«Один пояс – один путь»: перспективы и риски для Казахстана
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев завершил официальный визит в Китай, в рамках которого принял участие в 3-м Форуме международного сотрудничества «Один пояс, один путь», где Казахстан представил ключевые идеи для расширения сотрудничества.
В рамках форума Токаев выдвинул ряд стратегически значимых предложений, которые направлены на дальнейшую интеграцию и сотрудничество между двумя странами. Одной из ключевых идей стало создание Партнерской сети стратегических портов, логистических центров и почтовых хабов. Президент также подчеркнул интерес Казахстана к совместному производству транспортных судов и контейнеров, а также стремление страны стать авиационным хабом для ведущих авиакомпаний мира.
Эти предложения можно рассматривать как часть более широкой стратегии развития транспортной инфраструктуры и диверсификации транспортно-логистической сферы в Казахстане. Подобные шаги, безусловно, способны укрепить экономический потенциал Казахстана, привлекая иностранные инвестиции и стимулируя деловую активность в секторе малого и среднего бизнеса. В долгосрочной перспективе это поможет усилить экономические связи между Китаем и Казахстаном, создавая новые возможности для предпринимателей обеих стран.
«Один пояс – один путь» предоставляет странам-участницам новые возможности и перспективы в сферах экономики, финансов и транспортно-логистической инфраструктуры. Но, как и любые возможности, есть вызовы, связанные с доминированием китайской экономики и большими финансовыми долгами перед Китаем.
Например, по оценкам Всемирного банка, при текущих темпах роста проекта «One Belt One Road» может увеличить ВВП Казахстана на 21%. Тем не менее, несмотря на положительные аспекты, существуют серьезные проблемы, включая сложности в инфраструктуре и недостаточную прозрачность в сфере транспортно-логистики.
Исторические события показывают, что двусторонние переговоры между Казахстаном и Китаем в рамках проекта «Один пояс – один путь» начались в 2013 году. 6 сентября 2013 года Председатель КНР Си Цзиньпин прибыл в Казахстан с официальным визитом, и в рамках проекта была подписана совместная декларация о дальнейшем углублении всестороннего стратегического партнерства.
В декабре 2014 года в ходе переговоров между двумя странами были обсуждены 50 экономических проектов общей стоимостью 60 млрд долларов. В августе 2015 года во время визита Нурсултана Назарбаева в Китай были подписаны 33 документа, включая 28 соглашений в области индустриализации и инвестиций на сумму 23,4 млрд долларов.
Также в 2015 году, 13 декабря, в рамках проекта «Один пояс и один путь» была утверждена «Программа приграничного сотрудничества РК и КНР на 2015-2020 годы». А в 2016 году было достигнуто соглашение о 51 проекте общей стоимостью более 27 млрд долларов в сферах промышленности, транспорта, инноваций и логистики.
Через год, в мае было подписано трехстороннее соглашение между АО «Национальная компания «Қазақстан Темір жолы», портом Ляньюньган и COSCO Shipping о совместном развитии сухого порта KTZE-KHORGOS Gateway на Специальной экономической зоне «Хоргос Восточные ворота». В период с 2015 по 2018 годы было успешно реализовано 12 совместных проектов Казахстана и Китая общей стоимостью в 3,8 млрд долларов.
С 2013 по 2020 годы, в рамках инициативы «Один пояс и один путь», Китай инвестировал в экономику Казахстана около $18,5 млрд, из которых $3,8 млрд были направлены в сферу транспорта.
В 2022 году объем транзитных грузоперевозок по железной дороге Казахстана в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута увеличился на 1,1 млн тонн и достиг 9,4 млн тонн. Также удвоились транзитные грузоперевозки автотранспортом из Китая и составили 980,6 тысяч тонн. На данный момент, в рамках согласования казахстанской программы «НұрлыЖол» и китайской инициативы «Один пояс и один путь», реализуется ряд крупных совместных проектов на общую сумму более $21 млрд. За год выполнения инициативы успешно завершены такие пилотные проекты, как Шымкентский РТС, Алматинская солнечная электростанция, Северо-Казахстанский агротехнопарк, завод по производству тепловыделяющих сборок в Восточно-Казахстанской области, Кызылординский стекольный завод, автопарк в Костанайской области и другие.
Ретроспективный анализ свидетельствует о положительной динамике, которую данный проект приносит экономике и инфраструктуре Казахстана, а также его воздействии на промышленность и создание новых рабочих мест. Важно отметить, что эти цифры основаны на официальных источниках, но следует учитывать наличие конфиденциальной информации, связанной с реализацией проекта.
Таким образом, за десять лет проект привлек более 152 стран и 32 международных организаций, подписавших более 200 соглашений о сотрудничестве и реализации более 3000 совместных проектов. Это способствовало созданию 420 тысяч рабочих мест и увеличению ВВП стран с низкими доходами на 3,4%.
С точки зрения геополитики инициатива изменяет баланс сил в регионе, влияя на экономическую карту Евразии и геополитическую значимость Центральной Азии, включая Казахстан. С экономической стороны, проект способствует увеличению товарооборота, развитию малого и среднего бизнеса, промышленному сектору и решению экологических проблем.
Таким образом, к сильным сторонам этого масштабного инфраструктурного проекта можно отнести привлечение инвестиций и расширение торговли, развитие транспортной инфраструктуры, увеличение иностранных инвестиций и дополнительных доходов, повышение уровня индустриализации страны через создание крупных заводов и производств, развитие энергетического сектора.
В то же время, в ходе его реализации выявились и слабые стороны в видесохраняющихся инфраструктурных барьеров, которые могут препятствовать привлечение иностранных инвестиций, недостаточная прозрачность и развитие интернет-инфраструктуры в сфере торговли и логистики, административные дисфункции.
В то же время, необходимо воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет этот проект в области развитиятранспортно-логистическая инфраструктуры Казахстана. Кроме такого важного эффекта, как открытие новых рабочих мест, развитие и оптимизация транспортно-логистической инфраструктуры Казахстана превращает его во влиятельного регионального игрока, а контроль над главными транзитными маршрутами существенно отражается на геополитическом влиянии Казахстана.
Но при реализации таких масштабных проектов неизбежны и угрозы в виде коррупционных рисков при заключении сделок, а также высокая зависимость от одного транспортного коридора.
Не стоит недооценивать и риски, связанные с политической психологией, включая синофобию среди населения, что может привести к некоторым трениям и недоразумениям. Не исключены и возможные конфликты интересов в связи с инфраструктурными проектами, а также экологические риски, связанные с транспортно-логистическими перевозками и их воздействием на изменение климата. Определенное влияние имеют и издержки, связанные с ростом внешнего долга Казахстана перед Китаем.
Учитывая все это необходима разработка стратегических мер, которые могли бы обеспечить устойчивое развитие Казахстана. Прежде всего, стоит выработать альтернативные маршруты и транспортные сети, снижая тем самым зависимость от китайских поставок и транзитных маршрутов. Второй важный шаг — продвигать цифровизацию в инфраструктурной сфере, обеспечивая открытость и прозрачность, что позволит сократить вероятность коррупционных рисков и повысить доверие общества к инвестиционным решениям и политике. Кроме того, не следует упускать из виду географическое положение нашей страны, и в этом контексте, разработку целесообразной экономической политики в сфере логистики, а также снятие преград, будь то законодательные или торговые барьеры, которые играют важную роль в стремлении занять весомое место на мировой логистической карте.
Все эти меры должны опираться на тщательный анализ данных и событий, чтобы предложить оптимальные механизмы и инновационные подходы. Наконец, создание разнообразных транспортных направлений и step by step (шаг за шагом) строить транспортно-логистическую независимость становятся важными этапами в реализации данной стратегии.
Перспективы проекта также напрямую зависят от укрепления доверительных и прочных партнерских отношений с Китаем и странами Центральной Азии. В данном контексте необходимо акцентировать внимание на ключевой географической роли Казахстана и его инфраструктурном потенциале. Здесь важно подчеркнуть стратегическое геополитическое положение Казахстана. Используя свою географическую уникальность и экономический потенциал, а также политическую стабильность, Казахстану необходимо активно работать в данном направлении, при этом оставаясь бдительным и прозорливым в интересах своего экономического развития.
Комментариев пока нет