Кризис: региональный разрез
Поддержать

Кризис: региональный разрез

Журнал Exclusive совместно с фондом Global Monitor продолжает серию круглых столов, посвященных антикризисной программе правительства Казахстана. Судя по первоначальным дискуссиям, общая ситуация в экономике республики, социальной сфере не дают оснований для того, чтобы посыпать голову пеплом. По крайней мере такое впечатление производят макроэкономические показатели, положение дел в крупнейших мегаполисах Астана и Алматы. Разумеется, это не исключает наличия определенных недостатков антикризисных действий и даже просчетов. Но как ощущают себя регионы в период кризиса? Как на местах претворяются в жизнь директивы правительства? Отличается ли их картина от той, которая рисуется из астанинских кабинетов, если да, то насколько?
Об этих и других вопросах шла речь в Жамбылской области.


Расул Жумалы, редактор журнала Exclusive
Я бы хотел отметить, что Казахстан первым среди стран СНГ ощутил на себе признаки глобального кризиса. Это произошло еще в августе–сентябре 2007 года, когда по ту сторону Атлантики, в США разразился ипотечный кризис. С одной стороны, это вызвало серьезный спад темпов развития экономики, в частности в строительной и банковской сферах. С другой стороны, Казахстан раньше других начал бороться с негативными факторами, соответственно лучше подготовился, когда грянула вторая волна уже экономического кризиса осенью 2008 года. Наша страна одной из первых приняла антикризисную программу, а Национальный фонд, который предусмотрительно накапливался в годы высоких цен на нефть, во многом оправдал свое предназначение.
Собственно, из этой своеобразной «заначки на черный день» и были выделены порядка $20 млрд для поддержки отечественной экономики, выполнения государством своих социальных обязательств. Надо сказать, сумма весьма крупная, сопоставимая с пятой частью ВВП республики. И по прошествии года можно констатировать, что ситуация в экономике, уровень инфляции, безработицы, другие важнейшие параметры самочувствия на фоне других стран СНГ в Казахстане выглядят заметно лучше. Однако это не дает повода замалчивать имеющиеся проблемы. Соответственно, есть смысл подвести промежуточные итоги антикризисной программы. Вопросов накопилось немало. Например, что за это время удалось сделать, а что нет конкретно в Жамбылской области? Насколько эффективно были использованы средства Нацфонда и как ощущают себя субъекты малого и среднего бизнеса, АПК, промышленных предприятий?


Телбаева Ляззат, заместитель директора департамента экономики и бюджетного планирования акимата Жамбылской области
Для начала хотела бы проинформировать, что в рамках программы правительства в нашей области разработан план стратегического развития области на 2009–2010 годы, которого мы, собственно, и придерживаемся в своей работе. Кстати, в разработке этого документа приняли участие все государственные органы, а также крупные системообразующие предприятия, представители малого и среднего бизнеса, другие заинтересованные стороны. Так вот, в начале года нами были рассчитаны объемы производства в трех сценариях: оптимистическом, пессимистическом и базовом. В частности, по первому сценарию мы ожидали, что объем промышленного производства 2009 года должен быть на уровне 2008 года. Но, как видите, последствия кризиса расставили карты по-другому. При этом в рамках генерального плана в масштабах области каждое крупное предприятие разработало свой план стабилизационных мероприятий. Кроме того, практически все крупные предприятия подписали меморандумы с местными исполнительными органами, цель которых – не допустить сокращения рабочих мест. И надо признать, что на сегодняшний день они строго придерживаются условий меморандума. Если говорить в цифрах, то за указанный период в области было сокращено всего около 280 рабочих мест в малом и среднем бизнесе.
В целом же есть основания констатировать, что благодаря принимаемым антикризисным мерам Жамбылская область развивается относительно устойчиво. Идет активная работа по мобилизации ресурсов в части обеспечения занятости населения. Так, по итогам девяти месяцев текущего года объем промышленного производства составил 79 млрд 700 млн тенге. Снижение наблюдается в трех основных отраслях: в добывающей – на 30,6%, обрабатывающей – на 32,8%, производстве и распределении газа – на 40,4%. Вместе с тем наблюдается рост объема производства машиностроительной промышленности, нефтепродуктов, минеральных удобрений, золотосодержащих концентратов, цветных металлов.
Одним из приоритетных направлений работы стала поддержка реального сектора и местных товаропроизводителей. Например, в феврале в ходе совещания с участием премьер-министра Карима Масимова был подписан меморандум между Министерством сельского хозяйства, национальной компанией «КазАгро», Ассоциацией аграрных союзов по обеспечению сельхозтоваропроизводителей минеральными удобрениями на сумму 5 млрд тенге. Уже сегодня поставлено минеральных удобрений на 3 млрд 400 млн тенге. В целях поддержки отечественных товаропроизводителей были подписаны меморандумы в области увеличения казахстанского содержания в государственных закупках работ и услуг. Подобные и другие меры в какой-то мере помогли  предприятиям области устойчиво работать.
Несколько снизились темпы строительства жилья. Введено в эксплуатацию всего 120 тыс. кв. м, что на 11% меньше, чем в прошлом году. Продолжена работа по поддержке малого и среднего бизнеса на сумму 3,3 млрд тенге. Из областного бюджета на микрокредитование сельского населения выделено 50 млн тенге. С начала года «Казмикрофинансом» выдано более 4000 кредитов на сумму 879 млн тенге. Принятые меры позволили в текущем году сохранить темп роста объемов производства, и по сравнению с прошлым годом произведено продукции на 17% больше. За 9 месяцев в государственный бюджет собрано 31 млрд тенге, это 97% прогноза. В республиканский бюджет поступило 19,5 млрд тенге. Бюджет области исполнен на 69 млрд тенге. Социальные проекты возросли на 27%. В настоящее время местными исполнительными органами совместно с системообразующими предприятиями планируется принять все меры по достижению запланированного объема выпуска и валового регионального продукта. Прогнозируется рост валового регионального продукта 0,2% за счет сельского хозяйства и объема строительных работ.


Максат Демесинов, заместитель директора департамента по обеспечению занятости и социальным программам акимата Жамбылской области
По моему мнению, одним из наиболее значимых, в то же время эффективно работающих направлений антикризисной программы является «дорожная карта». Об этом же говорил в своем Послании к народу Президент Нурсултан Назарбаев. Чтобы воплотить эти решения в жизнь, нами специально был составлен бизнес-план, проведена масштабная работа по трем основным направлениям: создание социальных рабочих мест, воспитание молодежи, профессиональная подготовка и переподготовка кадров. В результате в 2009 году в нашей области создано 13 340 новых рабочих мест, 12 680 человек устроились на работу, это составляет 95,1% от ранее запланированного параметра. В рамках «дорожной карты» осуществляется 269 проектов, из них 229 фактически завершены. Что касается финансовой стороны вопроса, то из республиканского бюджета веделено 345,6 млн тенге, на сегодня освоено 214,2 млн. Хорошие результаты дали общественные работы на платной основе. В рамках этого проекта привлечено 4740 человек, на финансирование которых направлено 275 млн тенге. Не остается без внимания задача замещения иностарнных кадров, работающих на различных предприятиях области, отечественными специалистами.
Как я уже отмечал, вторым нашим приоритетом является воспитание молодежи и привлечение ее к труду. Из выделенных на указанные цели 180 млн тенге 92,6 млн также освоены, заключены соотвествующие трудовые контракты с 662 предприятиями. При этом вместо запланированных 2034 человек реальной работой мы обеспечили 2810 парней и девушек.
По третьему приоритету, то есть подготовке в соответстии с программой «дорожная карта» профессиональных кадров, для 5789 человек открыты курсы в колледжах и высших учебных заведениях, в том числе Таразском государственном университете. Из них на сегодняшний момент 3083 прошли обучение, а 2113 уже трудоустроены.
Одним словом, работы в различных секторах экономики, различных инфраструктурных проектах в Жамбылской области достаточно. И «дорожная карта» явилась именно той программой, которая помогла, во-первых, эффективно использовать данный потенциал, а во-вторых, снять с повестки дня многие социальные вопросы, связанные с трудоустройством наших граждан, получением стабильной заработной платы.


Расул Жумалы, редактор журнала Exclusive
Сложно не согласиться, что «дорожная карта» явилась, пожалуй, одним из наиболее действенных инструментов в арсенале антикризисных действий как правительства, так и региональных властей. В то же время известно, что многие малые и средние предприятия были вынуждены существенно сократить объемы производства, штат своих сотрудников, некоторые оказались в предбанкротном состоянии, некоторым вовсе пришлось свернуть деятельность. Судя по всему, выделенных на их поддержку 120 млрд тенге в масштабах республики явно недостаточно. В лучшем случае основной эффект от этих денег мы увидим только в следующем году. Но, во-первых, отнюдь не до всех эта помощь дошла, во-вторых, немало вопросов было относительно равного и справедливого распределения этих денег среди областей. И наконец, немалые нарекания со стороны самих предпринимателей вызвала волокита, всевозможные бюрократические препоны при получении государственной помощи.


Латиф Айдаров, директор жамбылского филиала Объединения юридических лиц
На самом деле если сравнивать с показателями предыдущего года, спад в деятельности малого и среднего бизнеса по нашей области существенный. На январь–сентябрь 2009 года объем продукции МСБ 67 млрд тенге, это на 3–4 млрд меньше, чем в 2008 году. Но аналогичные тенденции, являющиеся издержками кризисных явлений, наблюдаются в других регионах. И, конечно, особую актуальность в такой ситуации приобретает работа, встречное движение со стороны банков второго уровня, поскольку в основном через них идут средства, предназначенные для поддержки отечественного предпринимателя


Канат Есенбеков, заместитель директора жамбылского филиала Народного банка
Как представитель банковского сектора хотел бы дать некоторые комментарии. В настоящее время в нашей области функционируют 16 филиалов банков второго уровня. При этом по состоянию конкретно на 1 октября 2009 года по трем траншам было профинансировано более 180 субъектов МСБ на сумму свыше 3 млрд тенге. Наибольший удельный вес по объемам освоения принадлежит «АТФ Банку», «БТА Банку», «Евразийскому банку», «Альянс Банку» и Народному банку. Но, как верно заметили ранее, эффект от этой поддержки мы увидим только в следующем году. Большая часть этих средств пока остается в банках второго уровня и постепенно доходит по своему назначению.
В настоящее время филиалы банков второго уровня кредиты не выдают, одна из причин чего заключается в проблемных кредитах. Так, например, сумма просроченного долга на 1 сентября нынешнего года увеличилась почти в три раза по сравнению с прошлым годом. В реальных цифрах задолженность по кредитам составляет 98 милрд, по депозитам – 20,3 млрд тенге. Из них на ипотеку приходится около 20 млрд, потребительские кредиты – 35, субъекты малого предпринимательства – около 20 млрд тенге.


Мария Федорова, представитель жамбылского филиала «Банка ЦентрКредит»
Здесь мне хотелось бы пояснить ситуацию на примере нашего банка. Я работаю в отделе кредитования бизнес-клиентов. Соответственно, к нам обращаются люди: в акимате нам сказали, что можно прийти в банк и взять кредит под 8% годовых. Но это не всегда реализуемо, потому что, переводя в банки второго уровня денежные средства, государство требует возвратности. И чтобы не оказаться в худшем свете, мы стараемся себя подстраховать. Следовательно, предприниматели, являющиеся клиентами банка, должны соответствовать некоторым критериям. Мы тщательно проверяем всю кредитную историю потенциального клиента, чтобы обеспечить возвратность средств. Такого рода обеспечение, хотя бы моральное, необходимо. Хотелось бы обратить внимание и на тот момент, что нельзя говорить людям, что деньги выдаются просто так. Необходимо оговаривать, что имеется маржа банка или что 8% – это не конечная цифра в ставке.
Само слово «кредит» переводится как «доверие». Иными словами, мы доверяем свои деньги клиенту, но при этом вправе требовать, чтобы он был с нами так же честен. Соответственно обеспечение здесь – это обязательный критерий выдачи кредита. И если бы, к примеру, само государство выступало бы неким гарантом представителей малого предпринимательства, которые с нами сотрудничают, их кредитоспособности, мы бы с радостью согласились пойти навстречу.


Телбаева Ляззат, заместитель директора департамента экономики и бюджетного планирования акимата Жамбылской области
Безусловно, кризис внес свои коррективы в планы развития Жамбылской области. Но вместе с тем мы можем говорить и о реальных успехах, в частности в аграрном секторе. Так, в нынешнем году объем валовой продукции сельского хозяйства составил около 67 млрд тенге. Это 20% роста к аналогичному периоду прошлого года. Сбор зерновых и колосовых увеличился в пять раз и достиг 545 тыс. тонн. В результате ожидается рост валового регионального продукта за счет сельского хозяйства около 70% по отношению к уровню прошлого года. Налицо тенденция увеличения роста сельскохозяйственной продукции и поголовья животных. Для обеспечения потребностей населения области свежими овощами введены в эксплуатацию только в этом году 111 теплиц на 11 гектарах. В рамках организации мер по устойчивому развитию АПК из республиканского бюджета выделены 1 млрд 860 млн тенге, из которых за 9 месяцев мы освоили 1,5 млрд. Всего же на проведение весенних полевых и уборочных работ, приобретение техники, строительство тепличных хозяйств, развитие перерабатывающей отрасли и животноводства из всех источников за отчетный период освоено 4 млрд 400 млн тенге. В результате мы не только не сократили, но и смогли увеличить посевные площади таких культур, как масличные – в 2 раза, кормовые – на 6%, на площади почти в 1000 гектаров посажены плодовые деревья.
Что касается объема инвестиций в основной капитал, то он в 2009 году по сравнению с прошлым годом вырос в 2,3 раза. Причем в основном увеличение произошло не за счет внутренних капиталов, а за счет иностранных инвестиций. 83% от этого объема, а это 145 млрд тенге, – капиталовложения в строительство транзитного магистрального газопровода, который проходит по территории нашей области. Частные инвестиции вложены и в создание новых производств, развитие транспорта и сети коммуникаций, индивидуальное жилищное строительство. Например, в рамках проекта «100 школ, 100 больниц» у нас в области ведется строительство за счет республиканского бюджета 2 поликлиник и Центра крови. А на средства основного бюджета за 9 месяцев введены 12 медицинских пунктов, 2 врачебных амбулатории и противотуберкулезный диспансер. К новому учебному году сданы 4 школы.
Поэтому хочу вновь повторить тезис, который я озвучивала ранее: глобальный кризис негативно повлиял на социально-экономическое положение, как в масштабах всей республики, так и нашей области в частности. Но тот задел, который мы накопили в прошлые годы, реализация антикризисной программы, «дорожной карты», других мероприятий способствуют довольно четкому решению возникающих проблем.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.