Что такое Глобальный Юг?
В наши дни постоянно используется термин «Глобальный Юг». Например, некоторые комментаторы предупреждают, что вторжение Израиля в сектор Газа «отчуждает страны Глобального Юга», и мы часто слышим, что страны «Глобального Юга» хотят прекращения огня в Украине. Но что имеют в виду люди, когда используют этот термин?
Географически он применим к 32 странам, расположенным ниже экватора (в Южном полушарии), что отличает их от 54 стран, которые целиком находятся к северу от него. Однако этот термин часто ошибочно используют в качестве краткого названия для глобального большинства, хотя большинство мирового населения живёт выше экватора (и там же находится основная часть мировой суши). Например, мы часто слышим, что Индия, самая густонаселённая страна мира, и Китай, который занимает второе место по численности населения, соперничают за место лидера Глобального Юга. С этой целью обе страны недавно провели дипломатические конференции. Однако обе расположены в Северном полушарии.
Соответственно, этот термин является в большей степени политическим лозунгом, чем точным описанием мира. И в этом смысле он, судя по всему, приобрёл популярность, выполняя роль эвфемизма для замены менее приемлемых терминов. Во время Холодной войны говорили, что страны, не присоединившиеся к американскому или советскому блокам, принадлежат к «Третьему миру». В 1955 году в индонезийском Бандунге неприсоединившиеся страны провели собственную конференцию, и до сих пор 120 стран входят в ослабевшее движение неприсоединения.
После краха Советского Союза в 1991 году идея неприсоединившегося Третьего мира во многом потеряла смысл. Какое-то время было принято говорить о «менее развитых странах». Но у этого термина был уничижительный оттенок, поэтому вскоре люди начали называть их «развивающимися странами».
С этим термином имеются свои проблемы (ведь не все страны с низкими доходами развиваются), но он оказался полезным в контексте дипломатии ООН. «Группа 77» (G77) сейчас включает 135 стран и занимается продвижением их коллективных экономических интересов. Но вне контекста ООН между членами этой группы слишком много различий, чтобы их организация начала играть сколь-либо значимую роль.
Есть другой причудливый термин, ставший модным: «emerging markets» («новые рынки», или «страны с новой рыночной экономикой»). Он применяется к таким странам, как Индия, Мексика, Россия, Пакистан, Саудовская Аравия, Китай, Бразилия и ещё некоторым. В 2001 году Джим О’Нил, работавший тогда управляющим директором в банке Goldman Sachs, придумал аббревиатуру БРИК для статьи, в которой он назвал Бразилию, Россию, Индию и Китай странами с новой рыночной экономикой, имеющей высокий потенциал для роста. Хотя О’Нил занимался анализом инвестиций, некоторые политические лидеры, в том числе президент России Владимир Путин, ухватились за идею такой группы стран как за потенциальную дипломатическую площадку для противодействия глобальному влиянию Америки.
В 2009 году – после серии предварительных встреч – был проведён первый саммит БРИК в российском Екатеринбурге. А уже в следующем году к этой группе присоединилась ЮАР, и она получила название БРИКС. В августе прошлого года на 15-м саммите БРИКС президент ЮАР Сирил Рамафоса объявил, что шесть стран с новой рыночной экономикой (Аргентина, Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ) присоединятся к блоку 1 января 2024 года.
С тех пор как БРИКС превратился в орган, проводящий конференции, его часто воспринимают как представителя Глобального Юга. Но опять же, Бразилия и ЮАР (а теперь ещё и Аргентина) – это единственные члены группы из Южного полушария. А в качестве политической замены Третьего мира группа БРИКС довольно ограничена как концептуально, так и организационно. Хотя некоторые из членов группы являются демократическими странами, большинство из них – авторитарные, при этом многие конфликтуют между собой.
Например, Индия и Китай сражаются за спорную границу в Гималаях; Эфиопия и Египет спорят по поводу водных ресурсов реки Нил; Саудовская Аравия и Иран соперничают за стратегическое влияние в Персидском заливе. Кроме того, участие России делает посмешищем любые претензии этой группы на представление Глобального Юга.
Главная ценность этого термина – дипломатическая. Хотя Китай является страной со средними доходами, находится в Северном полушарии и конкурирует с США за мировое влияние, он любит изображать из себя развивающуюся страну, которая играет важную роль лидера внутри Глобального Юга. В разговорах с китайскими учёными во время недавнего визита в Пекин я обнаружил, что между ними имеются разногласия. Одни считают этот термин полезным политическим инструментом, в то время как другие полагают, что более точной терминологией стало бы деление мира на страны с высокими, средними и низкими доходами. Впрочем, даже если это так, не у всех стран с низкими доходами одинаковые интересы или приоритеты. Например, у Сомали и Гондураса совершенно разные проблемы.
У журналистов и политиков такие термины, как «страны с высокими, средними и низкими доходами», не очень легко слетают с языка, и они не очень хорошо выглядят в заголовках. Стремясь к альтернативному краткому названию, они будут и дальше использовать выражение «Глобальный Юг». Но любой, кто заинтересован в более точном описании мира, должен с настороженностью относиться к этому термину, вводящему в заблуждение.
Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет