Многое из того, что сегодня называют казахской одеждой, скорее – пародия на нее - Exclusive
Поддержать

Многое из того, что сегодня называют казахской одеждой, скорее – пародия на нее

Орнамент – это не только наш культурный код, это один из факторов национальной безопасности Казахстана. А национальную безопасность надо защищать.

С этих слов началась пресс-конференция Союза ремесленников Казахстана в American Space & Makerspace Almaty, посвященная открытию первого онлайн-ресурса по традиционному казахскому искусству. Это сайт www.crafts.kz (на английском языке craft – ремесло), где с 1 августа 2023 года можно будет увидеть, прочесть, скачать информацию, фотографии и рисунки казахских орнаментов. Там есть даже старинные войлочные ковры-сырмаки, отрисованные в графической программе – и можно будет рассмотреть каждый завиток, выложенный когда-то мастерицей, а еще прочесть подробное описание, что и какой элемент означает, историю и нынешний «адрес» ковра. Словом – мечта любого представителя казахстанских (и не только) креативных индустрий, для кого изучение декоративно-прикладного искусства – как воздух.

Специально для таких заинтересованных лиц: документирование орнаментов – это только первый этап проекта по сбору базы данных по традиционному казахскому искусству.

«Идея этого проекта возникла давно, – сказала Айжан Беккулова, председатель Союза ремесленников РК и член Национального комитета по нематериальному культурному наследию при Национальной комиссии РК по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО. – Еще в начале 2000-х, когда мы начали программу поддержки ремесленничества в Казахстане, мы поняли, как много наша страна потеряла в прикладном искусстве. Вы помните: «лихие девяностые», когда люди сотнями уходили из ремесленного сектора, когда у них не было надежды на востребованность их мастерства и их изделий, другие периоды истории нашей страны… – мы потеряли, по моим скромным подсчетам, почти 70% видов декоративно-прикладного искусства Казахстана. И стало ясно, что необходима база данных – чтобы не растерять то, что есть, и хотя бы попытаться восстановить то, что было».

Тамара Капкызы

От первой идеи до ее осуществления прошло 20 лет: в 2022 году Союз ремесленников РК при поддержке USAID (Агентство США по международному развитию) и Общественного Фонда «Представительство Фонда Евразия в Казахстане» начал работать над созданием онлайн-ресурса. Эта работа была сродни труду ученых-исследователей: мастера отправились в экспедиции по стране. Музеи, частные собрания, галереи – все, где можно было встретить редкие образцы народно-прикладного искусства.

«И мы нашли настоящие сокровища, – продолжила Айжан Беккулова. – Например, акбаскур (узорчатая тканая тесьма для оформления юрты, – авт.) в Кызылординском областном историко-краеведческом музее – я впервые увидела такой шедевр. Как правило, акбаскур – это декоративная лента шириной 50-55 см, которую в основном можно встретить в Мангыстау. И вдруг мы видим акбаскур шириной 10 или 12 см, при этом сотканный настолько мелко, как будто его ткали иглой – фантастическая работа! Я больше нигде в Казахстане не видела изделия такого уровня. Оно достойно мировых музеев».

Почему проект начали именно с орнаментов? Ответ на этот вопрос можно прочесть в статье Алкея Маргулана «Казахская юрта и ее убранство». «Неотъемлемым элементом мира казаха является орнамент, – писал в прошлом веке известный археолог, историк, искусствовед. – Нет предмета домашнего обихода, который не был бы украшен орнаментом: посуда, оружие, сбруя, одежда, постельные принадлежности, сумы и чехлы для сундуков и т.д.».

Один из участников пресс-конференции, Тiлек Султан понял всю правоту этого утверждения на собственном опыте. «Меня с детства интересовала казахская одежда, – рассказал молодой мастер. – Но для того чтобы начать ее делать, мне пришлось овладеть многими техниками. Например, кесте – вышивка: не умея вышивать, нельзя создать ни один предмет одежды казахов, будь то такия, кимешек, белдемше или шапан. Поэтому я научился вышивать казахские орнаменты. Я брал старинные образцы такия, кимешеков и т.д., изучал их и лишь потом делал свои, новые».

Ерлан Кожабаев

А то, что у нас сегодня называют «казахской одеждой» – например, то, что можно увидеть на сцене, в кино и пр., по мнению Тiлека Султана, не достойно наших старинных оригиналов. «Можно сказать, что это пародия на оригиналы. Это не наша национальная одежда, это то, что надевали артисты для сцены во времена СССР. В каждом регионе огромной казахской земли был свой стиль в одежде. У каждого рода – свой кимешек, своя такия, свой шапан. А у нас в кино – например, в фильме «Абай» (как известно, великий поэт был из рода тобыкты) – женщины из его семьи носят кимешеки, характерные для рода албан и пр. А в «Казахском ханстве» жена казахского хана в каракалпакском кимешеке».

«Давайте вернемся к самим себе!» – заключил молодой мастер, выразив этой фразой главную задачу проекта Союза ремесленников Казахстана. Потому что для того чтобы вернуться – надо знать, куда возвращаться.

По мнению одной из ведущих казахстанских мастериц по вышивке бiз кесте и изготовлению войлочных ковров сырмака и текемета Тамары Капкызы, прежде всего этим «возвратом» и сохранением должны заниматься женщины. Так было всегда в казахской степи, где женщины не только создавали, но и были «дистрибьюторами» изделий ручной работы, распространяя искусство своего рода и своего народа. «У нас есть огромное наследие Қызай, – рассказала Тамара-апай. – О нем кто-то знает, кто-то не знает, но это удивительная история. Когда Қызай, дочь Байдибека би из Старшего жуза, вышла замуж за жигита из племени найман, она поделилась со своей новой семьей своим искусством. И ее изделия («модели», говоря современным языком, – авт.) понравились и сохранились, и мы знаем их как «қызыл кесте», «Қызай кимешек», «Қызай сырмақ» – то есть имя Қызай много значит для мастериц».

Ремесленники – те, кто в современном Казахстане продолжает дело мастерицы Қызай – уверены: мы будем интересны миру только тогда и если, когда будем основываться на своем народном творчестве. А оно – бесконечно.

Головные уборы работы Тiлека Султана

К слову, среди казахских орнаментов, конечно, есть символ бесконечности. Очень интересный и с множеством смыслов. Как рассказал на пресс-конференции художник, дизайнер, один из ведущих специалистов по казахскому орнаменту Ерлан Кожабаев:

«В казахском орнаменте нет фона. Есть форма и контрформа. Например, черное и белое, где форма и контрформа абсолютно равнозначны. И в этом еще несколько смысловых значений – философских и других, таких, как добро и зло, позитив и негатив. И когда мы акцентируем внимание на позитиве, то белое, позитив приближается к нам, негатив от нас отдаляется. Если внимание отдается черному – оно к нам приближается, белое отдаляется. И тут мы получаем бесконечное космическое движение – символ бесконечности…»

Это лишь одна из миллионов идей, которыми с нами может поделиться казахский орнамент. Как сказала Айжан Беккулова: «Орнамент – это язык, это символы, благодаря которым записывалась какая-то информация, передаваемая дальше потомкам. Мы, к сожалению, сейчас на пороге изучения алфавита. Мы еще не читаем. Мы только изучаем буквы».

Тамара Капкызы

Фото автора и предоставлено Союзом ремесленников Казахстана

Гульнар Танкаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *