Почему судьба мини-НПЗ страны в руках Минэнерго? - Exclusive
Поддержать

Почему судьба мини-НПЗ страны в руках Минэнерго?

Mangystau Oil Refining, единственная нефтеперерабатывающая компания в Мангистауской области, которая могла стать четвертым крупным НПЗ страны, начала терпеть убытки и оказалась на грани закрытия. Случилось это из-за введенного правительством указа о навязанном Россией запрете экспорта ряда нефтепродуктов вне ЕАЭС. Представители завода бьют тревогу, поскольку всем планам по расширению производства препятствуют нежелание правительства вносить в свои указы изменения и отказы пойти на альтернативные условия.

Нефтеперерабатывающая компания Mangystau Oil Refining – молодое производство по меркам промышленного рынка. Она была основана всего лишь 6 лет назад, в 2017 году, но довольно быстро стала одним из немногих малых НПЗ в Казахстане, занимающейся производством крайне важного для страны дизельного топлива.

Мощности завода все это время росли. Если в 2018 году компания произвела суммарно почти 28 тыс. тонн нефтепродуктов, то сейчас результатом работы является 125 тыс. тонн за одну только первую половину 2023 года. В целом производственная мощность переработки Mangystau Oil Refining составляет до 300 тыс. тонн нефти в год. На заводе работают 220 человек, и коллектив полностью укомплектован только из граждан Казахстана.

Получать нафту (отправляемый в химпроизводства прямогонный бензин) компания стала в 2021 году, и это произвело для нее особенный фурор. Данный нефтепродукт начали активно закупать в Латвии, Азербайджане и ряде стран Европы с развитой нефтехимической промышленностью. В результате производство нафты увеличилось сразу с 1620 тонн в 2021 году до 55,3 тыс. тонн в 2022.

Производство нефтепродуктов ТОО «Mangystau Oil Refining»

Особенно ценным является то, что продукция, которую выпускает «Mangystau Oil Refining», преимущественно подакцизная. Большинство малых НПЗ (коих в Казахстане около 30) останавливаются на производстве мазута и печного топлива, которые не облагаются акцизом. В свою очередь Mangystau Oil Refining производит облагаемое налогом дизельное топливо с самого своего открытия. Они полностью поставляют его на местный рынок и помогают покрывать дефицит Актау и Мангистауской области.

В результате деятельности компании за 5,5 лет было выплачено 4,1 млрд. тенге налогов, и вклад в экономику страны ежегодно только растет. Количество налоговых отчислений за первую половину 2023 года (1,23 млрд.) уже почти достигло показателя всего 2022 года (1,69 млрд. тенге).

С учетом имеющихся успехов у компании были колоссальные планы по расширению своего производства, которые бы привели к тому, что в Казахстане в течение пары лет появился четвертый крупный НПЗ с годовыми объемами обработки 830 тыс. тонн.

Планы не являлись формальными – для их реализации Mangystau Oil Refining взял кредит на 15 млрд. тенге, поставив в залоговые обязательства все свое имущество, заключил договор на поставку необходимого оборудования из Китая (двух установок дополнительной мощностью 250 тыс. тонн нефти в год), а также подписал меморандум о взаимном сотрудничестве с областным акиматом и модельный контракт на реализацию инвестиционного проекта.

Более того, в июле 2022 года для расширения производства компания приобрела второй завод малой мощности, находящийся в Туркестанской области. STRATUS-Oil, потенциальная годовая производственная мощность которого составляет 250 тыс. тонн, ждал своего покупателя длительное время. Банкротом он был признан еще в 2020 году, и с тех пор выставлялся на торги 9 раз, каждый раз все больше и больше снижаясь в стоимости.

