За что создатель «Кыз Жибек» получил 20 выговоров и почему он отказался от вызова «Скорой»?
За фильм «Кыз Жибек» Султан Ходжиков был удостоен Госпремии Казахской ССР. За наградой он пришел в каком-то пиджачишке. Но и получив ее, не приобрел нормального костюма: премия ушла на погашение долга за перерасход пленки.
Не тот Бекежан
В Алматы завершила свою работу деловая площадка Almaty Film Days, посвященная Дню города. Кроме Круглых столов на разные темы («Кино и карантин: как снимать в новой реальности», «Пиратство убивает творчество», «Казахстанский контент на стриминговых платформах: возможности и перспективы»), прошли также кинопоказы в автокинотеатре «Тикетон», где алматинцы увидели на большом экране среди прочих картин любимый многими поколениями зрителей фильм «Кыз-Жибек», которому в этом году исполняется 50 лет.
Эта картина стала главной в жизни фронтовика, гвардии капитана Султана Ходжикова. Огромное чувство ответственности, которое испытывал режиссер, передалось и актерам, сыгравшим главные роли в этой историко-романтической драме.
— Каждый его жест, каждое слово воспринимал как приказ, который обсуждению не подлежит, — вспоминал Куман Тастанбеков (Тулеген). — Когда он сказал, что мне нужно похудеть, я тут же перешел на хлеб и воду. Нет, я никогда не был толстым, но лицо, хотя уже и жил в городе, оставалось по-деревенски круглым и тяжелым от кирпичного румянца. Когда пришел через неделю заметно осунувшимся, режиссер удовлетворенно сказал: «Вот это другое дело. Теперь можно начинать и кинопробы».
На роль Жибек претендовало много профессиональных актрис. Но режиссер был непоколебим: увидев что-то родственное в характере эпической героини и алматинской школьницы Меруерт Утекешевой, каким-то шестым чувством угадал настоящую Жибек.
— Я не вникала, но чувствовала, что в худсовете шли жуткие споры, — говорит Меруерт Утекешева. — Там боялись, что девочка, только-только сдавшая выпускные экзамены в школе, не сможет сыграть в двухсерийной картине.
На главную роль меня окончательно утвердили только потому, что Ходжиков настаивал: Жибек должна сыграть юная девушка. Иначе, считал он, народ не примет картину. Чувство ответственности было до того огромным, что притуплялась даже боль. «Акбозат, где твой хозяин?» — спрашивает Жибек, когда лошадь вернулась без Тулегена. Животное в этот момент наступило мне на ногу, но я терпела. Эпизод был так хорошо сыгран, что Ходжиков сделал мне маленький подарок. На деревянной дощечке с его автографом (сегодня она для меня самая дорогая реликвия) написано: «Альту (так звали мою лошадь) и Кыз Жибек».
Асанали Ашимов, сыгравший в фильме «Кыз Жибек» наиотрицательнейшую роль – Бекежана, добился ее, можно сказать, вопреки желанию режиссера.
— Султан-ага не собирался утверждать меня на эту роль, — рассказывает он сегодня. — Не нравился я ему, и все тут! Пройти пробы он мне разрешил так, на всякий случай. А мне страшно хотелось сыграть Бекежана. Это была узловая роль, на ней держался весь фильм, поэтому соперники у меня подобрались архисерьезные: Каукен Кенжетаев, Нурмухан Жантурин, Ануар Молдабеков…
Накануне проб я всю ночь не спал, а с утра побежал в театр. Подобрал там костюм средневекового батыра и шлем, который очень шел мне, и попросил сделать грим, в первую очередь подчеркивавший глаза. А они у меня в те годы были хороши. И выдал все, что мог! У Габита Мусрепова, автора сценария, как говорится, челюсть отвисла.
— Вот он — Бекежан! – закричал старик.
Нравлюсь не нравлюсь я режиссеру уже не играло роли: всем было ясно, кто будет играть Бекежана.
Перед съемками фильма Султан Ходжиков собрал актеров, прошедших кастинг.
— Бекежан, какой масти должна быть ваша лошадь? – спросил он меня, почесывая подбородок.
— Думаю, это должен быть вороной тулпар.
Недолюбливающий меня Ходжиков (не только он, многие в те годы смотрели на меня как на выскочку и корыстолюбивого карьериста, за мной шлейфом тянулось — «зять Шакена Айманова») ехидно бросил:
— Ха! Ошибаетесь, Бекежан должен сидеть на кляче.
— Может быть, — ответил я. – Вы режиссер, значит, вправе посадить и на клячу.
Султан-ага как ни в чем не бывало продолжал допытываться:
— Как вы себе представляете этот образ?
И тут мне в голову стукнуло:
— Все мы знаем Ермека Серкебаева. Прекрасный певец и интересный мужчина. Все алматинские девушки убиваются по нему. Но вот однажды в городе появляется более молодой и не менее знаменитый Муслим Магомаев. И девушки, оставив прежнего кумира, все свои симпатии обрушили на него. Вот таким же было положение и Бекежана. Не появись Тулеген, и Жибек полюбила бы его. Другого такого рыцаря, как Бекежан, в тех краях просто не было.
В глазах режиссера появилось нечто, похожее на теплоту, похоже, ответ ему понравился. С этой минуты у нас стали налаживаться отношения. Человек со сложным характером, Ходжиков оттаивал постепенно, большими друзьями мы с ним стали только ближе к концу съемок.
20 выговоров за одну картину
Рабочий день киногруппы картины «Кыз Жибек» начинался в шесть утра и заканчивался поздним вечером. Знаток своего дела, оператор Асхат Ашрапов подбирал натуру так, чтобы она гармонировала с роскошными костюмами и красотой героев. В поисках алых маков киноэкспедиция ежедневно совершала марш-броски по 30-40 километров. В лагерь возвращались не раньше 12 ночи, и режиссер тут же начинал планерку, где обговаривал кадры следующего дня. О жесткости и требовательности Ходжикова ходили легенды. Кто-то из остряков даже назвал самого норовистого и дерзкого скакуна его именем – Султан. Создаваемый им фильм стал притчей во языцех. Деньги отпущены были только на одну серию – 650 тысяч рублей вместо запланированных 850 тысяч. Но Габит Мусрепов категорически отказывался сокращать сценарий, а Ходжиков, добиваясь эффектных кадров, любил импровизировать. После того, как к первому секретарю ЦК компартии Казахстана Динмухаммеду Кунаеву был отправлен ходок – директор киностудии «Казахфильм» Камал Смаилов, выделили еще 250 тысяч. Но денег на создание двухсерийной широкоформатной картины все равно не хватало.
В фильме не случайно доминирует красный цвет – символ тревоги и неизбежной трагедии. За главную картину своей жизни Ходжиков получил 20 выговоров. Каждая планерка на «Казахфильме» начиналась с «Кыз Жибек»: срываются сроки, идет многократный перерасход пленки. Сейчас такой подход назвали бы блестящей продюсерской находкой, а тогда ругали и ругали: костюмы не те, длинные волосы героя (Тулегена) – это вообще возмутительно, не эпический герой, а какой-то современный стиляга. Но режиссер занял принципиальную позицию: такой Тулеген будет близок молодой аудитории. И он оказался прав: «Кыз Жибек» стала самой кассовой картиной казахского кино — зритель принял тот романтический мир, созданный режиссером.
К концу съемок Ходжиков был на грани срыва. Осунулся, поседел, отпустил усы, которые старили его на добрый десяток лет, хотя было ему тогда всего 46. Во время монтажно-тонировочного периода с ним случился инфаркт.
Когда фильм сдавали худсовету, зал был переполнен. Первым после просмотра взял слово автор сценария Габит Мусрепов, с которым у режиссера были жесткие трения еще до съемок картины. Молодой в ту пору режиссер Болат Шарип, помимо своих ассистентских обязанностей по приказу режиссера ставший еще и стенографистом, так передал отзыв классика:
— Помните, я предупреждал: если даже фильм будет посредственным, голосуйте против. Но сегодня я хочу сказать: Султан Ходжиков снял прекрасную картину.
Долги режиссера
«Кыз Жибек» купили многие страны. Как вспоминала Гульфайрус Исмаилова (она сыграла роль матери Кыз Жибек и одновременно была художником картины), после просмотра картины в стенах бельгийского киноинститута зал после минутного молчания разом встал и взорвался аплодисментами! Однако триумф фильма никак не отразился на судьбе режиссера. После выхода «Кыз Жибек» на экраны Султан Ходжиков 15 лет не снимал игровые картины. Он признавался звукорежиссеру Кадыржану Косаю: «Я подсчитал свой ежемесячный доход — он не превышает 40 рублей».
– Он и Госпремию за «Кыз Жибек» пришел получать в каком-то пиджачишке, — вспоминает тот. — Кстати, этой премией ни он, ни его семья так и не воспользовались: она ушла на погашение долга за перерасход пленки.
Годы вынужденного безделья были заполнены написанием сценариев, но ни один из них не был включен в тематический план «Казахфильма». Почему? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Возможно, отказы были продиктованы тем, что романтик Ходжиков был рожден снимать эпические фильмы, которые и тогда, и сейчас требуют огромных денег. А, может быть, не всем нравилась его прямолинейность и жесткость. Сам он никого не осуждал. «Наше дело снимать, а не давать оценку другим», — говорил он.
Незадолго до смерти Ходжиков задумал снять фильм о дружбе двух богатырей – Хаджимукане Мунайтпасове и Иване Поддубном. Идея так и не снятой картины «Знай наших!» была инициирована его другом, первым профессиональным казахским киноооператором Искандером Тынышпаевым. Режиссер долго подбирал актеров на роли главных героев. Остановившись на Алеухане Бекбулатове и Дмитрие Золотухине, Ходжиков отправил их на несколько месяцев в олимпийскую школу обучаться французской борьбе и приобретать спортивную форму. Его упрекали, что он транжирит деньги, а он, как всегда, добивался достоверности.
По замыслу режиссера, фильм «Знай наших!» должен был стать трилогией, но продолжение истории о легендарном Хаджимукане зритель так и не увидел. 10 марта 1988 года Султану Ходжикову исполнилось 65 лет, а на следующий день его не стало. Умер от пустяка — от аппендицита, категорически отказавшись от вызова «Скорой».
Комментариев пока нет