Для экономики Казахстана существует пять ключевых рисков
Поддержать

Для экономики Казахстана существует пять ключевых рисков

Высшая школа экономики и аналитическая инвестиционная компания «Финам» представили обзор того, как складывается реальное положение дел в казахстанской экономике. Аналитики приходят к выводу, что в 2017 году перед Казахстаном будут стоять пять существенных рисков, которые правительству необходимо будет преодолеть.

Эксперты отметили, что в октябре экономика Казахстана стала показывать признаки восстановления роста. За январь-сентябрь рост ВВП составил 0,4% год к году, в основном за счет роста услуг. Это означает, что рост в третьем квартале был близок к 1%, так как за первое полугодие ВВП показал рост в 0,1%. Промышленное производство также показало признаки оживления: после спада на 2% в январе-сентябре, за десять месяцев спад составил 1,7% год к году, что соответствует росту на 1,2% в октябре. Особенно улучшились показатели добывающей промышленности, которая за последний месяц выросла на 4,2%. В следующем году промышленность может быть поддержана продолжением программы утилизации автомобилей. Пока она проходит в пилотном режиме, но в правительстве оценивают, что 58% автомобилей в Казахстане имеют возраст более 10 лет, что открывает возможности для масштабной программы обновления автопарка. Вместе с этой программой поддержку получат предприятия по переработке металлолома. Инфляция продолжила снижаться – с 16,4% в сентябре до 11,3% в октябре. Это позволило Нацбанку снизить ставку на 0,5%. Помимо инфляции на решение о снижении ставки влияет долларизация. Действительно, при высокой долларизации экономики монетарная политика является неэффективной. На денежном рынке сохраняется профицит ликвидности, при котором ставки на денежном рынке будут оставаться у нижней границы коридора.

Согласно прогнозам Нацбанка, инфляция будет в коридоре 6–8% в следующем году и 5–7% в 2018 году. Рост ВВП в 2017 году ожидается на уровне 1,5–2%, что ниже потенциального роста, оцениваемого на уровне 3–4%, вследствие слабого внутреннего спроса. Шоков со стороны внешнего спроса не ожидается, но Национальный банк ожидает, что в случае падения цены на нефть до $30 за баррель он будет проводить сдерживающую монетарную политику.  Аналитики считают, что Нацбанк, вероятно, усиливает надзорную функцию. Так, регулятор приостановил лицензии на открытие депозитных счетов банкам Казинвестбанк и Дельта Банк. В совокупности на их долю приходится 4% депозитов физлиц. Банки нарушали требования надзорного законодательства. Рейтинговое агентство S&P оставило рейтинги банков неизменными ввиду низкой доли депозитов физлиц в обязательствах банков. В отсутствие шоков рост ВВП в следующем году может составить 1,5–2%. В экономике Казахстана накапливается отложенный рост, связанный с инвестициями. Во-первых, многие программы господдержки были направлены на развитие малого бизнеса. При поддержке со стороны фонда «ДАМУ» уже три банка выдают льготные кредиты на развитие предпринимательства. «ДАМУ» предоставляет гарантию до 85% суммы кредита и оказывает консультации по проектам. Во-вторых, в 2015–2016 годах доля инвестиций в ВВП повысилась с 25% до 28–29%. Но отдача от инвестиции может оказаться не слишком большой, так как многие вложения были направлены на развитие инфраструктуры, а не на машины и оборудование. Например, в случае с инвестициями в ЖКХ долгосрочный эффект на ВВП близок к нулю.

Большой толчок для роста может оказать развитие внешнеэкономических связей. Фонд Байтерек привлек $300 млн финансирования от японского Sumitomo Mitsui для экспортного кредитования, чтобы способствовать поставкам высокотехнологичного оборудования. В целом активизируется сотрудничество с Японией. Кроме того, с 2017 года Казахстан добавит 21 страну к соглашениям о безвизовом режиме. Также введена система оценки деятельности послов, привязанная к сумме совместных проектов. Между тем иностранные инвесторы в приоритетных отраслях: металлургия, агрохимия, легкая промышленность и машиностроение – освобождаются от уплаты подоходного корпоративного налога и земельного налога на 10 лет.

В следующем году эксперты выделили пять основных риск-факторов для РК:

Цены на нефть

Казахстан остается экономикой, ориентированной на экспорт нефти и газа, и любые потрясения на мировых рынках отражаются на экономике. В следующем году динамика нефти будет под давлением от увеличения добычи в США, в то время как ОПЕК не снизит добычу сверх оговоренных объемов.

Месторождение Кашаган

Добыча на старых месторождениях снижается, что напрямую отражается в ВВП. Успешный запуск Кашагана, следовательно, важен для поддержания производства нефти. С другой стороны, при текущих ценах на нефть месторождение убыточно, что может потребовать дополнительной поддержки от правительства.

Банки

Качество активов банков, возможность кредитовать и обеспечивать сохранность депозитов являются ключевыми критериями поддержания роста. Правительственных денег будет недостаточно, чтобы заменить функционирующую банковскую систему.