Mangystau Oil Refining купила имущество STRATUS-Oil по официально признанной рыночной стоимости 2 млрд. тенге. Предыдущий владелец завода Максат Тасбулатов попытался обжаловать банкротство и данную продажу, но суды признали, что все сделки прошли с соблюдением закона. Сейчас ожидается рассмотрение жалобы, поданной им в конце июля текущего года, в последней инстанции – Верховном суде.

В то же время начались процессы по восстановлению деятельности данного завода. Прошлый владелец фактически довел завод до банкротства, сокращения рабочих мест и невыплаты заработных плат. Mangystau Oil Refining восстанавливает и производство, и рабочие места. Сейчас туда уже трудоустроено 57 человек, а в ближайшее время это количество планируется увеличить до 87. Также на данный момент оформляется паспорт на установку по переработке 125 тыс. тонн нефти в год.

Все это могло бы помочь Казахстану хотя бы частично закрывать потребности в дизельном топливе не только Мангистауской области, но и в социально уязвимых, остро нуждающихся в дизеле регионах (например, Костанайской области).

Но для осуществления планов компании, которые бы оказали положительное влияние на экономику Казахстана, возникла острая преграда. В марте этого года правительство опубликовало указ о запрете экспорта ряда нефтепродуктов. Под него попала нафта, продажа которой в Европу была для Mangystau Oil Refining крайне важна. Запрет вступил в силу с апреля, и предварительно его принятие с участниками рынка не обсуждалось.

– Изначально в январе текущего года на сайте Минэнерго и портале открытых НПА появился проект указа, согласно которому экспорт нефтепродуктов хотели ограничить на 4 месяца. Узнали мы о нем довольно случайно, и лишь благодаря тому, что наши юристы регулярно мониторят динамику законодательных изменений. Данный документ никак не афишировался, его просто опубликовали и дали неделю на обсуждение. Мы прочитали и ужаснулись: тогда говорилось о полном запрете на вывоз ряда нефтепродуктов с территории Республики Казахстан. Поднялся шум, мы собрались со всеми мини-НПЗ, выдвинулись единым фронтом, поехали в министерство, добились встречи (правда, не с министром или вице-министром, а сначала с заместителем главы департамента переработки и транспортировки нефти, затем с его начальником). Мы спрашивали, почему они протащили такой острый указ, никак не обсудив его с участниками рынка, не предложив никакой альтернативы, не подумав о сотрудниках компаний, которые из-за этого решения могут остаться без работы. После переговоров подписание приказа остановилось, они сделали паузу. Однако 24 марта резко появился указ на запрет экспорта отдельных видов продукции, хоть уже не полностью на вывоз из РК, а за пределы ЕАЭС, но длительностью не 4 месяца, а до 31 декабря 2024 года, – рассказал представитель Mangystau Oil Refining Абдыманап Исабаев.

Абдыманап Исабаев

Правительство Казахстана напрямую объяснило введенный запрет обязательствами перед Россией, связанными с поставками в нашу страну дизельного топлива, от которых наша страна остается зависимой. По имеющимся данным, Казахстан для покрытия своего дефицита намерен закупить у России 830 тыс. тонн дизеля. Эти поставки будут организованы на навязанных нерыночных условиях, по стоимости превышающей внутреннюю в несколько раз: около 800 долларов за тонну.

– Приказ «Об утверждении Перечня нефтепродуктов, запрещенных или ограниченных к экспорту из Республики Казахстан за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза» принят в рамках реализации межведомственного протокола от 6 мая 2019 года между Министерствами энергетики РК и РФ об утверждении Перечня нефтепродуктов, запрещенных или ограниченных к вывозу из РФ в РК, и Перечня нефтепродуктов, запрещенных или ограниченных к экспорту из РК за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. В рамках данного протокола Казахстан импортирует с РФ следующие нефтепродукты: бензин, дизельное топлива, авиакеросин, битум. В свою очередь, во избежание реэкспорта данных нефтепродуктов и аналогичных по свойствам, Казахстан вводит запрет на такие нефтепродукты, согласно встречным требованиям РФ. Так как беспошлинная поставка нефтепродуктов является потерями бюджета РФ, – говорится в ответе вице-министра энергетики Ерлана Аккенженова на июньский запрос ТОО «Mangystau Oil Refining» (документ предоставлен редакции Exclusive.kz).

