Как Фара сорвал съемки фильма
Фара родился очень слабым, недоношенным, и врачи давали ему не более полугода жизни, а он стал символом Алматы, его любимого города, по которому он скучал, если выезжал даже в соседний Каскелен. В Алматы состоялась премьера документального фильма «Друг» Фархата Шарипова, посвященного памяти Фары, киноактера Фархата Абдраимова.
– Я очень рада, что картину в память о нем сделали ко дню его рождения – 21 января, когда ему исполнилось бы 57 лет, – говорит киновед Гульнара Абикеева. – Она не шаблонная, в ней есть биография, но нет скучного перечисления дат. Воспоминания о детстве, страсть к кино… Он с его непосредственностью, распахнутыми от удивления глазами, восторгом от всего нового был, мне кажется, символом или знаком казахского кино. Он был большим не только из-за монументальной комплекции – сердце у добродушного гиганта было отзывчивым, смех – заразительным, а душа такой широкой, что даже бандиты, которых он играл, получались симпатичными и добрыми.
– Наши отцы были большими друзьями, а мамы до сих пор дружат, – рассказывает его близкий друг, кинопродюсер Арман Асенов. – Когда 1992-м у меня умер отец, то первым приехал Фара, тогда еще просто Фархат, с двумя огромными тазами баурсаков, которые испекла его мама. Он помог мне провести похороны, мотался со мной целый год за мрамором для памятника. Через 7 лет умер его отец. В то время поминальные обеды проводили дома, еду готовили прямо во дворах многоэтажек. После того, как проводили людей, пришедших помянуть дядю Нурсултана, отца Фары, мы с ним до утра охраняли во дворе взятые напрокат казаны. Домой я уехал в пять утра и сразу заснул.
Просыпаюсь вечером, включаю телевизор, а там показывают церемонию награждения Московского кинофестиваля. (Фархат тогда, это был 1999 год, только что отснялся в фильме Абая Карпыкова в главной роли.) Когда мы с ним сидели возле казанов, он сказал, что режиссер переименовал фильм, который первоначально назывался «Подлинная история ангела», в «Фару». Чтобы подбодрить друга, только что потерявшего родного человека, я сказал, что даже Шварценеггер не может похвастаться этим – почти одноименным фильмом.
Так вот, включаю телевизор и вижу ведущую Ингеборге Дапкунайте, она своим фирменным акцентом объявляет: «А сейчас на сцену приглашается Фархат Абдраимов». Я думаю: «Что она несет? Это же прямое включение! Как Фархат мог оказаться в Москве, если мы с ним расстались сегодня утром?». А на сцену действительно выходит Фара! И ему вручают приз за лучшую мужскую роль! (Фара всегда гордо повторял прозвучавшие тогда слова: «Это второй приход казахов в Москву после Тохтамыша».)
А получилось, оказывается, вот что. После моего ухода ему позвонил генеральный директор фестиваля Ренат Давлетьяров: «Вы не могли бы приехать на церемонию награждения?» – «Не могу, я только что похоронил отца, – отвечает Фархат. – В квартире пусто, все вещи и мебель у соседей. Честно скажу, я даже костюма сейчас не смогу найти». А Ренат, как и все продюсеры, очень прагматичный и мобильный человек, говорит, что самое главное – нужно приехать в аэропорт, билеты уже куплены. Фархат вызвал такси и отправился, в чем был. Ренат встретил его в Москве и сразу повез в магазин «Три толстяка» на ВДНХ, где купил все – от носков до костюма, а оттуда – на церемонию награждения. На следующий день Фархат проснулся уже Фарой.
Абай Карпыков, режиссер картины «Фара», про которого Фархат Абдраимов говорил, что этот человек родил его для кино:
– Его привели буквально с улицы для эпизодической роли в фильме «Тот, кто нежней», но я посмотрел на него – и переделал сценарий фильма. Так Фархат стал одним из главных героев картины. А потом я придумал для него фильм, который называется «Фара». За два дня до смерти я разговаривал с ним. Он звонил мне со съёмок в Тбилиси. Мы несколько лет мечтали о фильме «Фара-2», были планы в понедельник или во вторник (24-25 мая 2021 года), сразу после его возвращения из Грузии, идти к инвесторам, чтобы обсудить все вопросы по финансированию. А он ушел…
– Народ принял фильм, названный его именем, и после этого Фархату в Москве не давали проходу, он стал нереально популярным, – продолжает Арман Асенов. – После «Фары» был фильм «Сага о древних булгарах» Булата Мансурова. Мы там вместе снимались, и нам часто приходилось летать в Москву. Стоило ему появиться на улице или в метро, как его окружала толпа. Если у нас больше любят фотографироваться со знаменитым человеком, то в Москве – взять автограф. Один раз идём с ним мимо Красной площади. Там стоит огромный ментовской автобус. Он мне говорит: «Давай лучше обойдем, мы же чёрные, не будем лишний раз провоцировать». И тут двери автобуса распахиваются и менты бегут к нам: «Фара, Фара!».
Там, где он, всегда случались какие-то истории. В «Саге о древних булгарах» я играл роль гуннского императора Аттилы, а Фара – моего отца. Съемки шли лет 10 – в Москве, в Египте, в Венгрии, в Казани… Актерский ансамбль был звездным – Элина Быстрицкая, Василий Лановой, Елена Цыплакова, Леонид Куравлёв, Юозас Будрайтис… Основные деньги на этот фильм выделил Минтимер Шаймиев, президент Татарстана. Съемки в этой республике были последними. Происходили они на острове Свияга, где находится 17 монастырей. Во времена Сталина там были тюрьмы для политических, потом всесоюзная психлечебница. Убежать с острова было невозможно, его со всех сторон омывает Волга, а добраться можно только водным транспортом – других вариантов нет.
