Почему Токаев решил переизбрать сначала себя, а потом парламент
Послание президента «ожидаемо неожиданно» свелось к тезису об очередных внеочередных выборах. Как мы и предполагали, вся остальная часть выступления была неким первым предвыборным ходом Акорды. Однако главный вопрос – почему все-таки Касым-Жомарт Кемелевич решил сначала утвердить себя в роли главы государства, а потом уже дать волю новоиспеченным партиям и потенциальным «одномандатникам»? Ответ на него может вскрыть саму стратегию «Нового Казахстана» на период до пресловутого 2030 года.
Предвыборная агитка
Львиная часть Послания, которая, по сути, заняла 95% выступление оратора, была на государственном языке. Посмотрим, как на это отреагирует «северный сосед», но все же расширенный месседж президента был направлен на внутреннюю аудиторию. Хотя еще вчера можно было предположить, что Касым-Жомарт Кемелевич даст какой-то дипломатичный намек для нерезидентов Казахстана.
Тут выделяется два блока. Самый объемный – это социально-экономический, что было вполне предсказуемо. Туда входят заявления об очередном снижении утильсбора и поднятии минимальной зарплаты, создание «детского фонда» и озвучивание проблем домашнего насилия. Даже намерение ввести «налог на роскошь» должно было положительно повлиять на благосклонность электората.
Вторым блоком, как нам видится, является правовой. Сюда, в первую очередь, входит заявление об амнистии участникам январских событий. С большими оговорками и нескрываемым обвинительным уклоном – ведь прощение предусматривает наличие обвинения и признание вины. Эта тема заслуживает отдельного внимания, и мы к ней вернемся в другой раз. Сюда же входит и неожиданное предложение об отмене от статуса председателя суда, что может дать намек на справедливое правосудие, но также с существенными оговорками.
В целом же, как мы и предполагали, речь Касым-Жомарта Кемелевича, по сути, стала его предвыборной программой. Тут следует отметить, что правительство недавно увеличило «резервы на инициативы президента» с 2-х до 3-х процентов от планируемого объема расходов республиканского бюджета. По приблизительным расчетам финансирование президентских инициатив может составить порядка 550 млрд тенге. То есть, деньги на реализацию предвыборной программы в стране уже нашли.
Поперед батьки?
Разговоры о досрочных выборах были и прежде – еще с начала года. Впрочем, это своеобразная национальная игра в политические прогнозы – когда именно они пройдут и кого будем переизбирать, главу государства или мажилис? Второй вопрос будоражил общество последние несколько месяцев. Большая часть предрекала именно парламентские выборы, причем, они должны были пройти в первом квартале следующего года. В принципе, так и произойдет, судя по строкам оглашенного послания, однако прежде все же нам предстоит президентская гонка.
Но почему именно такой порядок? Чтобы понять это, нужно для начала ответить на другой вопрос – почему инициатива об одном сроке не была озвучена в ходе предыдущего послания? По нашему мнению, даже намек на это дало бы сильный импульс для внутриполитических движений и напряжения в обществе. А этого Акорде тогда, в марте, совсем не нужно было, тем более, тогда «реваншисты» были начеку. Впрочем, сейчас ей это тоже никак не поможет, но время идет, цены растут, рейтинг Токаева демонстрирует нестабильность. Поэтому нужно было отложить, чтобы общество не мешало.
Исходя из этого, нужно вспомнить и о парламентариях. Сейчас они более чем лояльны и могут продвигать любые инициативы главы государства, даже если при его предшественнике единогласно голосовали за диаметрально противоположное. Вместе с тем, выборы в мажилис несут две большие опасности для Акорды. Во-первых, даже если «считать, как надо», в него могут попасть новые и очень амбициозные граждане, которые могут сдвигать градус критики в сторону президента. Даже более смирные парламентарии для создания видимости своей независимости могут позволить перескакивать через правительства и задавать вопросы главе государства, а не правительству, как у нас заведено. Во-вторых, несправедливый исход голосования резко повысит протестный настрой в обществе, а гражданское общество уже не станет церемониться с обвинениями Токаева и его Администрации в методах «старого Казахстана», которые еще за Кантар не ответили. А ему очень нужно укрепить, а точнее, перезагрузить свою легитимность с правовой точки зрения. Ведь путем январского недопереворота и увода клана Назарбаева на второй план (или в тень) Токаев уже это осуществил, и теперь надобно сделать так, чтобы вокруг не шушукались о том, что он неблагодарный преемник, получивший ключи от Акорды только благодаря елбасы.
Кстати, годовщина январских событий даже при условии максимально расширенной (с точки зрения властей) амнистии никак не придаст лишних голосов кандидату в президенты Токаеву. Более того, как отмечалось, ему укреплять власть надо уже сейчас – пока не грянул очередной кризис, пока люди отвлечены урожаем и бытовыми проблемами и пока не созрели его конкуренты. Можно даже сказать, что в данном случае Касым-Жомарт Кемелевич поступил благородно – фактически дал обществу немного осмыслить ситуацию, привыкнуть к мысли о грядущей предвыборной гонке, а другим потенциальным кандидатам – подготовиться к ней. В этом плане послание президента в прямом смысле дало старт новому политическому сезону.
Тут следует добавить, что не стоит ставить лайк Токаеву за то, что он добровольно сокращает число президентских сроков с двух до одного и объявляет перевыборы. Во-первых, он и так, по сути, идет на второй, а во-вторых, фактически, он и так досидит практически до 2030 года, если бы он «взял два по пять». При условии, конечно, если за него проголосует большинство. Между прочим, почти все почему-то восприняли желание нынешнего хозяина Акорды продлить в ней аренду еще на семь лет, как должное. Хотя, если вспомнить, даже более честный мажилис в свое время также же дал президенту семилетний срок, и Нурсултан Назарбаев, фактически, начинал укреплять свой авторитаризм с него.
Как может быть
И тут возникает следующий вопрос – а как все будет выглядеть? Весной, после мартовского послания Токаева, был обнародован график реализации его инициатив. Тогда, кроме прочего, было заявлено, что «дополнения и изменения» в избирательное законодательство должно будет принято в сентябре. Летом был представлен законопроект об изменениях и дополнениях в выборное законодательство, где ничего не было о том, что президент может избираться только один раз, но на семь лет (или – на семь лет, но один раз). В общем, для начала парламенту предстоит поработать в усиленном режиме, чтобы внести дополнительные поправки и пропустить их через себя. И только после этого Токаев своим указом может объявить о проведении внеочередных выборов президента.
Нужно заметить, что до конца осени времени не так много, хотя она только-только началась. Как известно, со дня оглашения указа о выборах дается два месяца. Поэтому депутаты просто обязаны сильно поднатужиться, чтобы до конца сентября подготовить вполне годный законопроект. Скажем, до 27-го числа, чтобы в этот день соответствующий указ вышел из-под пера Касым-Жомарта Кемелевича. Таким образом, день голосования может выпасть на 27 ноября – ближайшее воскресенье до Дня первого президента. Тут сразу несколько выгод – и в обозначенный президентом срок укладываются, и до профессионального праздника Нурсултана Абишевича успевают, и потенциально протестный декабрь не захватывают.
Ну а что касается других претендентов на президентское кресло, то, думаем, их будет много. Это будут привычные представители официальных партий, новые и почти новые лица, популисты, статисты и даже кто-то из представителей «старого Казахстана». Впрочем, это тема для отдельного разговора, и мы к ней, судя по всему, вернемся в самое ближайшее время.
1 Комментарий
«Между прочим, почти все почему-то восприняли желание нынешнего хозяина Акорды продлить в ней аренду еще на семь лет, как должное». А кто все? Народ или популярные активисты, типа Тайжана? Мне кажется и те и другие. Идет борьба за власть и все тут за Токаева. Ибо, настолько достали прежние, что дальше конец РК. Успехов всем!