Данный запрет создал убытки большого количества маленьких казахстанских нефтеперерабатывающих компаний практически мгновенно. Некоторые из них были вынуждены закрыться.

– То, что мы не можем продать нафту, ставит под вопрос расширение нашей компании. К примеру, у нас были переговоры насчет протяжки к нам трубопровода, чтобы подпитываться нефтью от одних недропользователей, но в результате нам сказали, что для этого в первую очередь нужно увеличить мощность производства. А это сильно зависит от стабильности рынка, и пока что из-за того, что государство, вводя свои правила, не учитывает потребности внутренних производителей собственного рынка, мы стабильности никакой не видим, – комментирует ситуацию начальник цеха по переработке углеводородного сырья Mangystau Oil Refining Алексей Райгородский.

Фактически мера, которую правительство принимало для сохранения в стране энергетической безопасности, привела не просто к возможному обрушению планов Mangystau Oil Refining, но и к тому, что в Казахстане так и не смогут увеличиться объемы дизельного топлива, самостоятельно производимого внутри страны.

Алексей Райгородский

Ключевая проблема заключается в том, что нафта получается неизбежно при определенных мощностях нефтепереработки. Фактически, в силу технологического процесса, ее становится невозможно не производить. Встает вопрос рынка сбыта с принятием долгосрочных договоренностей. Но на пространстве ЕАЭС продать нафту не получится, – здесь она, в отличие от Европы, попросту не является востребованной.

– В России избыток собственной нафты. К тому же, там не настолько сильно развита нефтехимическая отрасль, чтобы им приходилось экспортировать. Собственных объемов и без того хватает. В Кыргызстане сейчас схожая ситуация, там тоже все заполнено. Предложения много, спроса мало. Помимо этого, везти из Мангыстау до России и, тем более, Кыргызстана очень далеко. Это колоссальные транспортные расходы, из-за которых продукция станет убыточной. За границей, в европейском направлении, нафта, напротив, востребована благодаря хорошему развитию химической промышленности. Когда можно было экспортировать, мы благодаря этому зарабатывали, и затем направляли полученные деньги на улучшение производства. Сейчас из-за того, что мы не можем экспортировать, нафта накапливается в резервуарах. С апреля у нас идет процедура затоваривания, – объяснил Абдыманап Исабаев.

Для хранения готовых нефтепродуктов Mangystau Oil Refining имеет шесть собственных резервуаров общим объемом 7000 тонн. Из-за сложившейся ситуации компании пришлось дополнительно арендовать порядка 100 железнодорожных цистерн объемом по 600 тонн для хранения сверх-объемов накопленной нафты. Ежемесячно компания вынуждена за них отдавать около 135 тыс. долларов.

Помимо этого, заключен долгосрочный договор с дочерней компанией «КазМунайГаз» ТОО «ТенизСервис», в рамках которого нафта хранится в морском нефтеналивном терминале в поселке Баутино. Однако уже сейчас стоит вопрос о досрочном расторжении договора из-за сложившегося сокращения объемов работ на терминале и потенциального сокращения работников.

Всего сейчас остаются затоварены суммарно более 20 тыс. тонн нафты.

Альтернативным вариантом использования нафты взамен ее экспорта является дальнейшая переработка, однако этот процесс сложный, и осуществить его могут в Казахстане только крупные НПЗ. Mangystau Oil Refining вели соответствующие обсуждения с «КазМунайГаз», но это ни к чему не привело.

Mangystau Oil Refining предлагали на договорных условиях отдавать нафту на переработку АНПЗ с последующим возвратом итоговых нефтепродуктов в виде бензина и продажей результата переработки внутри страны. В результате выяснилось, что и на это в Казахстане существует законодательный запрет, который министерство энергетики не планирует снимать.

