Чем оппозиция Токаеву будет отличаться от оппозиции Назарбаеву?
Главным итогом прошедших выборов можно назвать формирование новой оппозиции нового Казахстана. Пока не ясно, как сложится ее дальнейшая судьба, но многое будет зависеть от реакции общества.
Процесс пошел?
В прошедшую субботу в Алматы прошло первое заседание так называемого «Народного парламента» («Халық парламент»), организованного экс-кандидатами в депутаты (мажилиса и маслихатов сраны). По итогам мероприятия было принято два документа, которые несут в большей степени ультимативный характер, а также заявление о выходе на большой митинг
Во-первых, это обращение с неприкрытыми нотками требования к президенту Токаеву. Среди них отменить прошедшие выборы, назначить новые и «не идти по пути Назарбаева». Первые два момента, как мы видим, заведомо невыполнимы. При этом надо понимать, что они не только ультимативны, но и, скажем так, демонстративны. Однако, пока еще не ясно, что и кому хотят продемонстрировать авторы: режиму – свой боевой настрой, или обществу –саморекламу? Что касается третьего момента, то это достаточно красноречивое, но одновременно декларативное просьба-требование, не имеющее к правовому полю прямого отношения. То есть, юридически и в уголовном порядке ни одно действие Нурсултана Назарбаева оценено не было, поэтому Касым-Жомарт Токаев может сделать вид, что не получал такое письмо. Хотя и без этого, судя по всему, сделает такой вид.
Другим документом, принятым на заседании «Халық парламент», является его резолюция. В ней также был высказан призыв признать прошедшие выборы нелегитимным со всеми вытекающими обстоятельствами – вплоть до внесения изменений в законодательство и привлечения к ответственности всех в виновных в фальсификации голосов. Кроме этого, отдельно проговаривались некоторые моменты геополитической ситуации (война в Украине) и внутриполитической обстановки (сепаратисты в Петропавле). Но самым важным индикатором можно назвать решение о проведении митингов в воскресенье, 9 апреля. Но тут есть пара нюансов.
Ответственный митинг
Итак, решение о проведении миингов (желательно по всей стране) было озвучено Рысбеком Сарсенбайулы. Об этом же активисты говорили еще в момент объявления о создании «Народного парламента» около десяти дней назад. Однако никаких четких данных о месте и времени проведения митингов сказано не было – только в общих чертах. Возможно, это из-за некой конспирации, но инстинкт самосохранения и организационные секреты в данном случае не срабатывают. Более того, они могут отталкивать потенциальных участников протеста.
Кстати, пока не ясно, в каком виде будут проходить мирные собрания – как протестная трибуна или все же как некая отправная точка для дальнейшей деятельности новой оппозиции. Понятно одно, что проводить митинг ради митинга ни кому не выгодно – разве что для властей, которые, надеемся, задумываются над тем, что «нужно выпустить пар». Оганизаторы же при всей схожести идеи о проведении митингов, по-разному видят цели их и задачи. Более того, некоторые из экс-кандидатов и вовсе выступают противниками подобных несанкционированных акций, приводя в печальный пример с Январскими событиями.
Тут пора отметить, что Сарсенбайлы заявил о готовности нести ответственность за организацию митинга. С одной стороны, это похоже на самопожертвование и отвод внимания правоохранителей от других потенциальных организаторов. Но существует мнение, что такая жертва в данном случае ни чему – не в смысле ее напрасности, а в том, что власти могут и всех оптом привлечь к наказанию, вплоть до уголовного.
Может это прозвучит банально, но все «народные парламентарии» должны нести и коллективную, и персональную ответственность за подобные акции. Причем, понятие «ответственность» в данном случае можно понимать по-разному, в том числе и ответственность перед народом за принимаемые или, того хуже, не принимаемые решения. Что касается административной ответственности, то нужно вспомнить опыт оппозиции первой дюжины лет 2000-х, когда правоохранители сажали всех ее лидеров, как вместе, так и по одному.