Когда мы были уже там, к причалу подогнали красивый паром «Свияга». Я подумал: «Вот как встречают здесь киношников, не то, что у нас. Молодцы!». У меня в этот день был дорогой костюм – меховая шуба до пола, корона, перстни на всех пальцах. В общем, гуннский император. Фара тоже весь разодетый. Стоим, ждем своего кадра – Папа Римский должен встать на колени перед Аттилой. У меня под полой шубы – бутыль с водкой, время от времени я, как самый молодой, наливал народным артистам Афанасию Кочеткову и Леониду Куравлеву, когда они в промежутках между съемками выходили из монастыря. Фара подносил им закуску.
Уже вечерело, когда появился «Папа». Думаю, ну наконец-то и меня уже снимут. Фара подталкивает меня: «Иди, познакомься, скоро вам вместе в кадр заходить». О том, что этот паром подогнали не для киношников, а для патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, мы узнали уже потом. Он приехал на Свиягу заново освящать монастыри, охрана у него была как у Ельцина. Эти ребята потом мне признались: «А мы на тебя смотрим и думаем, что это, наверное, его (Алексия Второго) кент – татарский муфтий, которого он специально пригласил». Они напрямую подвели меня к нему. «Папа» (я все еще думал, что это актер в экипировке) смотрит на меня удивленными глазами, а я ему: «Давай выпьем за знакомство, скоро в кадр заходить». А он мне: «Я не пью, и вам не рекомендую» (!?). Съемочный процесс в этот день был практически сорван: Фара хохотал так, что заразил всех, включая режиссера и оператора.
Круг общения у него огромный. Каждый, кто встречался на его жизненном пути, считал его своим самым близким другом. Мне из Израиля группа режиссеров написала замечательные слова о фильме «Фара» и о нем: «Спасибо Фаре за наше счастливое детство».
У него потому и сердце, наверное, не выдержало, что он всем помогал. Мои дети – и Ариэль, и Алтынай, и Альтаир – видели его больше, чем меня. Они у него на руках, вернее, на животе, выросли. Я думаю, у меня потому и сложилась достаточно успешная карьера в кино, что он закрывал все мои тылы. Если я уезжал, а Фара был в Алматы, у меня голова не болела о том, что дома происходит.
Последний раз я видел его на юбилее Нуржумана Ихтымбаева. Он похвастался айфоном, который подарил ему сын Асан. Сказал, что это крутая штучка. А я в тот день больше бегал по организации юбилея – небольшого банкета в честь Нуржумана-аги. Фара был среди гостей, но на следующий день он уже слал нам со съемок картины «Больше, чем любовь» виды Тбилиси. Это фильм про двух боевых друзей, грузина и казаха, где один из них закрывает грудью другого и погибает. Через много лет оставшийся в живых решает породниться если не с семьей друга, то хотя бы найти невесту сыну на его родине. Фара очень любил этот проект, хотел, чтобы он получился.
А с сердцем у него, конечно, проблемы были и раньше – инфаркт, несколько приступов. Мы в таких случаях привозили его в больницу, ему тут же ставили блокаду, а если совсем было плохо, то стент. В общем, каждый раз откачивали. И если честно, последние годы жизни ему было тяжело ходить. И не только из-за веса – он ведь не спал совсем. Однажды сказал мне, что прочитал где-то, что у Евгения Леонова перед смертью была страшнейшая, затяжная бессонница. «Наверное, мне тоже недолго осталось», – бросил он тогда. Я эти мысли отгонял, как мог, хотя где-то задним умом понимал, что так долго продолжаться не может.
Его называют брендом Алматы и это правда: Фара – единственный, наверное, человек в стране, которого знали все – от президента до таксиста и официанта. Своим добродушным смехом он заряжал всех, кто находился рядом, так, что делал их преданными друзьями, не прикладывая к этому никаких усилий.
Но почему-то все забывают сказать о том, что он был большим интеллектуалом, ходячей энциклопедией. Кроссворды разгадывал моментально. Никто не знает, что в шестом классе он выиграл всесоюзную олимпиаду среди школьников по русскому языку и литературе. В Москву для участия в ней поехал после каникул, которые провел на Иссык-Куле. Он вспоминал, что председатель комиссии смотрела на него, загорелого дочерна азиатского парнишку, с удивлением. Ему, как победителю, дали путевку в Артек, но с ним всегда происходили какие-то непонятные вещи. Все болеют гепатитом А один раз в жизни, а он накануне отъезда в Крым резко заболел второй раз… А потом на окраине Алма-Аты потерпел катастрофу самолёт Ту-154, на борту которого находились 166 человек. Фара должен был лететь в Артек этим рейсом, но Судьба уберегла его той ночью – его увезли на «Скорой».
Остался бы он жив, если не поехал бы на съёмки? Может быть, и вытащили бы. Здесь все врачи были свои, они за ним ходили по пятам. Но звезды сошлись так, что Батыру (Батырхан Шукенов. – ред.) суждено было умереть в Москве, Фаре – на Кавказе, в городе, который ему так напоминал его родной Алматы.
На кладбище Кенсай он лежит недалеко от Батыра, они ведь и при жизни дружили. Наверное, уже сходили в гости друг к другу…
Комментариев пока нет