АНПЗ взамен предложили самостоятельно покупать нафту у Mangystau Oil Refining. Однако максимально возможную стоимость они назначили 71 тыс. тенге без НДС за тонну. Завод же одну только нефть покупает в 2 раза дороже: 130-150 тыс. тенге за тонну. С учетом переработки нефти в нафту реальная себестоимость продукта составляет около 190 тыс. тенге за тонну. АНПЗ на такую цену не соглашаются.

Переговоры продолжаются, но каждый раз на протяжении четырех месяцев решение вопроса лишь затягивается обещаниями «рассмотреть вопрос», в то время как завод все больше и больше рискует закрыться, из-за чего без работы останутся около 600 человек, а Казахстан потеряет около 2 млрд. тенге ежегодных налоговых поступлений и порядка 20 тыс. тонн крайне нужного стране дизельного топлива. 

– Привлеченные для расширения производства 15 миллиардов заемных средств несут обязательства. Под эти средства мы заложили все, что имеем: заводы, офисы вместе с инфраструктурами и так далее. Сложившаяся ситуация неизбежно приведет к тому, что банк начнет ставить вопрос о ликвидности займа. И если раньше можно было увидеть, что у нас есть налаженные отношения с партнерами и динамика роста производительности, то за последние несколько месяцев, к сожалению, они этого могут не увидеть. Потому что выплаты кредита уже идут с перебоями. И если завод вдруг остановится, а нам будет нечем закрыть кредит, тогда банк поставит вопрос о банкротстве. Пока до этого мы не дошли, и мы, конечно, надеемся, что нас все-таки услышит президент Республики Казахстан, который является гарантом Конституции, – сказал заместитель директора Mangystau Oil Refining Куаныш Тайгуков.

Куаныш Тайгуков

В разговоре с журналистами представитель компании Абдыманап Исабаев также отметил, что завод в имеющейся ситуации должен был закрыться «фактически еще вчера».

– Мое личное мнение в этой ситуации: Казахстан все-таки должен был поддержать отечественного производителя. В любом случае, в любом разе. Да, понятно, что законы уже приняты. Но ведь мы импортируем дизель с Российской Федерации по очень высокой цене в то время, когда в Мангистауском регионе стоит завод, который уже выпускает подакцизные товары в виде дизтоплива, с объемом более 30 тыс. тонн за полгода… Я думаю, государству должно было быть интересно нас поддержать. Но, к сожалению, этого не происходит. Правительству удобнее импортировать у соседа и подписывать соглашение, где ограничиваются права мини-заводов, которые не имеют возможности выпускать конечную продукцию, – добавил замдиректора завода Куаныш Тайгуков.

Ранее, в апреле, Exclusive.kz подробно рассказывал о вступившем тогда в силу приказе Минэнерго о запрете на вывоз нефтепродуктов за пределы стран ЕАЭС и проявившимся влиянии на нефтеперерабатывающую отрасль страны в материале «Мини НПЗ получили “Черную метку”».

Максим Елизаров




4 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Идиёт.
    Закон приняли КАЗАХСТАНСКИЕ власти.
    Хочешь, чтобы не душили, покупай российское дизтопливо с пошлиной. Что такое деньги, когда «патриотизм» под ударом )))

  2. […] Напомним, данный запрет действует в Казахстане с 29 марта. На данный момент его срок – до 29 сентября 2024. Помимо этого, до 31 декабря 2024 года действует запрет на экспорт за пределы таможенной территории ЕАЭС светлых нефтепродуктов, газойлей и битума железнодорожным транспортом, про влияние которого Exclusive.kz писал в материалах «Мини НПЗ получили “Черную метку”» и «Почему судьба мини-НПЗ страны в руках Минэнерго?». […]