Как построить нацию? Да просто перенести столицу!
Для того, что происходит в Казахстане с главным городом – вернее, городами – есть специальное название: феномен «мигрирующей столицы». И дальше необходимо уточнение: Вадим Россман, доктор философии и политических наук, автор книги «Столицы. Их многообразие, закономерности развития и перемещения» выделяет два типа мигрирующих столиц – переходящие/чередующиеся и блуждающие.
Нетрудно догадаться, к какому типу относится столица Казахстана – конечно, к блуждающему. За короткий по историческим меркам отрезок времени – с 1917 года (когда была провозглашена Алашская автономия) и до 1998-го (когда состоялось международное представление Астаны) столицу у нас переносили четыре раза.
Добавьте к этому историю Казахского ханства: начиная с XV века, главными в разное время объявлялись еще пять (по другим источникам – шесть) городов. То есть на самом деле – мигрирующая столица. Хотя в нашем случае, наверное, лучше было бы сказать – кочующая.
Сузак. Современный Сузак – это село в Туркестанской области. Сухая степь, песчаные сопки, проблемы с питьевой водой, но при этом, как установила еще в 1946 году экспедиция Алкея Маргулана, люди здесь жили постоянно, начиная с VI века. Согласно некоторым источникам, когда-то это был «пункт» на одном из ответвлений Великого шелкового пути, со временем превратившийся в торговый и ремесленный центр, который особенно славился гончарами.
Расцвет Сузака пришелся на XV-XVI века – не только как торгового, но и как политически и значимого города: именно отсюда с 1465 по 1469 год ханы Керей и Жанибек управляли казахским государством. Расположение города – на перекрестке многих дорог – было и преимуществом, и проблемой: Сузак всегда представлял стратегический интерес для врагов казахского ханства, и в XVIII веке был разрушен джунгарами.
До сегодняшнего дня на территории Созака сохранились несколько исторических памятников: мечеть Шахи-Ахмет-Ишана (XIX век), мавзолеи Баба-Ата с медресе (XIX век), Тукты-Шашты-Азиз (XIX век), Аже-Ата (XIX век), Карабура (восстановлен в конце XX века) и другие. Кстати, согласно легенде, именно Карабура похоронил Ходжу Ахмета Яссауи – такова была воля святого.
Сыгнак. В полутора километрах от трассы Туркестан-Кызылорда, в Жанакорганском районе Кызылординской области находится городище Сунак-Ата – оно соответствует средневековому Сыгнаку, городу, название которого хорошо известно по монетам (чеканились здесь в XV веке) и по многочисленным письменным источникам. Первые упоминания о нем относятся к X веку, в XI Махмуд Кашгарский называет его в числе огузских городов, а в XII-м Сыгнак становится столицей кыпчаков – точнее, кыпчакского государственного союза. В 1220 году город разрушат монголы: как пишет историк XIII века Джувейни, это была месть за оказанное сопротивление. Воины Джучи (Жошы) шли вниз по течению Сырдарьи, захватывая один город за другим. Приблизившись к Сыгнаку, Джучи отправил в город местного купца Хасана-ходжу с предложением сдаться – вместо этого горожане убили предателя и приготовились к обороне. Воины Джучи начали штурм города, но смогли взять его только после семидневной осады, и, войдя в Сыгнак, снесли все крепостные сооружения.
Несмотря на это, город быстро восстановили, и уже в XIII веке Сыгнак постепенно становится политическим и экономическим центром, а в XIV веке – столицей, по одним источникам – Кок-Орды, по другим – Ак-Орды. В начале XVI века персидский историк Рузбихан Исфахани называл Сыгнак «гаванью Дешт-и-Кипчака», где «высокие крепости наподобие высочайших замков так возвышаются на берегах каналов, выведенных из реки Сейхуна, будто бы рассказывают об отраде рая, по которому текут реки».
Сегодня на территории средневековой «гавани» ведутся археологические работы. У ученых далеко идущие планы: превратить городище в музей под открытым небом.
Туркестан. Тогда еще Ясы, этот город был столицей уже в VIII веке – центром округа Шавгар. Новое название у него появилось в XVI столетии, и именно тогда город стал политическим центром Казахского ханства. Как писал академик Карл Байпаков: «Казахские ханы также избрали Туркестан своей столицей. Они утверждали роль города как центра мусульманской духовной жизни для всех подвластных им земель и опирались на поддержку местного духовенства».
Официально главным городом Казахского ханства Туркестан стал при Есиме – хан, главной целью которого было создание централизованного государства, перенес сюда ставку из Сыгнака. Потом для него возведут мазволей перед главным порталом комплекса Ходжи Ахмета Яссауи.
После Есим хана Туркестан был резиденцией еще 20 казахских ханов, и когда в 2015 году государственные историко-культурные заповедники-музеи «Әзірет Сұлтан» и «Иссык» проведут в заповеднике-музее «Иссык» выставку «Туркестан – ставка казахских ханов» к 550-летию казахского ханства, одним из самых интересных разделов экспозиции был «Ханы, правившие из Туркестана». Есим хан, Жангир хан, Тауке хан, Абилфаиз хан – даже просто копии их перстней-печатей, указов и договоров будто подтверждали: это было серьезное государство и настоящая столица.
Потом столицами были Ташкент, Семей (Семипалатинск), Оренбург, Кызылорда и Алматы (Алма-Ата). Каждый из этих городов терял столичный статус (именно казахской столицы) по разным причинам – во всяком случае, так официально объявлялось и такие – разные – объяснения сохранились в истории.
Семипалатинск, часть которого в 1917 году была объявлена городом Алаш, Алаш-кала, перестал быть столицей в связи с ликвидацией Алашской автономии и созданием КАССР (Казахской Автономной Советской Социалистической Республики).
Что касается Оренбурга: «Столица Казахстана должны быть на территории казахской степи, – писал второй секретарь Казахского обкома РКП (б) Султанбек Кожанов в статье, опубликованной в газете «Акжол» в декабре 1924 года, – пусть даже у казахов нет города, но ни в коем случае не на территории России. Казахскому народу не нужен красивый город с высокими домами, ему нужна хотя бы небольшая, но своя столица».
Такой не самой большой столицей стала Кызылорда, но лишь на два года: 1925-1927. Сохранилась выписка из протокола заседания президиума Казахского Центрального Исполнительного комитета от 3 марта 1927 года: «Принимая во внимание, что а) строительство центра Казахстана в г. Кзыл-Орде встречает затруднения в местных экономических и естественных исторических условиях, б) что в связи с проведением железной дороги Фрунзе-Семипалатинск и в перспективе проведения железной дороги в меридианом направлении, г. Алма-Ата приобретает значение крупного экономического пункта, связывающего экономически мощные районы северного и южного Казахстана, Президиум КазЦИК и СНК КССР постановляют: 1) Центр КССР перенести из г. Кзыл-Орда в г. Алма-Ата».
Историю и причины последнего (на сегодняшний день) переноса столицы Казахстана из Алматы в тогда Акмолу помнят если не все, то многие. Наш главный город вновь «мигрировал», дав тем самым хороший материал для историков и политологов со всего мира. Нас сравнивают с африканскими странами (постколониальный контекст), Турцией (вспоминая Ататюрка), Бразилией (обещание президента Кубичека продвинуть нацию на 50 лет вперед за 5 лет своего правления) и т.д. В чем сходится большинство исследователей: перенос столицы – не самый обычный инструмент национально-государственного строительства.
А мы с этим живем. В последний (опять же, на сегодняшний день) раз – 25 лет.
Комментариев пока нет