Митинг, как экзамен
Что касается организации предстоящего митинга, то пора обратить внимание на это понятие, как действия. Речь идет о том, смогут или не смогут «народные депутаты» добиться того, чтобы быть услышанными через массовые мирные собрания и насколько они будут массовыми. Ведь для этого, в первую очередь, надо быть услышанными народом, как бы банально это не звучало.
Да, даже если брать официальные цифры избирателей, проголосовавших за тех или иных независимых кандидатов, то они будут внушительными, а если их сложить, то набирается неплохая «критическая масса». Но все понимают, что одно дело найти полчасика в воскресенье, чтобы сходить на свой избирательный участок, а другое – принять участие в митинге с непредсказуемыми последствиями. При этом обязательно учитывать разноплановый опыт Кантара и практически однозначный опыт других несанкционированных собраний за последние несколько лет с их малочисленностью и обязательным силовым разгоном.
Не будем проводить лекцию о «дырках» в митинговом законодательстве и об ужесточении уголовно-административной ответственности за призывы к несанкционированным митингам – это отдельная тема. Точно также не станем предсказывать действия властей, хотя отметим, что одобрить все уведомления о проведении мирных собраниях во всех регионах страны было бы для них хорошим выходом, в том числе, чтобы «спустить пар». Но повторимся – главное для «народных депутатов» это еще раз заставить поверить в себя свой электорат.
Коротко говоря, для них митинг 9 апреля станет неким экзаменом. Конечно, придется опять «идти в народ», как это они делали во время предвыборной кампании (хотя не все и не всегда), но делать это более точечно. Для начала необходимо найти общий язык с протестным электоратом, а потом доказать, что без него «Народное правительство» окажется не таким уж народным, а просто очередной группой обманутых и кинутых экс-кандидатов.
Новая оппозиция
Кстати, об языке оппозиции. На прошедшем в субботу собрании подавляющее большинство спикеров выступало на казахском – даже те, кто до последнего времени считался «русскоязычным». Это, по мнению наблюдателей, кардинально отличает оппозицию времен Назарбаева с той, которая формируется в отношении Токаева. Понятно, что здесь много факторов, начиная с российской агрессии против Украины и заканчивая естественным увеличением чисто казахоязычного населения в стране.
Однако, если говорить про протестный электорат, то нужно исходить из других моментов. Это тоже заслуживает отдельной публикации или даже обширного социологического исследования, но мы на этот раз обращаем внимание лишь на то, каковой должна быть новая оппозиция нового Казахстана. В целом, особых претензий, учитывая субботнее мероприятие, нет, но вот насущные проблемы, которые сейчас волнуют общество, были лишь задеты. Это относится и к закредитованности населения, и дефицит школ и детсадов, и низкий уровень медицины, и так далее.
Другими словами, новые реалии требуют кардинально изменить подход к действиям оппозиции. Ведь если ее лидеры и гражданские активисты (в едином хоре с независимыми журналистами) критикуют власть за то, что она привержена «старым методам», но и сама действует по прежним лекалам. А они, этим лекала, насколько мы помним, так и не смогли изменить ситуацию в стране – напротив, она только ухудшалась.
Не стоит забывать об одном из главных выводов прошедших выборов – низкой явки, которую не смогли скрыть даже Центризбирком с Акордой. Это, ко всему прочему, говорит об инфантильности общества и тотальном неверии к перемены правовым путем. К слову, мирные митинги – это тоже правовой и вполне законный путь для того, чтобы добиться реальных изменений в стране. Поэтому «Халық парламент» должен максимально активно поработать, чтобы заслужить доверие и у тех, кто голосовал «против всех» (даже по одномандатным округам), и у тех, кто вовсе не пошел на выборы.
Но так или иначе, мы наблюдаем за формированием новой оппозиции, которая должна противостоять проявлениям как старого Казахстана, так и реальности нового. Особых рецептов у нас нет, но с большой долей вероятности можно сказать, что без креатива кардинально ситуацию в стране не изменить.
Комментариев пока нет