммуникаций с Афганистаном. Здесь государствам Центральной Азии важно достичь взаимной координации на основе прагматического подхода.
Гармонизация трансафганских маршрутов «Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар» и «Мазари-Шариф/Торгунди-Герат-Диларам-Кандагар-Чаман/Спин Булдак», которые сейчас взяты в разработку, представляется наиболее вероятным и самым благоприятным сценарием будущего. При таком развитии заинтересованные стороны, в первую очередь, Узбекистан, Туркменистан и Казахстан могут объединить свои ресурсы для создания единого трансрегионального железнодорожного коридора через Афганистан, что способствует ускорению реализации проекта и привлечению внешних инвестиций. В то же время, консолидация стран Центральной Азии необходима для усиления позиций региона в формировании архитектуры трансафганских коммуникаций.
Если узбекский и туркменские проекты не удастся объединить, возникнет конкуренция между двумя альтернативными маршрутами, что в долгосрочной перспективе несет в себе риск фрагментации региона со всеми вытекающими последствиями.
Комментариев пока нет