США должны сменить курс в отношении Мьянмы
Мьянме нужна помощь. После четырёх с лишним лет жестокой гражданской войны эта страна теперь пострадала от землетрясения магнитудой 7,7 – самого сильного с 1946 года. Начался очень тяжёлый гуманитарный кризис, и он усиливается, но, несмотря на чрезвычайную просьбу о международной помощи со стороны военного лидера Мьянмы, старшего генерала Мина Аунга Хлайна, США, по большому счёту, ничего не сделали.
Да, президент Дональд Трамп заявил, что Америка «собирается помочь» в борьбе с этим кризисом. Но если Китай, Индия и Россия быстро предоставили экстренную помощь, в том числе направили команды спасателей и медиков, то о США этого сказать нельзя. Одной из причин стало сокращение администрацией Трампа программ иностранной помощи, включая массовые увольнения и прекращение контрактов в Агентстве США по международному развитию (USAID). Однако есть и более важная причина: США сохраняют строгие санкции против Мьянмы.
Америка не была готова предоставлять Мьянме чрезвычайную помощи даже до новейших сокращений в агентстве USAID. После свержения армией гражданского правительства в феврале 2021 года США решили наказать Мьянму. Предшественник Трампа, Джо Байден, вводил всё более жёсткие санкции, одновременно предоставляя «нелетальную» военную помощь повстанцам, стремящимся свергнуть хунту. Администрация Трампа пока что продолжает эту политику. Но ряд сенаторов-демократов уже призвали сделать исключение из санкций, чтобы направить в Мьянму помощь пострадавшим от землетрясения.
В последние годы помощь по каналам USAID поступала, по сути, лишь в районы, контролируемые повстанцами, где она использовалась в основном для создания местных структур управления и для экстренной помощи вынужденным переселенцам. Но регионы, которые сильнее всего пострадали от землетрясения, находятся под контролем властей. И поэтому отказ Америки от конструктивного взаимодействия с хунтой напрямую препятствует оказанию помощи тем, кто в ней больше всего нуждается.
Если говорить шире, политика США в отношении Мьянмы никак не способствует укреплению стабильности, а тем более демократическим преобразованиям. Наоборот, санкции мало навредили военным правителям страны, но зато способствовали разгулу беззакония и расцвету деятельности полевых командиров, торговцев людьми и оружием, наркосиндикатов, браконьеров. Мьянма уже обогнала Афганистан, став главным в мире производителем опиума, а согласно Глобальному индексу организованной преступности, она является «крупнейшим центром организованной преступности», оказывая дестабилизирующее влияние на соседние страны – Бангладеш, Индию и Таиланд.
Американская поддержка разрозненного сопротивления в Мьянме усугубляет катастрофу в сфере защиты прав человека. Показательно, что новая волна беженцев рохинджа бежит не от армии, которая ранее совершала всевозможные злодеяния против этого меньшинства, а от повстанческой группировки Армия Аракана, которая борется с хунтой. Нападения этих повстанцев настолько жестоки, что вооружённые группы рохинджа начали сотрудничать с бывшими угнетателями – армией Мьянмы.
Одновременно укрепляется стратегический плацдарм Китая в Мьянме. Инициированные США широкие экономические санкции удушают страну, поэтому у её руководства не остаётся иного выбора, кроме как позволять Китаю эксплуатировать богатые природные ресурсы Мьянмы – природный газ, минеральные руды, драгоценные камни и самоцветы, включая рубины и нефрит.
США уже совершали подобную ошибку. Во время предыдущей военной диктатуры в Мьянме Америка более 20 лет проводила политику наказания и изоляции, основанную на санкциях. Но ничего не менялось (если не считать усиления влияния Китая). Лишь когда президент Барак Обама начал проводить политику стратегического взаимодействия, поощряя демократические реформы путём смягчения санкций, ситуация стала меняться. В 2015 году, то есть через три года после того, как Обама стал первым американским президентом, посетившим эту страну, в Мьянме было избрано первое за более чем 50 лет гражданское правительство.
США использовали этот урок в Таиланде, где, как и в Мьянме, армия традиционно является доминирующей политической силой и захватывала власть 12 раз за последние 90 лет. Когда в 2014 году руководитель армии Таиланда устроил переворот, США стремились к дипломатическому взаимодействию с режимом, и этот подход в итоге помог вернуться к гражданскому правлению в 2023 году.
Администрации Трампа следует применять такие же подходы к Мьянме. Это означает, прежде всего, что надо воспользоваться землетрясением как шансом для начала ограниченного взаимодействия с режимом. Такое взаимодействие позволит расширить доступ гуманитарной помощи и поможет деэскалации и повышению безопасности, особенно на восточной границе Мьянмы, где китайские криминальные организации управляют центрам кибермошенничества, уже укравшими миллиарды долларов у иностранных пенсионеров и других граждан (в том числе в США).
Кроме того, США следует заменить широкие экономические запреты на целевые санкции против конкретных физических и юридических лиц, непосредственно ответственных за нарушения прав человека. И следует свернуть военную поддержку повстанцев, которая способствует лишь продолжению насилия, а прямую гуманитарную помощь, укрепляющую стабильность, наоборот, увеличить. Следует также в сотрудничестве с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и другими ключевыми региональными игроками, включая Индию и Японию, добиваться дипломатического завершения гражданской войны, опираясь на понимание, что устойчивого мира можно достигнуть лишь путём взаимодействия со всеми сторонами – начиная с армии Мьянмы.
Стремясь сменить режим в Мьянме с помощью морального крестового похода, можно будет получить лишь один результат: страна ещё сильнее погрузится в хаос – на радость транснациональным преступным синдикатам, наркоторговцам и геополитическим противникам Америки. Более прагматичные подходы позволят администрации Трампа смягчить гуманитарный кризис в Мьянме, помочь налаживанию диалога между хунтой и оппозиционными силами, дать отпор возросшему влиянию Китая в этой стратегически важной стране. Выбор совершенно очевиден.
Copyright: Project Syndicate, 2025. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет