Почему в Казахстане строятся дорогие, но некачественные школы  - Exclusive
Поддержать

Почему в Казахстане строятся дорогие, но некачественные школы 

В сентябре 2021 года Токаев и министр образования Асхат Аймагамбетов заявили о существенной нехватке школ. Тогда было объявлено: если ситуация не улучшится, то уже в 2025 году около 1 млн. казахстанских детей не смогут учиться, для них попросту не будет хватать мест. В ответ правительство запустило национальный проект по строительству новых образовательных площадок. Однако спустя год становится видно: хоть новые школы и появляются, проблема кардинальным образом не решается. 

На реализацию государственного проекта, который получил название «Качественное образование «Образованная нация»», в октябре 2021 года выделили 972 млрд. тенге. Основная сумма (789 млрд. тенге или 81%) – это средства местных бюджетов, то есть акиматов областей и городов республиканского значения. Всего к 2025 году в стране планируется открыть 1000 новых школ. К их созданию государство приступило сразу же, госзакупки начали осуществляться практически одновременно со стартом программы. Уже в 2021 году были построены и открыты первые 200 новых образовательных мест. 

Но ко второй половине 2022 года у большого количества свежепостроенных площадок пошли трещины, начал рушиться бетон, провалился фундамент, стало ломаться приобретенное оборудование. Всего в Казахстане зафиксировано как минимум 33 таких случая. Новые школы оказались некачественными. Особенно острой данная ситуация стала в Западно-Казахстанской, Актюбинской и Туркестанской областях. А ведь именно в тех частях страны сейчас фиксируется наибольшая рождаемость, а, значит, и в школах они в ближайшие годы будут нуждаться сильнее всего.

В сентябре этого года министерство просвещения публично признало проблему. Вице-министр просвещения Гани Бейсембаев тогда заявил, что виноваты подрядчики, поскольку используют некачественные материалы ради собственной выгоды. Также было выявлено, что зачастую школы оснащаются только на 5-10% от общих проектных требований. 

Решать все это будут не усилением контроля и установкой наказаний, как можно было бы предположить, а запуском очередного национального проекта для строительства школ нового формата с еще большим вливанием государственных средств. Новый проект начнется в 2023 году и получит название «Комфортная школа». Для его реализации потратят 2,6 трлн. тенге из средств Нацфонда и республиканского бюджета, указано на портале «Открытые НПА». Отбор и заключение договоров в рамках этой программы будет осуществлять «Samruk-Kazyna Construction». 

Но увеличение трат едва ли на самом деле сможет помочь. Основной бедой в Казахстане до сих пор остаются высокая коррумпированность и непрозрачность расходов. Именно они становятся корнем всех подобных ситуаций. Это становится явно заметно, если проанализировать государственные закупки. Аналитики общественного фонда «Цифровое общество» проверили контракты на строительство школ, проведенные в 2021 и 2022 годах, и выяснили, что они осуществлялись по завышенным ценам и на неконкурентных условиях.

Рыночная стоимость строительства школы

Чтобы можно было объективно утверждать о завышении цен, необходимо сначала рассчитать нормальную трату. Для этого аналитики фонда взяли два примера: базовый типовой проект и объект, созданные по стандартам Назарбаев интеллектуальных школ. 

Типовой школой стал лицей, предназначенный на 1200 человек, который был построен и подарен городу Алматы в 2016-2017 годах бизнесменом Кенесом Ракишевым. Он соответствовал всем стандартам качества и, в отличие от новых сданных школ, не начал разрушаться. Стоимость реализации и закупки оборудования составила тогда 1,83 млрд. тенге. 

Для выяснения стоимости такого проекта в 2021 и 2022 годах сотрудники фонда проиндексировали эту цену на основе курса доллара, поскольку стройматериалы являются импортными. По сравнению с 2016 годом, курс доллара в 2021 году вырос на 22%, в 2022 году (на момент проведения исследования) – на 35%. Таким образом, в 2021 году данный лицей стоил бы 2,23 млрд. тенге, а в 2022 – 2,47 млрд..

Теперь нужно разделить общую стоимость на количество мест, чтобы выяснить цену реализации проекта за одного ученика. Это необходимо для достижения объективности оценки и демонстрации усредненной ситуации, поскольку разные школы строятся на разное количество мест, в зависимости от выделенной площади. Таким образом, согласно расчетам фонда «Цифровое общество», рыночная стоимость одного ученического места в типовом проекте составляет 1,86 млн. тенге в 2021 году и 2,06 млн. тенге в 2022. 

Стандарты Назарбаев интеллектуальных школ, в свою очередь, имеют более высокие требования. В них должны находиться лаборатории, игровые комнаты, смарт-классы, кинозал, 3D-принтер, кабинеты робототехники, ноутбуки и интерактивные парты в библиотеках, теплицы и натуралистические зоны на территории школы, беседки, спортивные площадки. Стоимость реализации таких проектов, безусловно, выше. 

За пример НИШ, созданной на рыночных условиях, была взята Астанинская частная школа «BINOM», построенная в 2021 году компанией «BI Group». Она предназначена на 2000 мест. Ее создание стоило 7,5 млрд. тенге, то есть 3,75 млн. за одного ученика.

Однако при реализации такого проекта на государственных закупках следует добавить 30% заработка подрядчика-строительной компании (в данном случае этого не было, поскольку сама же компания и создала школу). Таким образом, если бы эта НИШ создавалась государством, она бы стоила 4,88 млн тенге за одно место. В 2022 году, с учетом изменения курса доллара, такой проект обошелся бы в 5,41 млн тенге за ученическое место.

Сколько тратят на строительство школ

Для анализа текущих трат общественный фонд «Цифровое общество» изучил все выставленные разными регионами лоты для строительства школ, рассмотрел их содержания и для каждого рассчитал стоимость за одно ученическое место. В результате получился рейтинг, который дает наглядное представление о ситуации.

– Мы считаем, что эффективность строительства школ через систему госзакупок должна находиться под бдительным контролем гражданского общества. Ответственный государственный бюрократический аппарат в лице госслужащих должен проводить бескомпромиссную политику прозрачности и противодействия коррупции в госзакупках работ по строительству новых школ. Все эти требования к мерам правительства по противодействию коррупции при госзакупках и роль общественного контроля в данном процессе подробно и четко описаны в Конвенции ООН против коррупции, – пишут сотрудники фонда Нургали Рахманов и Динара Канибай в «рабочей тетради» (документе, который занимает 32 страницы, с подробными описаниями и результатами анализа).

В результате анализа было выявлено, что во всех регионах цены на строительство школ выше рыночных как минимум в 1,5 раза. Худшая ситуация в 2021 году была в Шымкенте, где строят «дворец школьников» на 500 человек стоимостью 7,6 млрд. тенге (14,5 млн. за место) – в 3 раза дороже рыночной цены по стандартам НИШ, в 8 раз дороже типового объекта. 

– Общеизвестно, что риски коррупционных схем в строительных контрактах появляются при очевидно завышенной стоимости материалов, оборудования и работ по сравнению с аналогичными проектами. Один из распространенных способов завышения цен – это неточность и размытость технических спецификаций, что позволяет закупать по ценам дорогих высококачественных материалов и оборудования самые дешевые аналоги, – комментирует фонд.

В 2022 году ситуация, однако, несколько улучшилась – вероятно, благодаря громким скандалам, связанным с поломкой новых школ. Максимальные цены по-прежнему находятся выше рыночных, но теперь не настолько сильно. Также появились регионы, где минимальная цена все-таки сопоставима с рыночной стоимостью или даже ниже: если в 2021 году таких было всего два (Костанайская и Туркестанская), то уже в 2022 их стало семь (Туркестанская, Карагандинская, Алматинская, Северо-Казахстанская, Кызылординская, Западно-Казахстанская и Мангистауская). Самые дорогие проекты сейчас создаются в Алматы. Там строят два школьных центра инновационного творчества в разных районах, предназначенные на 675 мест, оба стоимостью 8,4 млрд. тенге (11,97 млн. за место) – в 2 раза дороже НИШ или практически в 6 раз дороже типового объекта. 

Дополнительные соглашения об увеличениях цены

Аналитики фонда «Цифровое общество» отмечают: изначальное наличие рыночной стоимости у закупки не гарантирует, что так оно сохранится к концу реализации проекта. Дело в том, что государственные власти имеют право после подписания договора заключать дополнительные соглашения. Обычно это необходимо из-за изменения цен в связи с инфляцией. Но сейчас при строительстве школ очень часто стали наблюдаться необоснованные повышения без указания причин.

– Мы обнаружили, что сейчас после заключения основного договора практически все поставщики имеют как минимум три дополнительных соглашения, и все эти изменения начинаются уже через месяц после заключения договора. В одних договорах меняются только сроки сдачи объекта и оплаты. В других увеличивается сумма основного договора, – указывают в «рабочей тетради» сотрудники фонда.

За таким следует особо следить. Это является фактором, демонстрирующим риск вероятности коррупции. Аналитики обнаружили и наглядно продемонстрировали как минимум 8 ситуаций в Алматы, где благодаря дополнительным соглашениям создание школы дорожало на 2 млрд. тенге и более. 

– Главной проблемой некачественного строительства и нецелесообразного расходования бюджетных средств всегда являлась коррупция. К сожалению, строительная отрасль не является исключением, но для таких социально важных объектов, как строительство государственных общеобразовательных школ, мы должны сделать все, чтобы свести к нулю все коррупционные риски, которые создаются государственной управленческой практикой, лазейками в текущей нормативно-правовой базе и мошенническими действиями недобросовестных заказчиков и поставщиков. Некачественное строительство на стадии проектирования и применения некачественных строительных материалов ставит жизнь детей под угрозу. Каждый родитель должен знать, что построенная школа, в которую пойдет его ребёнок, будет безопасна и надежна, – отмечают Нургали Рахманов и Динара Канибай.

Не менее важными проблемами являются также отсутствие конкурентности при осуществлении государственных закупок и ограниченная доступность официальной информации о строительстве школ. Про эти аспекты проблемы, а также о возможных способах решения имеющейся ситуации мы расскажем в следующем материале.

Продолжение следует… 

Максим Елизаров




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. […] Общественный фонд «Цифровое общество» изучили контракты на строительство школ за 2021 и 2022 годы по государственной программе «Качественное образование «Образованная нация»». Они выяснили, что новые образовательные организации создаются по завышенным ценам и на неконкурентных условиях. Про первый аспект проблемы мы рассказывали в прошлом материале. […]