Социальная стабильность

В правительстве наблюдается озабоченность влиянием радикального ислама на общество. Пока эти тренды контролируемы. Но изменения в правительстве, связанные, например, с состоянием здоровья президента, могут вызвать беспорядки внутри страны.

Экономика Китая

Китай становится все более важным торговым и финансовым партнером для Казахстана. Однако не все в экономике Китая безмятежно, сохраняется беспокойство вокруг большой закредитованности экономики. Ухудшение ситуации в экономике этой страны, безусловно, отразятся на всем мире, но в гораздо большем объеме – на Казахстане.

Не все гладко и в банковской системе. Национальный банк заявил о необходимости продолжить расчистку балансов банков. Несмотря на то, что в отчетности доля просроченных кредитов снижается, по оценкам S&P, каждый третий кредит был реструктурирован. Иными словами, реальное качество активов гораздо хуже, чем в отчетности. Так, доля кредитов с просрочкой более 90 дней составляет 8,2% у трех крупнейших банков и 7,5% — у остальных. При этом общая доля просроченных кредитов — 10,7 и 15,1% соответственно. Таким образом, трудности с погашением кредитов потенциально присутствуют у вдвое большей доли средних и малых банков. Эти кредиты могут быть реструктурированы в случае дальнейшего замедления экономики. Ввиду этой динамики резервы у Топ-3 банков покрывают 150% задолженности с просрочкой более 90 дней и 115% общих просроченных кредитов. Однако у других банков соответствующий показатель составляет 110 и 55% соответственно. Таким образом, в случае ухудшения ситуации с должниками, банки, особенно не из Топ-3, могут показать серьезные убытки. Несмотря на возможные проблемы с качеством заемщиков, банковский сектор пока продолжает быть прибыльным. Средняя процентная маржа составляет 4,8%, а норма прибыли на активы устойчиво увеличивалась со второго квартала 2015 года. Риски также кроются в значительной открытой валютной позиции, которая составляет — 43% капитала. Действительно, соотношение валютных активов и пассивов не в пользу банков. Доля валютных кредитов — 42%, а доля валютных депозитов — 56%. В то же время отношение депозитов к кредитам – около 110%. Многие из валютных кредитов остались на балансах после кризиса и включают в себя валютные займы организациям, которые не имеют валютной выручки. В то же время нефтяной сектор, который обеспечивает наибольшее поступление валютной выручки, в основном кредитуется на внешних рынках. Таким образом, девальвация определенно ухудшила качество кредитов. Без скоординированных мер по реструктуризации и деноминации займов, банки рискуют оказаться в ситуации, схожей с кризисной. При этом они могут оказаться не в состоянии поддерживать рост и, более того, могут негативно на него влиять.

Казахстан и Россия испытали шок от падения цен на нефть, но Казахстан смог избежать рецессии. В России падение, вероятно, усугубилось за счет санкций. В динамике кризиса, действительно, были большие отличия. Во-первых, в Казахстане инвестиции продолжили расти, и их доля в ВВП увеличилась. С первого квартала 2015 года динамика инвестиций в России находится в отрицательной зоне, а в Казахстане – стабильно выше нуля. Во-вторых, частный спрос в Казахстане не испытал больших потрясений. Потребление в России же испытало сильнейший шок, сопоставимый с кризисом 2009 года. Это также заметно в динамике импорта: его коррекция в реальном выражении составила 28% в 2015 году, а в Казахстане максимальное падение было 8% в 2014 году. Динамика бюджетных резервов также различалась. С конца 2013 года Национальный фонд уменьшился с $84 до $72 млрд, а Резервный фонд и ФНБ в России упали практически в два раза: со $175 до $105 млрд. Средств Нацфонда хватит на 8 лет без доходов. В России же оценки ближе к двум годам. Резервы центральных банков также показали разную динамику: в Казахстане они несколько снизились – с $96 до $93 млрд., а в России упали с $510 до $390. Что объясняет такую большую разницу в прохождении кризиса Казахстаном и Россией? Причем Казахстан гораздо более зависим от нефти, чем Россия.

Во-первых, санкции. Хотя некоторые российские компании смогли приспособиться к новым условиям заимствования, общий внешний долг России снизился. Тем временем Казахстан активно сотрудничал с институтами развития и, напротив, нарастил внешние обязательства. Вместе с иностранными деньгами, зачастую, в экономику приходят иностранные технологии, что поддерживает рост. Во-вторых, уровень развития экономика и вектор ее направленности. Экономика России несколько более зрелая, в то время как Казахстан находится на более ранних, догоняющих, стадиях. Даже во время спадов долгосрочные проекты, нацеленные на развитие, создают подушку безопасности. И как раз в последние годы Казахстан стал догонять и обгонять Россию в таких показателях, как ВВП на душу населения и Doing Business. Например, Казахстан – третий в мире по защите миноритарных инвесторов. Кроме того, свою роль могло сыграть кредитование. Доля кредитов к ВВП в России в полтора раза выше, чем в Казахстане. Следовательно, увеличение ставок на кредиты на 10 процентных пунктов влияет сильнее на более закредитованную экономику. Однако состояние банковского сектора в Казахстане несет риски для роста, но нацеленность правительства на оздоровление банков может обеспечить будущему росту стабильность.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *